«Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» «Знаки любви»
Московский инди-оркестрик с первого же трека бьет наотмашь и играет о завтра, которое так и не случилось. Альбом полон сочувствия ко всем, кто в беде. «Знаки любви» — про сохранение тепла в кризисные времена. Звук под стать — самый прямолинейный и самый танцевальный диск «Дивизии». Когда‑то группа перепела «Мы хотим танцевать» «Кино», и теперь продолжает исповедовать формулу Цоя: если мир в огне, только и остается что плясать и обнимать ближнего своего.
Наадя «Решения»
Альбом-камбэк дивы российского инди. Надя Грицкевич продолжает раздавать всем сестрам по серьгам: себе, партнерам, окружающим и обществу. Кто‑то неприятный стучит в дверь, шуршат ударные, пищит напряженный электронный бас, а поверх всего этого Наадя с присущим только ей трагическим равнодушием поет о том, что мы все больны и нам всем больно, но надо как‑то жить и принимать решения.
Сверкай «Медиум»
Юля Сверкай, о которой мы уже не раз писали, сейчас одна из самых интересных инди-певиц, поющих на русском языке. «Медиум» — это, с одной стороны, плотный синтезаторный звук, танцевальная музыка не для танцев, но для непрерывного движения из точки А в точку Б, с другой — сильный голос, поющий о слабостях человеческих, и чувственная лирика про отсутствие чувств. Лучшие моменты — дуэты с музыкантом Проспал. Там разверзаются совсем уж экзистенциалистские глубины. «Медиум» — яркий и жестокий альбом о том, как мы разучились говорить и потеряли эмпатию.
Gauga «Kamfit»
Татарстанская инди-сцена с каждым годом становится все интереснее. Пора уже ее понять и полюбить. Начать предлагаю с вот этого альбома казанской группы. Это тот самый тип рок-музыки, где не стыдно мешать любовь и кровь, где надрывный вокал с хрипотцой и гитарные запилы не выглядят пошлостью. «Kamfit» — это самый страстный альбом, что выходил в России за последние полгода. Настоящий РОК капслоком. Музыка для того, чтобы ворваться на танцпол.
Тима Ищет Свет «Небоскреб, ч. 1»
Тима Якимов успешно продолжает бесконечные самокопания — и вместе со своими болями вытаскивает на свет боли общественные. Его песни поминают диктаторов и Оксимирона*, близких к власти паяцев и неудержимую дорогу нас всех к смерти. Это диагностически точный портрет взрослого человека на фоне большой истории, которая творится против его воли. И нарисован этот портрет как всегда резвой и резкой музыкой на стыке хип-хопа («Если») и интимного инди («Лебединая песня»).
Chappaqua Wrestling «Plus Ultra»
Манчестерские рок-фрешмены теперь играют дрим-поп с ударением на последнее слово. Так делали в начале девяностых Ride. Метод сколь избит и прост (см. группы Jaws и The Night Cafe, работающие схожим образом), столь и эффективен. Это музыка, которая одновременно побуждает к каким‑либо действиям (как минимум, подъему с кровати) и отправляет тебя в космос размышлений. Песни вроде «Wide Asleep» или «Kulture» — идеальные фестивальные кричалки и одновременно лучшая музыка для прослушивания по пути на работу, особенно если вам еще нет 30 и все впереди.
Foo Fighters «But Here We Are»
Оправляясь от смерти матери и гибели друга и барабанщика Тейлора Хокинса, Дейв Грол с соратниками не стал экспериментировать с чужеродными жанрами, не увлекся печальной лирикой, а записал альбом Foo Fighters, какими мы их полюбили. Хокинсу, хочется верить, понравилось бы. «But Here We Are» — крикливый, полиритмичный альтернативный рок на грани нервного срыва от имени человека, который пытается таким образом справиться с грузом потерь и одновременно тяжестью собственной славы. Тут есть и страстные боевики (заглавная и «The Teacher»), и энергичные баллады («Glass», «Beyond Me»), и даже мечтательный рок в духе старых хитов группы типа «Aurora» и «Walking After You» («Show Me How», который Грол записал со своей дочерью Вайолет — наверное, лучшая песня с альбома). Дейв Грол вопреки всему остается главным часовым рока, человеком, благодаря которому старорежимная гитарная музыка еще не отправилась пылиться в музей.
Fred Again и Брайан Ино «Secret Life»
Хозяин инди-танцполов и бог-продюсер сотворили идеальный альбом для расслабона. Первый отвечает за то, чтобы собрать отзвуки природы и культуры со всего мира, развесить их как гирлянду в комнате перед новым годом. Второй настраивает ее так, чтобы она не бесила, а медленно убаюкивала. «Secret Life» приятен своей необязательностью: два успешных человека с разницей в возрасте в несколько десятков лет создают красочную и одновременно функциональную музыку. Всем, кто ложится спать, нужен этот альбом.
The Murder Capital «Gigi’s Recovery»
Апофеоз так называемого брекзиткора (у нас в России так называют постпанк из Британии последних лет, но вообще, так, кроме нас, никто не делает). Ирландская группа находит баланс между экзистенциальным мраком и сырым мясистым звуком. Получается практически поп-альбом. Песня «A Thousand Lives» — лучший трек о любви в этом сезоне.
Westerman «An Inbuilt Fault»
Инди-бард, который мешает акустику и софисти-поп восьмидесятых, продолжает двигаться по лестнице в небо подальше от прозаического бедлама обычной жизни. А тот до него все равно добирается, чертяка. «An Inbuilt Fault» — это тихие и бесконфликтные по звуку разборки с самим собой. Самый интроспективный альбом в этом списке — и самый умиротворяющий. Под неспешную акустику и постукивания-позвякивания синтезаторов и иных инструментов Уилл Уэстерман пытается ответить сам себе на вопрос, зачем ему вся эта жизнь. И, кажется, ему это удается.
* Оксимирон (Мирон Федоров) признан Минюстом России иноагентом.