перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Конкурс «Большая Москва» Музей в Кремле, спа-курорты в Подмосковье, трамваи вместо машин и другие идеи архитекторов

Полгода российские и иностранные архитекторы размышляли над тем, как должна измениться столица, чтобы стать комфортным и современным городом. «Афиша» внимательно изучила девять концепций и составила путеводитель по предложенным решениям.

архив

Конкурс на развитие московской агломерации затеяли уже после того, как приняли решение о присоединении к Москве новых территорий, что увеличило столицу в 2,5 раза. Перед участниками конкурса, командами, в которых работали российские и иностранные архитекторы и разнообразные эксперты, ставили три задачи: объяснить, как должна развиваться Москва и Московская область, что делать на новых территориях и как должен выглядеть город чиновников, который на них собрались разместить. Изначально ни один из проектов не планировали реализовывать, а хотели использовать конкурс как способ собрать как можно больше интересных и хорошо проработанных идей. Для этого командам в процессе работы ставились оценки, а в конце назвали лучших — ими стали французская команда, которую возглавляли бюро Antoine Grumbach et Associes и Wilmotte & Associés, и американская, во главе с Urban Design Associates. Теперь идеи архитекторов могут быть использованы для разработки нового генерального плана Москвы (или изменения старого) — «Афиша» изучила представленные проекты и разобралась, какие проблемы Москвы и как архитекторы хотят решить.

 

«Большая Москва»: единый город от Кремля до Дубны

Проблема: Задачи Москвы невозможно решить, разбираясь с ними только в пределах МКАД: московские шоссе связаны с дорогами в области, все больше жилья для москвичей строится в ближнем Подмосковье, из которого на работу в город ездят один-два миллиона человек каждый день — так называемый «реальный город» оказывается гораздо больше административной Москвы.

Решение: Через десять лет Москвой, возможно, станут называть территорию в десять раз большую, чем сегодняшний город. Даже если административные границы не изменятся, москвичами станут считать жителей Дубны, Переславля-Залесского, Александрова, Каширы, Серпухова. В этом суперрегионе будут проживать около двадцати миллионов человек. В нем появятся современные производства, будет развиваться сельское хозяйство, туризм, наукограды, при этом качество жизни резко возрастет — везде будут парки, леса, озера и реки. Перемещаться по региону можно будет на скоростных поездах типа французского TGV: на экспрессе от центра до окраин можно будет добраться за час.

 

В Кремле — музей, в промзонах — театры, а в Чертаново — город мигрантов

Проблема: Транспортный коллапс, высокая стоимость жилья и его нехватка, притом что приятными для жизни большинство районов Москвы назвать нельзя. Все рабочие места и развлечения сосредоточены в центре города, привлекательность которого не только приводит к бесконечным пробкам, но и к тому, что уничтожаются памятники, исчезает «дух места» старых районов.

Решение: Благодаря тому что в Подмосковье будут созданы более комфортные условия для жизни и появятся новые рабочие места, в «старой» Москве перестанет быть так тесно. Исторический центр города станет зеленым, в нем будет меньше машин, больше развлечений, галерей и театров. Набережные, как и многие другие улицы, могут стать пешеходными — если не полностью, то в гораздо большей степени, чем сегодня. Чиновников выселят из зданий-памятников, которые станут доходными домами, гостиницами, музеями — Кремль уж точно. В городе появится несколько новых центров — «Москва-Сити» может стать правительственным центром, ЗИЛ и другие промзоны, которые сейчас занимают 7000 гектар, — удобными для жизни районами, с кварталами невысоких домов, окруженными парками, а также с местами для работы и опять-таки клубами и кинотеатрами — необходимость ездить через весь город отпадет.

 

Подмосковный Голливуд, горнолыжные курорты и города для ученых

Проблема: В небольших подмосковных городах не хватает работы, особенно современной, плохие условия жилья, не развита инфраструктура — нет спроса, не развит транспорт, нет денег (бюджет области в четыре раза меньше бюджета Москвы). Большие пространства не осваиваются и находятся в запустении.

Решение: Чтобы с Подмосковьем, в котором уже сейчас растут цены и девелоперы объявляют о все новых проектах, не случилось как с Москвой, ее поделят на несколько зон, жизнь в которых будет устроена по-разному — в одних будет нетронутая природа, в других будут развиваться современные города. В них не будут строить небоскребов, а только уютные кварталы с зелеными дворами, бульварами и парками. Ездить на работу в старую Москву будет не нужно: одни подмосковные города станут туристическими центрами и курортами (здесь можно будет кататься летом на яхтах, зимой — на лыжах), в других будут делать современную электронику, в третьих станут жить химики и медики, четвертые превратятся в города студентов и ученых. Крупные города начнут возникать вокруг аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедво — здесь появятся деловые центры и отели, будут проводиться международные конференции и выставки. Кроме того, будет активно развиваться сельское хозяйство — в московских магазинах появятся качественные овощи не из Европы, а, например, из-под Подольска.

 

Трамваи вместо машин, МКАД для автобусов, теннис на пересадках

Проблема: Гигантские пробки, общественный транспорт — притом что им пользуются две трети жителей города — развит очень плохо и работает на пределе возможностей. Разные части города плохо связаны друг с другом, что вынуждает многих пользоваться автомобилями (и это приводит к пробкам) либо терять время в общественном транспорте из-за его непродуманности.

Решение: Общественный транспорт станет основным средством передвижения по Москве. Небольшие расстояния можно будет преодолевать на скоростных трамваях, для которых рельсы проложат по главным магистралям города (автомобилям придется потесниться). Кроме кольцевой линии метро, Садового и Третьего транспортного кольца появится еще несколько колец: одно или даже два под землей, скоростное железнодорожное, а МКАД, возможно, превратится в экспресс-магистраль для автобусов. Освободившееся от автомобилей (да и от железных дорог, которые уберут под землю) пространство позволит засадить многие улицы — начиная с Тверской и заканчивая большими шоссе — деревьями, сделав их более уютными. На все виды транспорта будут единые билеты, все линии будут связаны крупными пересадочными узлами: приехав из Подмосковья на скоростной электричке, можно будет сразу пересесть в метро, потом — на трамвай или автобус, потом — на велосипед. На пересадочных узлах и вокруг них начнет развиваться новая активность — спортивные и деловые центры, отели, магазины. Все вокзалы, как и все московские аэропорты, будут связаны поездами-экспрессами.

 

Элитное жилье у реки и катера с чиновниками

Проблема: Сейчас Москва-река очень грязная и почти не используется — не считая нескольких маршрутов прогулочных маршрутов. В центре города набережные отданы автомобилям, вдоль реки расположено несколько самых крупных московских промзон. Подмосковные водоемы часто запущены и тоже не используются.

Решение: Река станет одним из главных центров притяжения в городе: на окраинах появятся пляжи, в центре города набережные будут только для прогулок, на месте промзон у реки возникнут парки, кварталы дорогого жилья, развлекательные центры, в старые фабрики въедут галереи. Вдоль реки можно разместить и чиновников — они будут перемещаться между ведомствами на катерах. А в области Москва-река и другие водоемы станут основой для развития туризма и курортов — здесь будут кататься на яхтах и водных лыжах, купаться и загорать.

 

Солнечные батареи и ветряки, заповедники и спа-курорты

Проблема: В «старой» Москве грязные воздух и вода, промзоны и вредные производства, за МКАД — леса вырубаются под строительство дорог и жилья и поля со свалками.

Решение: В Подмосковье будут выделены участки, на которых ничего ни строить, ни рубить нельзя, — количество охраняемых природных территорий возрастет в разы. Всякое новое строительство будет с самого начала вестись аккуратно, все новые дома будут энергоэффективными, солнечные батареи и ветряки станут непременной частью подмосковного пейзажа. Между нетронутой и охраняемой природой и городами возникнут туристические курорты, места для охоты и сбора ягод и грибов, а также «лечение на водах».

 

Новый центр Москвы: чиновники, бизнесмены и музей современного искусства

Проблема: Присутствие в центре города большого количества ведомств усиливает его моноцентричность — все самое важное находится в пределах Садового кольца. Если чиновников выселить из города, будет меньше пробок, исторический центр станет центром культуры и развлечений.

Решение: Хотя не все участники конкурса были согласны с идеей создания федерального центра именно в Коммунарке, все использовали эту часть задания, чтобы продемонстрировать, как именно может развиваться Большая Москва. Кроме собственно города чиновников здесь, например, окажутся финансово-деловой центр, музей современного искусства, университеты и спортивные центры, жилье в виде таунхаусов — все это в окружении лесов, полей и озер. По территории можно будет перемещаться на велосипедах или трамваях. А в качестве альтернатив Коммунарке было предложено переселить чиновников не за МКАД, а ближе — в район «Москва-Сити» или на ЗИЛ.

Ошибка в тексте
Отправить