«Человек-муравей и Оса»: мы были на съемках фильма — рассказываем 🐜

4 июля 2018 в 16:06
Фотография: Marvel Studios
В сентябре прошлого года мы отправились на съемочную площадку нового фильма Marvel «Человек-муравей и Оса», встретились с создателями фильма, потрогали Человека-муравья (Пол Радд сам предложил), пообщались с Эванджелин Лилли и Лоренсом Фишберном. Фильм выходит на экраны — в репортаже рассказываем все, что стоит о нем знать.

Pinewood Studios в Атланте, штат Джорджия — место силы для Marvel. Именно здесь «Афиша Daily» зимой встречалась с мстителями — Робертом Дауни-младшим, Крисом Эвансом, Крисом Праттом и прочими. Отсутствовали на этом празднике жизни разве что те самые Человек-муравей и Оса. А теперь мы вернулись, чтобы выяснить, где они пропадали, пока их коллеги вели «Войну бесконечности». Едва мы появились на съемках, как камеры на телефонах заклеили, а в руках появился бейджик с названием фильма «Cherry Blue». Это традиционная шифровка для названий марвеловских кинокомиксов на время съемок. К примеру, первый «Человек-муравей» проходил под названием «BigFoot», первые «Мстители» — «Group Hug», вторые — «After Party», а вот «Мстители: Война бесконечности» — «Mary Lou».

В 2015 году Пейтон Рид, режиссер «Всегда говори «Да», «Развода по-американски» и сериала «Новенькая», представил киномиру, пожалуй, самого миниатюрного супергероя — Скотта Лэнга, Человека-муравья в исполнении Пола Радда. Напомним, в открывающей сцене фильма, в далеком 1989 году ученый Хэнк Пим (Майкл Дуглас) уволился из «Щ.И.Т.», дабы его технологии не стали оружием в неправильных руках, а несколько лет спустя передал костюм Человека-муравья вору Скотту Лэнгу, чтобы тот помешал бывшему протеже Хэнка Пима, Даррену Кроссу, создать технологии, которые могли бы стать страшным оружием в руках злодейской «Гидры».

«По сути, я играю парня с набором проблем, которые не отличаются от тех, что есть у всех остальных. Я не был рожден с суперсилами, правда сейчас чувствую себя как Франциск АссизскийКатолический святой, монах-аскет.», — признается Пол Радд. Но религиозные чувства фанатов Marvel в сиквеле задеты не будут — никаких скачков во времени ожидать не приходится: события фильма «Человек-муравей и Оса» разворачиваются сразу после «Первого мстителя: Противостояния», но еще до событий «Мстителей: Войны бесконечности». В последний раз мы видели Скотта Лэнга, когда он присоединился к команде Капитана Америки в той самой битве в лейпцигском аэропорту в «Противостоянии». «Он не просто сбежал [в Германию], но и прихватил с собой костюм Человека-муравья. А потом взял и продемонстрировал эти технологии Тони Старку и государству — ночной кошмар Хэнка Пима стал явью!» — сокрушается режиссер Пейтон Рид.

Пол Радд с Эванджелин Лилли с режиссером Пейтоном Ридом

У «Человека-муравья и Осы» самая большая съемочная площадка, когда-либо построенная для фильмов Marvel. Мы поднимаемся на второй этаж в лабораторию Пима. Здесь, казалось бы, все очевидно — огромные металлические ворота-туннель, которые открывают путь к путешествиям по квантовому миру, и панели управления с тысячью кнопок, на которых обычно играют дети Осы — то есть Эванджелин Лилли. Но есть и сюрпризы — то взгляд зацепится за метровую скрепку для бумаги, то за не меньшего размера детальку «Лего». Про солонку размером с человека или конфеты Hello Kitty Pez и говорить не стоит — вы видели их в трейлере.

По сюжету герой Майкла Дугласа способен уменьшить свою лабораторию до размера небольшого чемодана. Как признается художник-постановщик Шепард Франкель, им показалась крутой сама идея спрятать это здание среди других: «Мы постоянно показываем в наших фильмах, насколько Хэнк Пим отличается от Говарда и Тони Старков. Взять хотя бы их офисы — для Старков это здания из стекла и новейшие технологи, а у Хэнка Пима — это аналоговая версия, своего рода бета-версия — он же ученый и инженер, он квантовый физик и выбрал под себя безликое здание. Знаете, такое, куда вы ходите, чтобы заполнить налоговые декларации, к дантисту или дерматологу, — мы же все постоянно оказываемся в этих домах, которые абсолютно непримечательны. Мы даже не помним, как они выглядят, просто паркуемся и входим в них и даже не обращаем внимания, где мы. Знаете, сколько раз я шел к бухгалтеру, а по ошибке оказывался у своего врача и наоборот?!»

«Человек-муравей» был первым фильмом, который сняли на студии Pinewood в Атланте, теперь там же сняли и «Человека-паука: Возвращение домой», и «Стражей Галактики» и «Мстителей: Война бесконечности», и «Мстителей 4». Художник-постановщик Шепард Франкель признается, что это напоминает возвращение в колледж: «Это очень продуктивная обстановка — здесь столько киношников теперь, мы больше не изолированы и не работаем поодиночке. У нас нет, конечно, старой студийной системы, где был, к примеру, отдельно департамент спецэффектов, но это наша версия. Круто, что мы создаем второго «Человека-муравья» именно в такой обстановке».

Возвращение Человека-муравья ждали с особым нетерпением. Когда только зашла речь о первом «Муравье», мало кто ожидал, что юмор на тему отцов и детей так срезонирует со зрителями, ведь «Человек-муравей» — по сути единственный по-настоящему семейный фильм Marvel, где главный герой — обычный парень, бывший заключенный, не миллионер и не гений, у него нет врожденных суперспособностей, а есть дочка.

Нас встречает исполнительный продюсер Стивен Бруссар («Доктор Стрэндж»), «Железный человек 3») и с порога заявляет, что мы приехали как никогда вовремя — в самый разгар съемок: «Сегодня 39-й день съемок, сворачиваться мы будем на 78-м! Смотрите сами, в последнем фильме Скотт Лэнг попал в приключение, масштабы которого он не рассчитал, — и в итоге оказался в тюрьме, откуда его достал Капитан Америка. У Скотта есть семья и дети, есть жизнь, которую он не хочет потерять, так что при первом случае он идет к властям, берет на себя вину, словом, делает все, чтобы выпутаться из этой ситуации, но под конец этого отмотанного им срока все идет наперекосяк: появляются Хоуп и Хэнк и говорят о том, что Скотт им нужен, потому что есть вероятность, что они нашли способ вернуть жену Хэнка Пима и маму Хоуп — Джанет Ван Дайн, первую Осу, которая, как это было показано в первом фильме, исчезла в квантовом мире».

Оса в действии

Роль Джанет, к слову, досталась, Мишель Пфайффер, именно ее режиссер хотел увидеть, когда еще шли съемки первого «Муравья», а в сцене флешбэка были показаны первые Человек-муравей (Хэнк Пим) и Оса. И хотя снимал ту сцену без нее, Пейтон Рид отчаянно пытался найти глаза Мишель Пфайффер у дублеров, надеясь, что однажды им удастся заполучить реальную актрису, — так и получилось. Для 60-летней Мишель, к слову, это первый фильм, основанный на комиксах, после роли Женщины-кошки в фильме 1992 года «Бэтмен возвращается».

Освежить воспоминания пришлось и актеру Лоренсу Фишберну — 15 лет спустя после последней «Матрицы» актер присоединился к проекту в роли профессора Билла Фостера. Поплутав по ангарам, мы застали Фишберна не в лучшем положении — зашли на съемочную площадку ровно в момент, когда «Морфеуса» уложили на лопатки: «Да плохие парни пытаются пробраться в лабораторию Хэнка, мы сами не знаем, где он да где все, только Человек-муравей и Оса рядом бегают. Мне досталась роль Билла Фостера, старого коллеги Хэнка Пима, который много с ним экспериментировал и работал под его началом, но по ходу фильма вы поймете, что они были когда-то близки, но что-то произошло между ними, что-то очень личное, после чего они перестали общаться».

Лоренс Фишберн — один из тех редких актеров, которым удалось поработать и в кинокомиксах Marvel, и в кинокомиксах DC, но сравнивать работу в двух вселенных он пока не решается: «Слушайте, это же всего лишь мой третий день на работе с Marvel, да и с тех времен, как я снимался в фильме о Супермене, прошло время. Я любил комиксы, когда был ребенком и читал DC и Marvel. Конечно, из-за того, что я рос в Нью-Йорке, мое внимание больше было сконцентрировано на марвеловских комиксах, но будь у меня тогда деньги, я бы покупал все комиксы DC и Marvel. Помню, как все у меня тогда менялось каждый день, — я хотел стать то Уорлоком, то Флэшем, а иногда — Мистером Фантастиком! А порой хотелось взять и проснуться доктором Манхэттеном из «Хранителей»! Да и Халком из «Планеты Халка» я стать не прочь!» По комиксам, именно Билл Фостер становится вторым Великаном, а потом и Голиафом, но вопросы об этом Фишберн игнорирует, признаваясь, что если бы и знал, то сказать об этом ничего бы и не смог, но зато не скрывает своего энтузиазма по поводу работы с Майклом Дугласом: «Мне кажется, что с ним я забываю, как дышать. На днях мы работали вместе и меня это настолько увлекло, сама мысль, что я играю с Майклом Дугласом, меня поразила — перед глазами вставали его роли в «Китайском синдроме», «Уолл-стрит» и моем любимом «Черном дожде». В первый день работы мы вместе пошли обедать, считаю это даром небес — возможность работать с кем-то настолько авторитетным».

Майкл Дуглас в лаборатории Хэнка Пима

Пфайффер и Фишберн — не единственные новички на съемках «Человека-муравья и Осы». Среди антагонистов появляются Берч, которого сыграл Уолтон Гоггинс («Омерзительная восьмерка»), и Призрак в исполнении Ханны Джон-Кеймен, которую мы видели в этом году уже и в «Tomb Raider: Лара Крофт», и в «Первому игроку приготовиться». Роль Призрака по комиксам, кстати, должна была быть отдана мужчине, но гендерные предрассудки остались за кадром: «Мы посмотрели комиксы и не нашли ни единой причины для того, чтобы роль Призрака ушла к мужчине, — это классический злодей Marvel, у которого нет альтер эго, нет Питера Паркера Человека-паука, Скотта Лэнга Человека-Муравья, реальная сущность Призрака так и не была никогда раскрыта», — замечает режиссер фильма.

После психологической травмы, причиненной «Мстителями: Война бесконечности», легкий и смешной сиквел «Человека-муравья» — глоток свежего воздуха, отличного юмора, словом, это то, что доктор (Стрэндж?) прописал. Режиссер фильма Пейтон Рид с наушниками на шее рассуждает так: «Мне нравится, что события этого фильма разворачиваются не в Асграде, не где-то в космосе, а здесь, в Сан-Франциско. Нашего героя действительно заботят обычные человеческие вопросы. Он даже не уверен, что хочет быть героем». Своими действиями ему вторит и сам Пол Радд, который с порога заявил: «Ну что, хотите меня потрогать?» — в костюме Человека-муравья подходит к каждому журналисту и предлагает себя «пощупать».

Пол Радд замечает, что с каждым фильмом его костюм становился все лучше, — если первый он называет практически «аналоговым», то для «Первого мстителя: Противостояние» создали обновленную версию: «Из шлема уже не торчали провода», — смеется Пол. Ну а третий костюм стал эдаким гибридом двух костюмов: «Я уверен, что если вы заглянете в интернет, там будут люди, которые смогут детально расписать, как эти костюмы отличаются друг от друга, — они, как ни странно, разбираются лучше меня, хотя я надевал эти костюмы больше ста раз». Гуглить не будем, но в костюмерную зайдем. Художник по костюмам Иво Ковени, в активе которой «Воображариум доктора Парнаса», «Прометей» и «Звездные войны» (Эпизод I–III), говорит, что костюм для первого «Человека-муравья» намеренно создавали практически по образу и подобию мотоциклетного комбинезона потому, что Хэнк создавал его под себя почти 40 лет назад, он отличался от всех костюмов фильмов Marvel — он был олдскульно футуристичен, словом, старомоден. Художник по костюмам признается, что со вторым супергероем все было немного сложнее: «С Эванджелин Лилли у нас было множество примерок — каждая длилась почти по пять часов, много приходилось переделывать. Ей очень нравится ее костюм, могу поспорить, она вам об этом расскажет». Костюм и правда удался, но вот, как призналась сама Лилли, чтобы достать ее из костюма Осы, приходилось звать сразу несколько людей, но, как говорит актриса, ей к такому не привыкать — это мальчики-супергерои всегда жалуются, а женщинам после каблуков не привыкать к неудобствам.

И костюм Осы, и костюм Человека-муравья изначально были практически полностью выполнены из кожи, но так как кожа не позволяла супергероям как следует развернуться, их начали модифицировать: лазером вырезали небольшие лоскуты, в итоге, к примеру, только на животе Осы 94 элемента. Еще одним затруднением стал вопрос бюста: «Вам стоит зайти к нам в костюмерную, там на стене сорок пар женской груди — мы пытались подобрать правильный цвет». Все дело в том, что подходящий цвет должен быть не совсем золотым, но и не совсем серебряным, — так в костюме Осы появился цвет гилвер (gilver), смесь двух металлических оттенков. С крыльями тоже пришлось повозиться. «Мы не хотим, чтобы Оса выглядела как фея Тинкербелл, — замечает Стефан Черетти, который отвечает за визуальные эффекты фильма «Человек-муравей и Оса», а до этого трудился над «Доктором Стрэнджем» (квантовый мир в этих картинах — его рук дело, искать ли там пасхальные яйца — решать вам).

Еще больше о героине Эванджелин Лилли можно узнать из этого ролика 🐜

Пол Радд, похоже, намерен не расставаться со своим костюмом — он даже интервью дает в нем. Правда, почти стоя. Еще на съемках первого фильма Радд жаловался, что в Человеке-муравье не может даже поднять руки вверх, но, похоже, к третьему появлению на экране в качестве Человека-муравья он уже даже в кресле усидеть не может — приходится устраиваться на высоком режиссерском стуле: «Это еще ничего, вот по-настоящему некомфортно мне становится на солнце!» Пол Радд с упоением рассказывает о том, как изменилась его жизнь после роли Человека-муравья, героя, к которому многие относились скептически, о своей семилетней дочери, которая «не любит насекомых, но вот к муравьям стала неравнодушна», о том, как рад строчке в резюме без приписки «комедия с рейтингом»: «Я занимаюсь благотворительностью, обычно я приходил в госпитали к детям, к примеру, в Канзасе, где я вырос, но никто из них по сути не знал, кто я такой, но после «Человека-муравья» дети начали узнавать меня». Что же до «Мстителей» и команды Капитана Америки, Пол Радд говорит, что не хотел бы такой жизни своему герою: «Скотт хочет заниматься своим бизнесом и проводить время со своим ребенком».

Режиссер Пейтон Рид признается, что очень рад сиквелу, — мол, и персонажей представлять зрителям не надо, можно сразу браться за дело, и есть второй главный персонаж — Оса в исполнении Эванджелин Лилли. «Человек-муравей и Оса» — первый фильм в киновселенной Marvel, где имя супергероини вынесено в название. Это первый фильм, где показаны партнерские отношения двух супергероев — мужчины и женщины. Но на вопрос о «сильной парочке» режиссер отшучивается, что ему сразу приходит в голову Микки и Минни Маус. А потом добавляет, что еще в первом фильме стало ясно как день, что Хоуп Ван Дайк гораздо более способная, чем Скотт Лэнг, но внутренние распри с отцом и его желание защитить дочь от участи жены сыграли против будущей Осы. Но настал звездный час Хоуп. Кстати, поговаривают, что ее должны были представить еще в «Первом мстителе: Противостояние», но позже решили дать ей целый фильм.

В «Человеке-муравье и Осе» есть две сцены после титров, но стоит дождаться только первую, так как только она связывает события фильма с «Войной бесконечности», а вторую уже можно было заметить в трейлере на отметке 1:26 🐜

Как заметил продюсер Стивен Бруссар, все фильмы Marvel согласовываются друг с другом, окончание каждого заканчивается рукопожатием со следующим фильмом: «Это не мандат и не наказ. Всем кажется, что мы в Marvel работаем с огромной доской, где все связи и фильмы расписаны на 10 лет вперед, но правда заключается в том, что этого нет. Мы рассказываем одну историю и в этот момент сконцентрированы на ней одной-единственной. Зрители сразу почуют, если мы что-то удерживаем, зритель подумает: «Ага, они решили меня сегодня не развлекать, приберечь что-то на потом». Мы усвоили свои уроки на раннем этапе — лучший пример тому первый «Железный человек», когда Тони Старк сразу открыто сказал, кто он. Всех этот поворот удивил, ведь обычно супергерои держат свое имя в секрете. Когда это случилось, мы, конечно, думали: и что теперь? Мы не знали, что будет с Тони Старком. Просто на тот момент решили, что это сильный ход для конца фильма. Я думаю, в итоге мы были вознаграждены за то, что взяли и рискнули, усвоили урок и применяли его на протяжении съемок других фильмов».

Конечно, не обошлось и без расспросов о все еще безымянных четвертых «Мстителях». Исполнительница роли Осы Эванджелин Лилли рассказала, что в тот момент параллельно велись съемки и «Войны бесконечности», и четвертых «Мстителей», но у актеров все еще не было сценария: «Так работает студия Marvel. Вы, конечно, можете спорить с такой логикой и положением вещей, но у них эта схема очень успешно работает. Признаться откровенно, я — контрол-фрик, и я подобное ненавижу! Я каждый день себе напоминаю об уроках падения на доверие в начальной школе — когда надо просто отпустить ситуацию и позволить другу не дать упасть. Так и я пытаюсь отпустить все и упасть в руки Marvel. Но одно я знаю точно — они поймают!»