перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Лок» с Томом Харди: человек из бетона

В прокат вышел «Лок» британского сценариста и режиссера Стивена Найта, в котором Том Харди полтора часа ведет автомобиль. Станислав Зельвенский поездкой доволен.

Кино
«Лок» с Томом Харди: человек из бетона

Вечер трудного дня, Бирмингем, огромная строительная площадка. Человек в каске и спецовке, переобувшись, садится за руль BMW и выезжает на шоссе. Это Айван Лок (Том Харди), начальник строительства, усталый бородатый мужчина с насморком. Он направляется в Лондон — и час с небольшим, которые длится фильм, камера проведет в салоне машины, разглядывая лицо водителя и изредка посматривая на дорогу.

Все это время Лок разговаривает по телефону по громкой связи, и обстоятельства поездки постепенно проясняются. Рано утром на стройке, которую он курирует, предстоит укладка бетона — грандиозное, по-видимому, событие. Жена Лока между тем жарит дома сосиски, поскольку у них с сыновьями запланирован семейный просмотр футбольного матча. Но Лок не сможет проследить за бетоном и не сможет съесть сосиски, потому что едет в Лондон. А едет он туда потому, что некая сорокалетняя секретарша, с которой он то ли по пьяни, то ли из жалости однажды переспал в командировке, именно этой ночью вдруг собралась рожать.

Фотография: West

Придумать интересный фильм о прорабе, который обсуждает по телефону заливку бетона, — похоже скорее на пари, чем на художественный вызов, и «Лок» — не первая картина, где в кадре всю дорогу один актер и одна декорация, но обаяние этого проекта в том, что он совершенно не кичится своей щегольской концепцией. Собственно, никакой концепции и нет — «Лок» не давит клаустрофобией, как фильм про Райана Рейнолдса в гробу или Джеймса Франко с застрявшей ногой, не кружит голову агорафобам, как «Не угаснет надежда», не грузит символизмом, как «Гравитация», а просто выносит за пределы кадра все лишнее. Остается герой, шоссе и мелькающие огни. Едет и едет: кажется, что так сложилось само собой, и другие лица в этой истории действительно не нужны.

Наверное, здесь тоже образуется символический пласт — одинокий человек в ночном потоке машин и все такое прочее, — но Стивен Найт, сценарист «Грязных прелестей» и «Порока на экспорт», в прошлом году дебютировавший в режиссуре недооцененным, кажется, «Эффектом колибри», всегда умел утопить пафос в бетоне, если угодно, бытовых подробностей. Для Лока его небоскреб — не менее значительная часть жизни, чем семья (а жена подозревает, что и более важная), и если прискорбная ситуация с адюльтером развивается, в общем, довольно предсказуемым образом, то в истеричных звонках с работы возникает подлинный саспенс. Босс сходит с ума, боссы босса в Чикаго рвут и мечут, нужная папка не на месте, полиция не может перекрыть дорогу для грузовиков, человек, решающий вопросы, пошел ужинать, помощник, которого Лок оставил себе на замену, налегает на сидр.

Фотография: West

Характер, который Найт, вначале бегло набросав, прорисовывает все более жирными линиями, — бесконечно привлекателен и в то же время слегка пугающ. Лок, что называется, цельный мужчина. Решил — сделал, отмерил — отрезал. И Том Харди с его актерской амбивалентностью, способностью быть одновременно щеночком и чудовищем, выделяет своему персонажу ровно такую микроскопическую дозу чудовищности, чтобы ее можно было разглядеть только в краешках глаз. Понятно, что это повесть о настоящем человеке, — но также понятно, что на пути у Лока лучше не становиться. Единственный, пожалуй, крупный недостаток фильма — свойственный Найту легкий перебор по части сентиментальности можно не заметить, — что все это он еще проговаривает вслух в беседах героя с призраком блудного отца. Дело даже не в искусственности этого приема, а в желании непременно замотивировать порядочность детскими травмами, из которого прут какие-то высшие сценарные курсы.

Впрочем, это не отменяет красоту ситуации. Почти в реальном времени мы наблюдаем, как упорядоченный мир контрол-фрика разбивается из-за какой-то глупости на мелкие осколки, погружается в самое ненавистное — хаос. И — вот она, сила кинематографа, — там, где в жизни победило бы злорадство, здесь побеждает сочувствие.

Ошибка в тексте
Отправить