Урбанизация и «Зеленое кольцо»
Департаментом транспорта разработана новая концепция развития маршрутов для велосипедистов, получившая название «Зеленое кольцо».
Желание московского Департамента транспорта создать и популяризировать в городе велосипедную инфраструктуру мирового уровня приобрело вид мастер-плана. Именно так называется комплексный документ, где обозначен план развития и перечислены все необходимые шаги. В ближайшее время проект будет обсужден на уровне правительства города. Для реализации всего задуманного в стратегии закладывается несколько лет. Одна из главных концепций мастер-плана — создание «Зеленого кольца», связной сети маршрутов между парками и зелеными зонами, а также станциями метрополитена и другого транспорта между Третьим транспортным кольцом и МКАД.
Около двух лет назад Департамент транспорта начал масштабную программу по развитию велотранспортной инфраструктуры, и с тех пор эти планы приобрели еще большие охват и системность. Кроме того, что уже сделано — а это строительство велодорожек и установка светофоров для велосипедистов, расширение сети городского велопроката и активная информационная кампания в поддержку велопроката и безопасности езды на велосипеде, прошедшие мероприятия и велопарады, — есть желание обозначить и векторы долгосрочного планирования, а главное, выделить основные приоритеты развития. Это безопасность, связность, комфорт и устойчивость. Идея создания единого кольцевого маршрута, проходящего по территории между ТТК и МКАД и соединяющего большинство находящихся в этих пределах крупных и не очень парков, получила название «Зеленое кольцо». Концепция проходит утверждение, и в случае позитивного решения именно на ее реализации власти будут сконцентрированы в ближайшие несколько лет.
Длина маршрута «Зеленого кольца» составит приблизительно 75 километров и объединит 15 крупных парков и лесопарков, обеспечит доступ к ним для велосипедистов из прилегающих зон и создаст безопасные велосипедные связи между зелеными зонами и районами города. «Идея „Зеленого кольца“, во-первых, соответствует задачам Департамента культуры — оно могло бы способствовать децентрализации мест отдыха и досуга. Кроме того, кольцо сможет выгодным образом соединить подведомственные парки, создать единый маршрут, хотя сделать его непрерывным не везде возможно. Между парками должны быть коммуникативные связи — пешеходные, велосипедные, речные. Культурная связанность — это уже надстройка, которая достигается больше через деятельность учреждений, посетителей, нежели территориально», — говорит замдиректора Мосгорпарка Светлана Максимченко.
Кольцо будет соединено с существующей системой веломаршрутов по берегам рек Москва и Яуза, вдоль которых также планируется дальнейшее развитие велодорожек. Новые маршруты соединяют жилые районы Москвы между собой и обеспечат доступ к станциям скоростного общественного транспорта и транспортным пересадочным узлам — тем самым создавая хордовые маршруты и позволяя комбинировать велосипед с передвижением на различных видах общественного транспорта. Маршрут «Зеленого кольца» проходит мимо 18 станций метро, 2 станции легкого метро и 6 железнодорожных платформ.
Многие велодорожки будут строить раздельно с полосами автомобильного движения — для обеспечения максимального комфорта и безопасности велосипедистов. Однако не везде это будет необходимо — где-то дорожки могут быть совмещены с дорожной сетью, где-то с существующими пешеходными маршрутами.
Очевидно, что серьезной задачей станет обеспечение удобного преодоления препятствий на пути велосипедистов — это мосты, железнодорожные переезды, эстакады, подземные и наземные переходы. Проектировщики определили оптимальные места для проезда подобных участков, рассмотрев «коридоры» трассировки маршрута.
«Зеленое кольцо»: альтернативы трассировки маршрута
Чтобы решить проблемы на маршруте, предполагается вписывать проектируемые в сложных условиях участки в существующую транспортную инфраструктуру или обустраивать новые пандусы, мосты или переезды для велосипедистов. В особенно труднопреодолимых местах будут рассматриваться варианты возведения специальных велосипедных мостов и переездов на манер существующих в европейских странах. Что касается перекрестков и пересечений, где сейчас велосипедистам приходится пользоваться подземными пешеходными переходами, концепция предполагает реконструкцию именно переходов — их перестроят таким образом, чтобы велосипедист мог не спускаться с велосипеда и не тащить его на себе по лестнице.
На сегодняшний день москвичи чаще используют велосипед с целью проведения досуга — им создаваемый маршрут позволит сделать свои развлекательные поездки еще более комфортными, а значит — мотивировать совершать их чаще. При этом для тех, кто уже сделал свой выбор в сторону активного использования велосипеда как городского транспорта, он станет подтверждением их правоты и знаком поддержки со стороны городских властей. Помимо строительства самих велодорожек в рамках реализации «Зеленого кольца» в значительной степени будет разработана система навигации и брендинг маршрутов. На маршруте будут организованы общественные пространства, где можно будет отдохнуть или перекусить, а также воспользоваться сервисом для велосипеда (например, подкачкой колес). Особое внимание будет уделено вопросам ухода за дорожками в зимнее время, а также установлено освещение для езды в темное время суток.
Международный опыт
Подобные масштабные проекты по развитию велосипедной инфраструктуры уже реализовывали и в других городах мира. В датском Копенгагене, второй велосипедной столице мира после Амстердама, вся транспортная сеть адаптирована под велосипедистов именно по модели «зеленых колец», а велосипедные маршруты проложены в отдалении от автомобильных дорог — через набережные и пешеходные улицы. Центр города максимально разгружен от машин, и на велосипеде можно проехать маршруты длиной до 110 километров. В немецком Гамбурге проект по благоустройству и озеленению городских пространств по примеру Копенгагена запустился в 2013 году — однако здесь основным пунктом в программе идет строительство сети радиальных, а не кольцевых велосипедных и пешеходных маршрутов, которые соединяют центр города с окраинами. За 15–20 лет 40% территории Гамбурга планируют полностью реконструировать, заместив бетон и асфальт зелеными массивами.
Разумеется, подобный проект полностью изменит и экологию города — сейчас, несмотря на реальную готовность жителей пересесть на велосипеды, автомобиль здесь по-прежнему более популярный вид транспорта, и это не может не отражаться на количестве вредных веществ в воздухе. Еще показательный опыт — создание велосипедных маршрутов в Нью-Йорке. Наибольшей популярностью пользуется 30-километровый маршрут в Бронксе, который был спроектирован для максимального комфорта велосипедистов — он проходит вдоль исторических зданий, затем мимо красивого пляжа Орчард-бич и далее на север города.
Другие материалы на тему «Велосипеды в Москве»