Гид по фильмам Каннского кинофестиваля 2019 года

9 мая 2019 в 17:03
С 14 по 25 мая пройдет 72-й Каннский кинофестиваль, за которым мы будем активно следить и писать о главных премьерах. Перед стартом рассказываем о конкурсной программе и других новинках: это Тарантино, Малик, зомби Джармуша, много Адель Энель и хорроров.

«Мертвые не умирают» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш

Фильм открытия. В российском прокате с 11 июля («UPI»)

Зомби-комедия Джима Джармуша, открывающая Каннский кинофестиваль и при этом претендующая на «Золотую пальмовую ветвь». Трансляцию церемонии открытия вместе с фильмом будут показывать одновременно в 550 кинотеатрах Франции. Красная дорожка обещает быть звездной, ведь Джармуш собрал актерский состав из своих любимцев и новичков: Билл Мюррей, Хлоя Севиньи и Адам Драйвер играют полицейских, в роли зомби появятся Игги Поп, Кэрол Кейн и жена режиссера Сара Драйвер. Добавьте сюда RZA, Тома Уэйтса, Стива Бушеми, Дэнни Гловера, Селену Гомес, Эстер Балинт и оператора Фредерика Элмса, который снимал «Кофе и сигареты» и «Ночь на Земле». Джармуш вдохновлялся классическими фильмами Джорджа Ромеро, но фильм больше похож на продолжение веселых традиций «Зомби по имени Шон» и «Добро пожаловать в Зомбиленд».

Ожидания:

выживут только зомби-любовники

«Паразиты» («Gisaengchung»), реж. Пон Чжун Хо

В российском прокате с 4 июля («ПРОвзгляд»)

Кореец Пон Чжун Хо после фантастики на английском языке «Сквозь снег» и «Окча» вернулся на родину и снял фильм, который комически рифмуется с прошлогодним «Пылающим» Ли Чхан Дона и даже «Еленой» Андрея Звягинцева. Трагикомедия рассказывает про семейку бедняков, которая придумывает замысловатый способ, как обогатиться за счет чужой обеспеченной семьи.

Ожидания:

корейское чувство юмора

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

В российском прокате с 8 августа («WDSSPR»)

Возвращение на Каннский кинофестиваль Квентина Тарантино спустя десять лет после «Бесславных ублюдков». К тому же прошло двадцать пять лет с тех пор, как Тарантино взял «Золотую пальмовую ветвь» за «Криминальное чтиво», и, возможно, «Однажды» — его последний шанс повторить прошлый успех. Почти трехчасовой фильм рассказывает о приключениях актера и его дублера (Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт) на заре Нового Голливуда с его вечеринками, наркотиками, хиппи, Брюсом Ли, маньяком Чарли Мэнсоном и женой Романа Полански, Шэрон Тейт (ее играет Марго Робби).

Ожидания:

голливудский хит года

«Матиас и Максим» («Matthias & Maxime»), реж. Ксавье Долан

В российском прокате в ноябре 2019-го («Русский репортаж»)

Блудный сын Канн вернулся в лоно родного фестиваля после неудачного англоязычного дебюта в Торонто с фильмом «Смерть и жизнь Джона Ф.Донована». Теперь кино снова на французском языке, с актрисой из «Мамочки», с рыжим парнем из «Траста», с канадским комиком и с собой в главных ролях. Фильм рассказывает про квебекскую тусовку парней, которые снимают короткометражки, веселятся и открывают свою гендерную флюидность.

Ожидания:

концентрированный Долан

«Тайная жизнь» («A Hidden Life»), реж. Терренс Малик

Первый за долгие годы фильм Терренса Малика, снятый без оператора Эммануэля Любецки и по внятному сценарию, а не так, как бог на душу положит. Ранее проходил под названием «Радегунд». Это история про австрийца Франца Егерштеттера, который отказался воевать за нацистское государство и стал мучеником австрийского сопротивления во время Второй мировой. В фильме снялись Маттиас Схунартс, Микаэль Нюквист и покойный Бруно Ганц. Сам Малик обычно не приезжает на фестивали, но в прошлый раз, отправив в Канны «Древо жизни», получил «Золотую пальмовую ветвь». Продолжительность нового фильма — 2 часа 53 минуты.

Ожидания:

Малик на минималках

«Мектуб, моя любовь: Интермеццо» («Mektoub, My Love: Intermezzo»), реж. Абдельлатиф Кешиш

Вторая часть безразмерного трипа по местам и годам, дорогим сердцу тунисского француза Абдельлатифа Кешиша, который чуть даже не продал золотую ветку Канн, лишь бы только завершить этот проект без четкого сюжета. Еще длиннее, чем первая часть, новая серия «Мектуба» длится четыре часа, но, зная умение режиссера наполнять каждый кадр ощущением прожитого момента, думаем, и это время пролетит незаметно.

Ожидание:

четыре часа каникул

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар

В российском прокате с 12 июня («Вольга»)

Новая исповедь Педро Альмодовара — на этот раз ощутимо автобиографичнее, чем обычно, так как расскажет о кризисе режиссера, которого играет Антонио Бандерас с прической как у самого Альмодовара. Отношения с матерью, музами и своими произведениями — все ключевые темы Альмодовара сплетутся в единый клубок испанской драмы. «Боль и славу» покажут на фестивале 17 мая, хотя фильм давно вышел в испанский прокат (национальные премьеры не останавливают Канны, лишь бы фильм вышел во Франции поближе к фестивалю; так и будет).

Ожидания:

испанский «8 ½»

«Молодой Ахмед» («Le Jeune Ahmed»), реж. братья Дарденн

Бельгийским классикам уже давно ничего не нужно доказывать — за последние 20 лет буквально каждый их фильм побывал в Каннах. Их новая, как всегда, детальная и актуальная драма затронет тему исламского терроризма в Европе, выбрав главным героем скромного мусульманского подростка Ахмеда, который задумывается об убийстве учительницы. На главную роль братья Дарденн взяли непрофессионального актера-школьника.

Ожидания:

должно быть, не все так просто

«Семейный отдых» («Frankie»), реж. Айра Сакс

Куплен для российского проката («WDSSPR»)

Режиссер нежного инди-кино («Маленькие мужчины») Айра Сакс впервые снял фильм за пределами США и впервые едет в Канны. Курортная драма об одном дне из жизни большой семьи в трех поколениях, выехавших на отдых в португальскую Синтру. Изабель Юппер играет смертельно больную актрису, чей бывший муж стал геем. В фильме также снялись Брендан Глисон, Жереми Ренье, Мариса Томей, Паскаль Греггори и Грег Киннир.

Ожидания:

камерная чеховская драма

«Маленький Джо» («Little Joe»), реж. Джессика Хауснер

Первый англоязычный фильм австрийки Джессики Хауснер, которая уже заявляла о себе в программе «Особый взгляд» («Милая Рита», «Отель», «Сумасшедшая любовь»). И сразу фантастика: генномодифицированные растения меняют личность окружающих людей, а селекционеры (Бен Уишоу и Эмили Бичем) пытаются в этом разобраться.

Ожидания:

фантастический хоррор

«Должно быть, это рай» («It Must Be Heaven»), реж. Элиа Сулейман

Палестинский режиссер и актер Элиа Сулейман, уже участвовавший в Каннах с фильмами «Божественное вмешательство» и «Оставшееся время», играет сам себя в комической саге о том, как он пытается убежать от своих палестинских корней, но они его настигают даже в Париже и Нью-Йорке.

Ожидания:

синоним «Синонимов»

«Соблазн» («Sibyl»), реж. Жюстин Трие

В российском прокате с 18 июля (Russian World Vision)

Новая французская трагикомедия от режиссера «В постели с Викторией». Уставшая писательница-психотерапевт (Виржини Эфира) становится одержима волнующей жизнью своей пациентки-актрисы (Адель Экзаркопулос) до такой степени, что уже становится не смешно. Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна» изображает здешнего режиссера.

Ожидания:

едко и забавно

«Атлантик» («Atlantique»), реж. Мати Дьоп

Мати Дьоп (первая в истории женщина-режиссер африканского происхождения в конкурсе Каннского кинофестиваля) представит фильм о женщине из Сенегала, чей возлюбленный уплыл на лодке для трудовых мигрантов, отправляющихся через всю Атлантику в Европу. Фильм основан на одноименной полудокументальной короткометражке, которую Дьоп сняла в 2009 году и получила за нее приз Роттердамского кинофестиваля.

Ожидания:

войдет в историю

«Bacurau», реж. Клебер Мендонса Филью, Жулиану Дорнеллис

Филью приезжал в Канны в 2016-м с фильмом «Водолей» про отъем квартиры в жилом комплексе. Новый фильм, по заверению авторов, получился более жанровым — почти что бразильский вестерн на грани фантастики. По сюжету режиссер отправляется снимать репортаж о смерти долгожительницы в бразильскую деревню Бакурау, где живут люди с тайной (на постере фильма пролетает НЛО). В фильме снялся Удо Кир — верный признак странного кинематографа. Тизер фильма.

Ожидания:

бразильский Линч

«Отверженные» («Les misérables»), реж. Ладж Ли

Еще один фильм с африканскими корнями в конкурсе — злой полнометражный игровой дебют режиссера малийского происхождения Ладжа Ли из французской киногруппировки Kourtrajmé, куда входят Ромен Гаврас и Ким Шапирон. Фильм вдохновлен ​​жестокими парижскими беспорядками 2005 года, в которых участвовало много черной молодежи. Название отсылает к роману Виктора Гюго «Отверженные», где шла речь о парижском пригороде Монфермей — там же шли недавние столкновения. Ладж Ли снимал об этом районе документальные зарисовки и одноименную игровую короткометражку, из которой вырос этот полный метр. В центре сюжета — суровые монфермейские парни из отряда по борьбе с преступностью, которым лучше не давать столько власти.

Ожидания:

бунтарское кино

«О, милосердие!» («Roubaix, une lumière»), реж. Арно Деплешен

Арно Деплешен — вечный гость Каннского кинофестиваля, которого принято упрекать в том, что он попадает в программу только по французской квоте (как же все плевались от фильма открытия «Призраки Исмаэля» в 2017 году, а фильм-то оказался любопытным). В этот раз Деплешен вдохновлялся фильмом «Не тот человек» Альфреда Хичкока и реальным жутким делом из 2002-го: две девушки-наркоманки убили старушку. В главных ролях: Рошди Зем, Леа Сейду, Сара Форестье, Антуан Рейнарц.

Ожидания:

саспенс в полицейском участке

«Жаль, что мы вас не застали» («Sorry We Missed You»), реж. Кен Лоуч

Социально ответственный классик европейского кинематографа Кен Лоуч возвращается к больным темам простых рабочих, поднятым еще в драме «Я, Дэниел Блэйк», которая принесла ему рекордную вторую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах-2016. Фильм про рыжую семью, которая пытается выкарабкаться из финансового кризиса, когда отец получает новый фургон и возможность работать в качестве самозанятого водителя.

Ожидает:

британский соцреализм

«Свистуны» («The Whistlers»), реж. Корнелиу Порумбою

В российском прокате в декабре 2019-го («Русский репортаж»)

Наш любимый румынский режиссер Корнелиу Порумбою («Полицейский, имя прилагательное», «Сокровище») снял криминальный триллер с применением свистящего языка сильбо-гомеро на Канарских островах. Румынский инспектор полиции приезжает свистеть и спасать от тюрьмы своего подельника, который знает, где лежат деньги мафии. В главной роли — Влад Иванов («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «В тумане»).

Ожидание:

хочу свистеть — свищу!

«Портрет молодой женщины в огне» («Portrait de la jeune fille en feu»), реж. Селин Сьямма

Костюмное кино от яркой французской исследовательницы гендерных метаний Селин Сьяммы («Водяные лилии», «Сорванец»). Художнице (Валерия Голино) заказывают свадебный портрет дамы (Адель Энель), а в процессе они сближаются, влюбляются и понимают, что брак — это зло.

Ожидания:

Адель Энель — огонь

«Предатель» («Il traditore»), реж. Марко Беллоккьо

Живая легенда итальянского кино Марко Беллоккьо, который начинал еще во времена Бертолуччи и Пазолини, привезет в Канны масштабный байопик о сицилийском мафиози Томмазо Бушетте, который в 1980-х нарушил кодекс чести мафии и начал сотрудничать с ФБР, сбежав по программе защиты свидетелей в Нью-Йорк.

Ожидания:

перевертыш «Лица со шрамом»

«Озеро диких гусей» («Nan fang che zhan de ju hui»), реж. Дяо Инань

Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня объявился с новым фильмом с не менее красивым названием — «Озеро диких гусей» (по-китайски тоже хорошо звучит). Неоновый нуар про бандитские разборки в Китае: гангстер из банды байкеров пускается в бега вместе с секс-работницей. Звезда «Черного угля» Ляо Фань тоже снялся в фильме.

Ожидания:

только хорошие

И еще несколько ожидаемых премьер из других программ
«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Феноменально: 27-летний россиянин Кантемир Балагов («Теснота») снова в каннской программе «Особый взгляд» уже со вторым фильмом, теперь при поддержке продюсера Александра Роднянского. «Дылда» разворачивается в послевоенном Ленинграде 1945 года: две молодые фронтовые подруги вернулись с войны, но не могут привыкнуть к мирной жизни. Судя по тому, что фильм включен в список претендентов на «Квир-пальму» (специальная премия за освещение ЛГБТ-тем), у наших девушек будет еще и лесбийская линия.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» («Too Old to Die Young»), реж. Николас Виндинг Рефн

По следам «Твин Пикса» в Каннах покажут пару эпизодов (каждый — больше часа) сериала Николаса Виндинга Рефна о криминальной жизни Лос-Анджелеса с участием киллеров, мексиканского картеля, якудза и русской мафии. Это будет внеконкурсный спецпоказ. Все десять эпизодов выйдут на Amazon 14 июня.

«Lux Æterna», реж. Гаспар Ноэ

После принятого на ура «Экстаза» Гаспар Ноэ вернется в Канны с 50-минутным видеоэссе о ведьмах, про которых расскажут актрисы Беатрис Далль («Что ни день, то неприятности») и Шарлотта Генсбур («Антихрист») прямо на съемочной площадке. Фильм отошел в секцию «Полуночный показ», которая словно бы придумана специально для Ноэ.

«Жанна» («Jeanne»), реж. Брюно Дюмон

Сиквел мюзикла про детство мученицы Жанны дʼАрк, который продолжает снимать французский эксцентрик Брюно Дюмон с взрослеющей от фильма к фильму девочкой Лиз Леплой Прюдом. Во втором фильме юная посланница Бога уже наденет доспехи и попадет под подозрение комиссии богословов. «Жанна» будет представлена в конкурсе «Особого взгляда».

«Le daim», реж. Кантен Дюпье

Программу «Двухнедельник режиссеров» откроет новинка абсурдиста Кантена Дюпье («Шина», «Wrong») про парня, попавшего под странное влияние куртки из оленьей кожи, которая заставляет его совершать преступления и убивать людей. В главных ролях Жан Дюжарден и Адель Энель.

«Маяк» («The Lighthouse»), реж. Роберт Эггерс

В рамках «Двухнедельника режиссеров» также покажут новый хоррор режиссера филигранной «Ведьмы». Эггерс снял на черно-белую пленку кино про смотрителя маяка из Новой Шотландии 1890-х, которого сыграл Уиллем Дефо. Конечно же, не обойдется без каннского фаворита Роберта Паттинсона и морской жути, замешанной на старых мифах.

«Томас» («Tommaso»), реж. Абель Феррара

Еще один фильм с Уиллемом Дефо в главной роли. Полуавтобиографическое эссе автора «Плохого лейтенанта» про безумную жизнь в Риме отдельно взятого кинематографиста. Специальный показ вне конкурса.

«ООО «Семейный роман» («Family Romance, LLC»), реж. Вернер Херцог

Любопытный эксперимент Херцога: он впервые за долгое время снял игровой фильм, но на чужом языке в Японии с местными непрофессиональными актерами. Речь пойдет про мужчину, которого наняли, чтобы он выдал себя за пропавшего отца 12-летней девочки.

«Стой» («Ang Hupa»), реж. Лав Диас

Черно-белая 4,5-часовая антиутопия филлипинского монументалиста и фестивального любимца Лава Диаса про 2034 год, когда всю Азию накрыла тьма из‑за вулканического пепла.

«Виварий» («Vivarium»), реж. Лоркан Финнеган

В секции «Неделя критики» внезапно оказалась фантастика с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в роли молодоженов, которых агент по недвижимости заманивает в пугающий лабиринт.

«Zombi Child», реж. Бертран Бонелло

Еще один фильм в Каннах про живых мертвецов. Французский визуал Бертран Бонелло представит в «Двухнедельнике режиссеров» кино про оживление трупов. Гаитянская девочка в парижском пансионате рассказывает своим друзьям, как в Гаити в 1960-х один человек вернулся из мертвых. Теперь ее одноклассники решат повторить этот обряд.

«Бандит, полицейский и дьявол» («Akinjeon»), реж. Ли Вон Тхэ

Южнокорейская криминальная дичь специально для полуночного показа на пару с Гаспаром Ноэ и Николасом Виндингом Рефном: полицейский детектив помогает гангстеру, на которого охотится серийный убийца.

«Нерешительная» («The Staggering Girl»), реж. Лука Гуаданьино

30-минутная короткометражка режиссера «Зови меня своим именем» и «Суспирии», в которой снялись Джулианна Мур, Кайл МакЛаклан, Миа Гот и Альба Рорвакер. Фильм покажут в рамках «Двухнедельника режиссеров».

«Особенные» («Hors normes»), реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

Фильм закрытия фестиваля — новинка от авторов «1+1» и «Праздничного переполоха» о социальных работниках из центра для людей с аутизмом. В главных ролях Венсан Кассель и Реда Катеб.