перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уходящая натура Железнодорожное депо Подмосковная

В рубрике о местах, живущих вопреки времени, — железнодорожное депо на задворках станции «Сокол», удивительным образом сохранившееся с начала прошлого века практически в первозданном виде.

архив

 

Депо Подмосковная построено в 1901 году на Московско-Виндавской железной дороге. Изначально это была конечная станция Подмосковная — отсюда и несогласованность в названии депо. Только через полгода после ее строительства поезда начали доезжать до конечной от нынешнего Рижского вокзала. Сто десять лет назад это было глухое Подмосковье с болотистой местностью. Ближайшее село находилось в полутора километрах, там, где сейчас расположена станция метро «Сокол». Газеты тех лет писали, что самой большой проблемой станции было найти извозчика. 

 

 

 

На территории депо прекрасно сохранился комплекс зданий 1901 года постройки: веерное депо c поворотным кругом, здание конторы, дом отдыха локомотивных бригад и водокачка. В последние годы все эти здания превратились в съемочные площадки, место полюбили киношники. Из последних хитов проката здесь снимали фильм «Адмирал».

Перед веерным депо находится поворотный круг. С виду — большое железное кольцо с направляющими. Паровоз заезжает на него, стрелочник определяет, в какое стойло направить машину, нажимает на кнопку, махина встает на нужный путь и отправляется в депо. Сегодня это делается автоматически, кнопками. А раньше поворотный круг крутили руками. Вся бригада, машинист, помощник и кочегар, поднажав изо всех сил, разворачивали круг с паровозом. Пытались привлечь к этому занятию лошадей, но животные оказались пугливыми — паровозные гудки мешали работать.

 

 

 

Четыре вагона времен Великой Отечественной войны пригнали недавно с базы запаса из-под Смоленска. Это бывший санитарный поезд, состоящий из вагона-бани, вагона-операционной, вагонов-лазаретов. Сначала вагоны были открыты, но их тут же облюбовали окрестные бездомные. Пришлось поселенцев выселить, а двери вагонов закрыть.

 

 

 

Жилой дом на две семьи. Последние постояльцы прожили в нем до 1959 года. Недавно нашли письмо, отправленное в этот дом на адрес «Калининская железная дорога, депо Подмосковна, домик возле водокачки».

 

 

 

Водонапорная башня, как и все остальные здания, построена в начале ХХ века. На ее верхушке — два огромных бака, общая вместимость которых порядка 300 тонн воды. Паровые насосы подают воду из артезианской скважины, пробуренной на глубину 70 метров. Далее вода самотеком расходится по гидравлическим колонкам, где паровозы заправляют водой. Объем «бака» у паровоза — 27 тонн. На этих запасах паровоз может проехать 140–150 километров.

 

  

 

В Подмосковной было основное паровозное депо на 12 стойл. Перед тем как выйти на маршрут, паровозы осматривали, проверяли, чинили и отправляли на вокзал, где прикрепляли к ним вагоны. Сейчас в депо обслуживают поезда, которые курсируют между столицей, Великими Луками и Ригой.

 

 

 

Картина с работниками депо. Недалеко от станции соседней платформы Красный Балтиец находился городок художников. В 1969 году художник Алтаев решил увековечить слесарей, кочегаров, машинистов и прочих работников Подмосковной на полотне.

 

 

 

Старые паровозы появились в депо в 2006 году, после того как с Рижского вокзала стал выезжать ретропоезд. Все они на ходу. Это послевоенные машины серии «Э», которые строили в середине 1950-х годов. Естественно, за 40 с небольшим лет машины улучшались и модернизировались — с 1957 года в стране остановлен выпуск паровозов.

На трассе пассажирские паровозы проходили до 1975 года, в последний раз на Байкале. Грузовые составы паровозы тянули до 1986 года (в Карелии). На работах в депо паровозы прослужили до 1991 года. Сейчас машины участвуют в киносъемках, возят туристов. Один раз к паровозу прицепили вагон-ресторан и там отмечали свадьбу — катались по кольцевой железной дороге. Сейчас прокатиться по кругу невозможно из-за строительства четвертого транспортного кольца.

 

 

 

Красную звезду на паровозе стали рисовать комсомольские бригады. В 1930-е годы было модно брать на себя повышенные обязательства по экономии горючего — дров, мазута, угля, по внешнему виду, по тому, сколько паровоз прошел километров до капитального ремонта. Победители получали денежные призы, почетные значки типа «Отличный паровозник» или «Отличный вагонник».

 

 

 

В депо рассказывают, что в скором времени пейзаж вокруг станции несколько изменится. Буквально за забором намечается крупное строительство — большой обслуживающий комплекс и отдельное депо для «Сапсанов».

Текст и фотографии:
Ошибка в тексте
Отправить