Вторая жизнь Фальконье: как петербуржцы возродили производство стеклянных кирпичей

10 апреля 2023 в 19:40
Фото: Предоставлено Никитой Андреевым
Восемь лет назад друзья из Петербурга заметили необычные стеклоблоки в стене заброшенного дома. С тех пор они восстановили утраченную в прошлом веке технологию производства кирпичей Фальконье, а 7 апреля открыли выставку «Фальконье. Архитектура света». «Афиша Daily» рассказывает их историю и советует, где в городе увидеть удивительные кирпичи.
Никита Андреев

Искусствовед, куратор выставки «Фальконье. Архитектура света»

Стеклянные кирпичи, выдуваемые вручную, в 1886 году запатентовал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье. Их использовали там, где было запрещено устанавливать обычные окна по строительному уставу — из‑за возможности распространения огня при пожаре или чтобы сохранить тайну частной жизни, например на брандмауэрных стенах, выходящих во двор соседа. Через такие блоки ничего не было видно, они рассеивали свет, были прочными и огнеупорными, мало весили, имели хорошую звуко- и теплоизоляцию. По сути это первые стеклопакеты.

Разработка стала популярной после Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Сначала кирпичи производили в Польше, но вскоре патент купили несколько российских заводов. Строительный материал стал популярен, его использовали в том числе всемирно известные архитекторы: Эктор Гимар, Гюстав Перре, Ле Корбюзье. В начале XX века кирпичи Фальконье применяли на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в декоративных панно и эркерах и даже в зимних садах и оранжереях.

После Второй мировой войны стеклянные кирпичи уступили место стеклоблокам. Их изготавливали промышленным способом, без применения ручного труда: просто спаивали две отпрессованные пластины в единое целое. В результате получалось гораздо больше продукции и меньше брака — так ушла эпоха кирпичей Фальконье.

Я впервые увидел кирпичи Фальконье, когда был студентом Академии Штиглица. На увлечение историей архитектуры наложилась моя любовь к руфингу. Я искал новые крыши, лазал по заброшенным домам, изучал исторические детали, а находки публиковал в соцсетях. Однажды, гуляя по заброшенному дому инженера Басевича в Петербурге, увидел растресканное окно. Оно было выложено нетипичными зеленого-голубыми стеклянными кирпичами. Парочку выпавших образцов забрал себе. После нескольких прогулок собрал небольшую коллекцию. Стал разбираться, что это. В архивных материалах исследователи архитектуры описывали блоки как шестигранные или ромбовидные стеклянные кирпичи — при этом нигде не встречалась фамилия Фальконье.

В какой‑то момент наткнулся на блог одного американского любителя стекла и нашел у него раздел про Фальконье. В 2018 году он опубликовал анонс выставки «Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье» в швейцарском городе Ньюон, где родился их создатель. Связался с сотрудниками Государственного музея архитектуры имени Щусева (МУАР), чтобы поделиться информацией о стеклянных кирпичах. Дальше все сошлось: вместе с куратором музея Анной Кистановой посетили выставку в Ньюоне. Вдохновившись, директор МУАР Елизавета Лихачева (с марта является директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. — Прим. ред.), решила организовать похожую в России, а меня пригласили в качестве куратора.

В процессе подготовки проекта появилась идея украсить часть проемов пространства флигеля «Руина» в музее архитектуры, где будет проходить выставка, стеклянными кирпичами. Использовать ценные оригиналы для этой цели не хотели, поэтому решили попробовать восстановить утраченную технологию. Тогда я обратился к настоящему экспериментатору в стеклоделии, преподавателю технологии материалов в Академии Штиглица и технологу мастерской NWGlass.lab Ивану Петровичу Козицыну. Он отсканировал оригинальные образцы из моей коллекции, построил 3D-модели, напечатал их из пластика. Вместе мы сделали первые формы из дерева и гипса, проработали отжиг. За год добились максимального соответствия новых блоков аутентичным кирпичам. Чтобы изготовить 100 изделий, сегодня нужна неделя. 20–25 штук можно сделать примерно за сутки.

Кирпичи мы делаем из использованной стеклянной тары, которую собираем в петербургских барах и ресторанах. Разбиваем ее на мелкие куски, засыпаем в специальный горшок и отправляем в печь на 12–18 часов. Полученную массу выстаиваем — так из стекла выходит кислород, и кирпичи в итоге становятся ровными и более прозрачными. Затем стеклодув прогревает материал и выдувает в специальную металлическую форму. Когда стекло ее схватывает, будущее изделие извлекают, отделяют от трубки и отправляют на отжиг. В печи оно сначала нагревается до 600 градусов, а потом медленно остывает до 40. Стоимость одного блока варьируется от 3000 до 5000 рублей.

В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове и других городах есть множество жилых и общественных зданий, где использовали стеклянные кирпичи Фальконье, но не все окна сохранились до наших дней. С помощью новых блоков нам удалось восстановить перегородку между парадной и служебной лестницами в доходном доме Я.А.Бабушкина в Москве, фасадные окна в доходном доме А.И.Ерошенко в Петербурге и в доме крестьянки Прасковьи Шелухиной в Нижнем Новгороде. Сейчас идет реставрация окна склепа семейства Кноп на Введенском кладбище — блоки готовы, но установят их к лету. Ранние образцы мы не использовали в работе — чтобы достичь реставрационного качества, потребовалось около полугода. Посмотреть их и проследить эволюцию нашего исследования можно на выставке в музее архитектуры. Кроме того, мы представили разные модели кирпичей Фальконье — от самых распространенных в Российской империи до редких моделей — а еще примеры сырья, формы и инструменты для выдувания. Надеемся, она поможет современным дизайнерам и архитекторам переосмыслить наследие и вдохнуть в стеклянные кирпичи новую жизнь.

Где посмотреть на кирпичи Фальконье в Петербурге и Москве

Москва

Вагонный сарай Бутырского трамвайного депо «Второго (Бельгийского) Общества конно-железных дорог»
Нижняя Масловка, 15

Здание построено в конце XIX века по проекту технической конторы инженера А.В.Бари. Изначально оно принадлежало Бельгийскому акционерному обществу, которое прокладывало конно-железные дороги в Москве. Именно отсюда выехали первые городские вагоны. Раньше три пары въездных ворот завершались тремя арками, остекленными кирпичами Фальконье, пропускающими в помещение дневной свет. Со временем окна заложили кирпичом, но в 2021 году сарай отреставрировали, а стеклянные кирпичи собрали из трех поврежденных окон с утратами в одно целое.

Дом Московского Политехнического общества
Малый Харитоньевский пер., 4

Здание построено в 1905–1907 годах по заказу Московского Политехнического общества, учрежденного в 1877 году для объединения выпускников Императорского Московского технического училища (ныне — МГТУ имени Н.Э.Баумана). Кроме него, здесь до 1917 года располагались редакции нескольких профильных журналов, выступали с докладами Павлов, Циолковский, Жуковский и Лебедев. Фиолетовыми кирпичами Фальконье в нем выложены брандмауэрные окна с обеих сторон дома.

Доходный дом Ломакиной
Гиляровского, 20, стр. 2

Эклектичное здание со сложным ломаным силуэтом и фасадами в стиле северного модерна было построено в 1909 году. На северной брандмауэрной стене раньше были скругленные сверху окна, выложенные кирпичами Фальконье. В советское время часть окон заложили. Сегодня стеклоблоки можно увидеть в чердачных окнах-бойницах в аттике фасада.

Государственная библиотека имени В.И.Ленина

Воздвиженка, 3/5, стр. 5

Здание РГБ возвели в 1940-х по проекту Щуко и Гельфрейха и украсили скульптурным фризом, отдельными статуями на балюстраде, выходящей к Моховой, медальонами с портретами ученых и литераторов, начиная с Архимеда. Уникальные книжные собрания находятся в многоярусном книгохранилище, окна которого выложены стеклянными кирпичами Фальконье.

Петербург

Дом ювелирной фирмы «Фаберже»

Большая Морская, 24

В 1900 году для Карла Фаберже было построено здание в стиле модерн с элементами неоготики по проекту архитектора Карла Шмидта. Здесь были мастерские, магазин и 15-комнатная квартира хозяев. В 1918 году хозяин дома уехал в Лозанну. На первом этаже стали продавать золотые и бриллиантовые вещи, а на остальных этажах и в дворовых корпусах ювелиры, работавшие на Фаберже, устроили мастерские. В окне под аркой при входе на парадную лестницу сохранились оригинальные кирпичи янтарного цвета, сделанные на заводе Фредерика Дютфуа в Москве.

Особняк Н.В.Безобразовой

Моховая, 34

Здание построено по проекту архитектора Юлия Бенуа. В нем располагались канцелярия Совета министров, Главное управление государственного здравоохранения, педагогический техникум, а сегодня — театральная академия. Кирпичами Фальконье с клеймами «М.Франк и Ко» здесь выложены брандмауэрные окна во двор — их можно увидеть по сей день.

Особняк М.Л.Олейниковой

Лесной просп., 21

Трехэтажное здание возвели по проекту архитектора Роберта-Фридриха Мельцера при участии военного инженера Эрнеста Фридриха. В нем жила сестра предпринимателя Эммануила Нобеля — Марта Людвиговна — вместе с мужем, русским военным врачом Георгием Олейниковым. Сегодня это жилой дом. Здесь уцелели зеленые стеклянные кирпичи в брандмауэрных окнах на чужие дворы.

Особняк М.В.Зива

Рижский просп., 29

Дом построен по проекту архитектора Бориса Гиршовича в 1905–1907 годах. В нем уцелели витражи, а на боковом фасаде есть окна с фиолетовыми кирпичами Фальконье. Благодаря подписи на витраже можно предположить, что все остекление выполнено мастерской торгового Дома «М.Франк и Ко».

Собственный доходный дом А.Ф.Бубыря
Стремянная, 11

Модерновое здание неподалеку от Невского проспекта построено по проекту архитекторов Алексея Бубыря и Николая Васильева. Дом интересен не только скульптурным декором с изображением солнца, грибков, рыб и других существ, но и тем, что на черной лестнице и в квартирах можно увидеть остекление кирпичами Фальконье.

Увидеть выставку «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева в павильоне «Руина» можно до 20 августа.

Расскажите друзьям