Поводом для выставки, которая будет идти до 17 ноября, стало столетие со дня рождения классика советской фотографии и одного из первых фотоколлекционеров в СССР.
Пять разделов экспозиции отражают основные периоды творчества Льва Бородулина: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, которые мастер сделал уже после переезда в Израиль.
Бородулин — художник с дипломом
Лев Бородулин учился на художника в Московском полиграфическом институте во время Великой Отечественной войны. Точнее в 1941 году, после первого курса будущий фотограф ушел на фронт. Институт Лев окончил после войны, откуда привез не только медали «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина», но и свой первый фотоаппарат — трофейную «лейку».
Куратор выставки «Лев Бородулин. Предугадать момент» в Еврейском музее и центре толерантности
«Бородулин — художник по образованию. Не секрет, что многие фотографы не имеют художественного образования. А Бородулин окончил институт после возвращения с войны, и в его работе с композицией снимка всегда чувствуется большая осмысленность. Острые ракурсы — дань любви к искусству авангарда и, конечно, к Родченко».
Бородулина критиковал член Президиума ЦК КПСС Суслов, что, впрочем, добавило фотографу популярности
Бородулин много снимал для «Огонька», а его кадр с летних Олимпийских игр 1960 года в Риме, который был опубликован на обложке, критиковал член Президиума ЦК КПСС Михаил Суслов.
История кадра хорошо известна: во время соревнований по прыжкам в воду Бородулин поднялся на вершину вышки, которую использовали спортсмены, чтобы заснять прыгунов, соревновавшихся с более низкого яруса. Кадр был снят сверху вниз, практически перпендикулярно бассейну: Бородулин стремился искать неожиданный взгляд на привычные темы и события.
Фоторедакторы «Огонька» решили, что этот кадр вполне может стать символом главных соревнований в жизни спортсмена, однако тогдашний секретарь ЦК КПСС и один из главных партийных идеологов Михаил Суслов на одном из заседаний назвал кадр «летающей жопой». Бородулина отозвали с Олимпиады, затем критиковали, обвинив в формализме. Впрочем, в некотором роде это только укрепило его репутацию авангардиста. В 1973 году фотограф переехал в Израиль, где снимал спортивные мероприятия, а также повседневный быт.
«Главная тема работ Бородулина — cпорт, фотография „С вышки“ — его самая узнаваемая работа, снятая во время Олимпиады в Риме. Ракурс, который выбрал фотограф, показался советской цензуре вызывающим. Бородулин тяготел к резкой и острой композиции, любил располагать объектив таким образом, чтобы возникала острота в построении кадра».
«Эстетика, присущая оттепели, прослеживалась во многих работах Бородулина. В это время в европейском, а после и в советском кино главенствовал неореализм, который влиял в том числе и на эстетику спортивной фотографии. Хорошим примером будет „Эстафета“ — это минималистичный кадр.
Кроме того, Бородулин был убежденным формалистом, и часто бывает так, что вы смотрите на его фотографии и не сразу видите детали кадра (я не говорю сейчас о близких съемках). Иногда его съемка спортивных соревнований выглядит как абстрактный орнамент на плоскости и не распадается на сюжет».
Бородулин — первый советский коллекционер фотографии
Его коллекция считается одним из крупнейших частных собраний советской фотографии, в котором можно найти снимки Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея и других легендарных мастеров.
«Бородулин собирал работы главных мастеров фотографии. В его коллекции есть и снимки двадцатых годов — например, и Родченко, и Эль Лисицкий, и Дзига Вертов и его „Человек с киноаппаратом,“ и Хлебников — все это, первые имена отечественной фотографии».
Работы Бородулина любят мировые аукционы и премии
Фотографии Льва Бородулина продавались на престижных аукционах Sotheby’s и Christie’s, английский ежегодник «Photography Year Book» признал его звездой мировой фотографии (1964), японская газета «Асахи» назвала «лучшим фотографом года»(1967), а в 1971 году Бородулин был награжден золотой медалью в области спортивной фотографии.
«Работы Бородулина продавали практически все европейские и американские аукционные дома, а не только Sotheby’s и Christie’s. Работа » Трудный нокаут« 1958 года была продана на Sotheby’s за 4000 фунтов, „Конькобежцы бегут по плавной дуге“ 1955 года — за 3750 фунтов. За „Парад“ 1956 года выручили 5288 долларов».
Организовали выставку «Лев Бородулин. Предугадать момент» Еврейский музей и Израильский культурный центр «Натив» при посольстве государства Израиль в РФ.