Кнопка, картина и слово. Откуда взялась Wordle, самая популярная игра на планете

9 декабря 2022 в 14:53
Фото: Josh Wardle
Главный поисковый запрос Google в 2022 году — wordle, название текстовой головоломки. Мы не раз писали о ней. Wordle настолько очаровательна и свежа, что кажется, будто ее придумал далекий от игр дебютант, на которого снизошло озарение. Это не совсем так: Джош Уордл успел выпустить две игры — социальных эксперимента. Обе стали хитами.

Главное, что надо знать о Джоше Уордле, — до того как создать Wordle, он был комьюнити-менеджером Реддита. Реддит, как вы понимаете, и так состоит из одних только комьюнити — например, любителей видеоигр или поклонников вещей, которые подозрительно удачно входят друг в друга, — получается, менеджер такого сайта должен заведовать комьюнити комьюнити. То есть придумывать такие активности, которые пришлись бы по душе самой разномастной, но активно проявляющей себя онлайн-публике.

Именно этим и занялся Уордл.

Кнопка

В 2015-м вышла The Button. Ее правила, как и у всех игр Уордла, были элементарными. На специальной странице появилась кнопка.

Каждый пользователь Реддита мог ровно один раз на нее нажать. Если в течение минуты не нажимал никто, то игра заканчивалась. Вот и все.

Это был эксперимент, направленный на то, чтобы проверить, сможет ли сообщество организованно поддерживать «жизнь» кнопки. Казалось бы, сразу после старта про нее могли забыть, но кнопка продержалась аж два с лишним месяца. Пользователи кликали сами, звали друзей, переключали акаунты — всеми средствами спасали кнопку. В зависимости от того, сколько секунд до конца оставалось в момент нажатия, каждому реддитору присваивался особый цвет, украшавший его аватар. Фиолетовый означал, что вы нажали, когда до выключения оставалось не менее 50 секунд, красный — 10, а серый — что вы вообще не стали нажимать.

В итоге после бурного старта народ потихоньку начал забывать про кнопку, на ее страничку заходило все меньше посетителей, и 5 июня 2015 года пользователь с ником BigGoron стал последним, кто нажал на нее. Спустя 60 секунд никто больше не успел кликнуть, и эксперимент закончился. Продлился он 2 месяца и 4 дня. За это время кнопку нажали 1 008 316 раз.

Картина

Оставшись довольным результатами «Кнопки», Уордл решился на еще один, более амбициозный эксперимент. The Button показала, что комьюнити быстро организуются ради общей цели, — что если дать им более комплексную задачу?

Так появилась The Place. Правила вновь были элементарными.

На поле 1000×1000 вам разрешено было закрасить один пиксель.

Цвет выбирался произвольно. Спустя некоторое время можно было ставить еще одну точку, но подвох в том, что тем же самым занимались и все остальные реддиторы. Проще говоря, получилось что‑то вроде рисунка в MS Paint, создаваемого одновременно всем интернетом.

Поначалу, разумеется, начался хаос. Белый холст размалевали разноцветными пикселями без какой‑либо логики. Потом сообщества начали работать, простите за тавтологию, сообща. Началось все с того, что каким‑то образом люди договорились закрашивать нижний правый угол полотна в синий цвет. Понятно, что не все были готовы слушаться приказа, а тролли норовили испортить угол красными мазками, но кое-как все-таки удалось наладить «работу», и постепенно весь угол стал синим, гордо выделяясь на фоне общего бардака.

Дальше дела пошли на лад. Комьюнити договаривались между собой о секторах полотна и дружно их закрашивали. Начали возникать флаги стран, смайлики и герои мемов. Усилиями тысячи человек из «клана Моны Лизы» нарисовали-таки реплику шедевра Леонардо да Винчи. Свастик и пенисов, которыми традиционно любят обгадить общественное место, оказалось на удивление мало. Действительно, поначалу ими спамили, народ дружно их закрашивал, и постепенно запал троллей сошел на нет. Чтобы нарисовать даже простую фигуру, нужны усилия нескольких человек, а схематичное изображение пениса, как выяснилось, не является достаточным мотиватором для организации группы художников.

Слово

Уволившись из Реддита, Уордл не утратил страсть к социальным экспериментам.

Его следующей игрой стала текстовая головоломка Wordle. На первый взгляд, задумка имеет мало общего с прошлыми проектами, но, если присмотреться, угадываются знакомые черты. Прежде всего речь о возможности поделиться зашифрованными результатами — вполне в стиле Реддита, где все делается напоказ.

Кроме того, в Wordle гораздо веселее играть в компании. Когда вы «ходите» по очереди, обсуждая возможные слова, получается синергия и командная работа в духе «Что? Где? Когда?». Именно этот принцип когда‑то сделал популярными The Button и The Place.

Wordle — это мультиплеерная игра с первоклассной родословной.

Расскажите друзьям