«Кентавр» с Юрой Борисовым и еще пять остросюжетных фильмов про драйверов на ночь

15 июля 2023 в 18:00
Фото: Cinema Atmosphere
В прокате настоящая жанровая бомба — триллер «Кентавр» Кирилла Кемница с Юрой Борисовым в роли мутного водителя. Рассказываем, чем хорош этот фильм и советуем похожие.

Саша (Юра Борисов) — таксист с инвалидностью, будто сросшийся со своей машиной (отсюда и название «Кентавр»), — «бомбит» по ночам, а днем отсыпается, потому что, по его словам, ночью люди открываются с другой, непритворной стороны. Саша быстро «читает» пассажиров, поэтому, когда к нему садится эскортница Лиза (Анастасия Талызина), ему не составляет труда определить род ее занятий. Впрочем, таксист никого не осуждает, а перепалка и примирение с секс-работницей приводит к тому, что Лиза просит Сашу, чтобы он поработал ее драйвером на ночь. Впереди — всего несколько заказов, девушка приятная и предлагает хорошие деньги, так почему бы и нет? Водитель соглашается, а вот Лизе стоило бы поостеречься. В округе орудует маньяк, который уже убил нескольких девиц легкого поведения, а Саша, хоть и милый, но какой‑то мутный малый: каждый раз он по-новому рассказывает, как травмировал ноги.

Сорвав куш в североамериканском прокате с боевиком «Никто», его режиссер Илья Найшуллер взялся активнее продюсировать жанровое кино в России. Вслед за успешной комедией «Я худею» в прошлом году из‑под его продюсерского крыла вышла другая удачная комедия — «Молодой человек», которую поставил найшуллеровский товарищ и сценарист Александр Фомин. И как будто этого было мало, сейчас на экранах идет еще одна картина, снятая под найшуллеровским патронажем, — триллер «Кентавр» Кирилла Кемница. И это такая же жанровая бомба, какой в прошлом году был «Молодой человек» (смешно, кстати, что в обоих фильмах Ксения Кутепова играет токсичную мамашу). «Кентавр» — неоновый нуар с приджазовым саундтреком, который все сравнивают с «Таксистом» Мартина Скорсезе и «Драйвом» Николаса Виндинга Рефна, хотя у героя Юры Борисова нет ничего общего с Трэвисом Биклем Роберта Де Ниро и водителем Райана Гослинга.

Один был одиноким психопатом, взявшимся совершить подвиг. Другой — невозмутимым каскадером, связавшимся не с теми людьми. Саша — зверь иного рода. Ночное, как у Остина Райта, животное, про которое первую половину фильма совершенно ничего непонятно. Кто он: добряк или маньяк? Ищущий социального контакта интроверт или жестокий серийный убийца? Фильм играет на наших ожиданиях и нервах, оставляя в таком же замешательстве и подвешенном состоянии, как и героиню Талызиной, которая тоже не так проста, как кажется на первый взгляд. Собственно, картина потому и держит полтора часа (образцовый хронометраж для «бэхи»Кино категории «Б».!) в напряжении, потому что персонажи постоянно меняют роли и меняются ролями. Не остаются заложниками строго выписанных образов.

Например, Талызина, в начале фильма повторяющая свою роль фам-фаталь из «Владивостока», довольно быстро перерастает заскорузлый троп «проститутка с золотым сердцем» и сентиментально-карамазиновский типаж «бедной Лизы». А все, кто видел, как она танцует в свете фар над обрывом, обомлеют так же, как при явлении заплаканной Мии Кершнер в «Черной орхидеи» Брайана Де Пальмы. К слову, сравнение с Де Пальмой не случайно. Этот великий режиссер всегда ставил перед собой задачу переизобрести кинематограф. То же самое пытаются сделать и авторы «Кентавра». И пусть таланта им не всегда хватает, наглости и амбиций им не занимать. Они как будто пишут историю кино с чистого листа — неспроста же герой Борисова говорит, что никогда не был в кинотеатре (его релакс — профильные ролики на ютубе). Но именно в драйв-инне — автокинотеатре, где крутят «Невероятные приключения итальянцев в России», — между Сашей и Лизой случаются самые интимные моменты близости и нежности.

Вообще синефилия — топливо, на котором едет «Кентавр». Только фильм упивается не фестивальным киноманством, а эстетикой би-муви: боевиками, триллерами и другими «низкими жанрами». Не забывает он и про мелодраму, поэтому, прежде чем в картине начнется полноценный экшн, мы будем иметь удовольствие лицезреть разговорное романтическое кино в духе «Перед рассветом». Иными словами, фильм Кемница — гибрид, как и вынесенный в название кентавр. В этом кино на медленном огне оказывается намешано столько всего, что, когда «Кентавр» по-настоящему закипит, ему снесет крышку. Нельзя сказать, что развязка фильма получилась совсем уж изящной. И, возможно, кого‑то финал в духе нуарного кинокомикса «Город грехов» разочарует. Но, по крайней мере, все заряженные в фильме ружья выстрелят. А если кому сюжетные твисты «Кентавра» покажутся не обескураживающими, а натянутыми, рекомендуем картины ниже.

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева
Что смотреть вместо «Кентавра» или вместе с ним
«Милый, дорогой, любимый, единственный…», 1985

Одно из тайных сокровищ Атлантиды перестроечного кино. Несмотря на романтическое название, это не мелодрама, а побратим «Соучастника» Майкла Манна и почти боевик — в постановке Динары Асановой («Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны»). В машину таксиста садится кудрявая красотка с грудным ребенком и просит гнать без оглядки (теперь понятно, откуда Борис Акопов позаимствовал вступление для «Кэт»). Дальше действие идет только по нарастающей: есть даже адреналиновая погоня и прятки от милиции в автомобиле, которые заставят вспомнить вышедшего в то же время «Терминатора». Вообще Динара Асанова — наша Кэтрин Бигелоу, которой было подвластно уличное дыхание хаоса. Только вот автор сценария и исполнитель главной роли Валерий Приемыхов вовсе не Джеймс Кэмерон. В финале картина, строящаяся на понятном конфликте поколений, срывается в «бумерский» бубнеж на тему того, как измельчала молодежь. Впрочем, даже тут авторы во многом угадали: что станет с главными героями через несколько лет, понятно без слов. У нее будут переломаны годы, у него — переломаны пальцы.

«Соучастник» («Collateral»), 2004

В середине нулевых, через десять лет после «Схватки» и фильмов про журналистскую этику («Свой человек») и бокс («Али»), Майкл Манн вернулся к тому, что у него получается лучше всего — к криминальным драмам про потрепанных жизнью мужчин с лучшими перестрелками на свете. «Соучастник» не такая эпичная, как киноремейк «Полиции Майами» или «Джонни Д.», компактная (по манновским меркам) постановка, в которой элитный киллер (Том Круз) ночью садится в машину к нервному таксисту (Джейми Фокс) и просит отвезти его по нескольким адресам. Как и все поздние работы Манна, «Соучастник» снят на холодную цифровую камеру в гиперреалистической манере, от которой мурашки бегут по коже. Том Круз хорош в роли если не злодея (даже с пепельными волосами и в сером костюме он не похож на исчадие ада), так антигероя — ему бы почаще играть не бравых героев, а отрицательных персонажей. Но настоящее украшение ленты — Джейми Фокс, рохля-таксист, который в самой запоминающейся сцене фильма из невротика превращается в такого гангстера, что его самообладанию позавидовал бы Де Ниро из «Схватки».

«Драйвер на ночь» («Stretch»), 2014

Джо Карнахана у нас в основном помнят по зубодробительному боевику «Козырные тузы», а между тем после неплохого, но несколько компромиссного киноремейка «Команды «А» ему удалось снять еще один безумный экшн с непереводимым для русских прокатчиков названием «Stretch» (по кличке главного героя). Оно, к слову, куда лучше, чем «Драйвер на ночь», подходит фильму, который нешуточно «растягивает» границы жанра. По сюжету, чтобы расплатиться с солидными долгами, незадачливый, но целеустремленный водитель лимузина (Патрик Уилсон) принимает заказ от эксцентричного миллионера Роджера Кэроса (Крис Пайн). Далее следует череда головокружительных приключений самого болезненного толка, которую Карнахан превращает в настоящий карнавал (а он в фильме тоже будет) в истинно тарантиновском духе. Неузнаваемый Крис Пайн с окладистой бородой (его имени даже нет в титрах) играет у Карнахана вторую лучшую роль в карьере. Не отстает от него и инфернальный Эд Хелмс с усиками, которые он, кажется, отрастил в аду. Приятным бонусом также идут Рей Лиотта и Дэвид Хассельхофф в роли невыносимых говнюков, то есть карикатур на самих себя. Проблема у фильма, впрочем, тоже чисто тарантиновского толка: калейдоскоп зашкаливающих по энергии и таланту сцен не очень монтируется в законченное и внятное высказывание. Что, однако, даже немного идет этой по-настоящему безумной картине. Ведь, используя авторскую терминологию, Карнахан — настоящий firestarter, а его сумасшедшее кино действительно жжет не по-детски.

«Водила» («Wheelman»), 2017

«Водитель» Уолтера Хилла, «Перевозчик» с (но не только) Джейсоном Стэтемом, «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Малыш на драйве» Эдгара Райта, и вот теперь «Водила» амбициозного дебютанта Джереми Раша, который продолжает традиции тех фильмов, но умудряется уехать чуть дальше благодаря одному хитрому формалистскому приему. Суть его сводится к тому, что камера тут (как и в «Локе» с Томом Харди) не покидает пространство автомобиля, даже когда начинается перестрелка. Такая герметичная, буквально наэлектризованная обстановка способствует тому, чтобы саспенс в картине и нервное напряжение в душе главного героя — того самого водилы (Фрэнк Грилло), ввязавшегося в ограбление банка с серьезными последствиями, — росли столь же интенсивно, что и стрелка на спидометре машины. В итоге, практически ни разу не сбавив скорость за полтора часа, фильм оставляет впечатление невероятно ловко скроенного киноэксперимента, но другого, наверное, и не стоило ждать от спродюсировавшего эту картину Джо Карнахана, у которого тоже есть свой грандиозный боевик про водилу: «Драйвер на ночь».

«Клыки ночи» («Night Teeth»), 2021

«Драйвер на ночь» встречает «Ночной дозор». Когда‑то давно вампиры заключили с людьми пакт о ненападении. Но все меняется, когда вурдалак Виктор (Алфи Аллен) решает сначала прибрать к рукам район Бойл-Хайтс, а затем и весь Лос-Анджелес. Для этого он похищает девушку Джея (Рауль Кастильо), следящего за соблюдением договора, а потом развязывает войну с другими кровососами. Случайной жертвой этих разборок становится младший брат Джея — Бенни (Хорхе Лендеборг-мл.), которого Джей уговорил поработать вместо него водителем всю ночь. Бенни берет двух странных клиенток (Люси Фрай и Дебби Райан), которые возбуждаются от вида крови. Режиссер Адам Рэндалл, до этого поставивший для «Нетфликса» супергеройскую подростковую драму «iБой», не совершает переворотов в жанре, но каждая его новая работа оказывается собрана настолько умело, что ремесленным навыкам Рэндалла хочется аплодировать стоя. Все, что происходит в «Клыках ночи», мы уже вроде бы видели миллион раз в кино. Однако режиссер предлагает нам сменить оптику. «Клыки ночи» — это «Блэйд», рассказанный не с точки зрения Блэйда, а его помощника. Бенни — зумер, а не стереотипный герой, но ему предстоит преодолеть себя, чтобы выжить и обрести любовь. А посему начинается его дозор.

Расскажите друзьям