Мужчины за работой: элегантный детектив «Марлоу» и олдскульный экшен «Крушение»

28 февраля 2023 в 14:55
Фото: «Парадиз»
В прокат вышел нуар «Марлоу» Нила Джордана с Лиамом Нисоном, а еще раньше боевик «Крушение» Жан-Франсуа Рише с Джерардом Батлером. Евгений Ткачев — о двух жанровых сокровищах, которые не следует обходить стороной.

«Марлоу»

«Marlowe»

1939 год. Пока в Европе идет война (нацистская Германия подло напала на Польшу), в Лос-Анджелесе к частному сыщику Филипу Марлоу (Лиам Нисон) обращается роковая блондинка Клэр Кавендиш (Диана Крюгер). Она просит отыскать ее пропавшего любовника — киношного реквизитора, голливудского агента, наркокурьера и шантажиста Нико Петерсона (Франсуа Арно), которого многие, включая его сводную сестру Линн (Даниэла Мелшиор), считают мертвым. Многие — но не все. Помимо Клэр, Нико также ищут ее влиятельная мама, бывшая кинозвезда Дороти Куинкэннон (Джессика Лэнг), мексиканские бандиты и другие подозрительные лица.

Ирландский постановщик Нил Джордан, известный в основном благодаря экранизации «Интервью с вампиром», — не только режиссер, но и синефил. Поэтому неудивительно, что в его новом фильме, снятом по роману «Черноглазая блондинка» Джона Бэнвилла и адаптированном для больших экранов сценаристом Уилльямом Монаханом, действие происходит не только в злачных и прокуренных кабаках, но и на съемочной площадке. Голливуд в этой истории — и фон, и ее основное содержание. Довольно быстро Марлоу оказывается на «фабрике грез», где все выдают себя за других — не только на съемках, но и за их пределами. Как будто этого мало, герой Нисона бесперебойно сыплет остроумными фразами и киноманскими цитатами. Говорит, что «дом там, где сердце» (так называется фильм британского режиссера Джона Бурмана, с которым сравнивают Джордана). Вспоминает «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона, в котором сыграл Хамфри Богарт, известный по роли Марлоу в «Глубоком сне» Говарда Хокса.

Но самая элегантная пасхалка спрятана в сцене беседы персонажа Нисона со старлеткой Амандой Токстет (Шана Керслейк). Это, во-первых, виртуозно снятый эпизод: мы понимаем, что артистке не светят большие роли, Марлоу это понимает, и сама актриса это понимает, но сыщику хватает такта не подать виду, сделать комплимент и посоветовать не спать с продюсерами. Во-вторых, только к концу этой сцены понимаешь, что Аманда играет актрису с простреленным глазом, а значит, реплику на Эвелин Малрей (Фэй Данауэй) из «Китайского квартала» Романа Полански, с которым у «Марлоу» одинаковый зачин. Вообще, у фильма Джордана много общего с «Чайнатауном», кроме, пожалуй, детективной интриги. В «Марлоу» она написана довольно лениво. Видно, что куда больше детективных загадок режиссера занимает постмодернистская интеллектуальная игра.

Как верно заметил одиозный, но по-своему мудрый американский кинокритик Армонд Уайт, уже успевший назвать «Марлоу» «лучшим детективом тысячелетия», Джордан позволяет себе едкие комментарии в адрес ирландского писателя-модерниста Джеймса Джойса (по мнению Уайта, «Марлоу» — это взгляд Джордана на культурный цинизм, связывающий Джойса с ЧандлеромРеймонд Чандлер — писатель и создатель детектива Марлоу.). А также литературные каламбуры в адрес тезки сыщика — драматурга Кристофера МарлоуАнглийский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, который мог выдавать себя за Шекспира.: «Не Шекспир, но тоже пишет хорошо!» Такие интеллектуальные ребусы точно не для всех, но именно они представляют собой наибольший интерес в этой внутрицеховой истории, а не унылая стилизация под олдскульный нуар. Трудно не согласиться с критиками фильма, которые называют его фестивалем косплееров: уж больно герои картины похожи на ряженых.

Отдельно Джордана стоит похвалить за то, что он не стал превращать Марлоу в героя боевика (учитывая позднюю фильмографию Нисона, соблазн был велик), а в финале сумел удачно зарифмовать сатиру на Голливуд 1930-х с сатирой на Голливуд 2020-х годов. Например, в фильме Джордана немало внимания уделено незавидному положению женщин в киноиндустрии. Как и в реальной жизни, женщины в финале картины получают какую-никакую власть и доступ к ресурсам в Голливуде. Только в «Марлоу» (и тут режиссер вступает на тонкий лед) им для этого приходится заключить сделку с дьяволом (в фигуре таинственного американского посла, с которым связаны Клэр и Дороти, мерещится метафора опального продюсера наподобие Харви Вайнштейна). Затрагивает фильм и вопросы так называемого проблемного искусства. Лучше всего про него удается высказаться темнокожему напарнику Марлоу, шоферу Седрику (Адевале Акиннуойе-Агбадже): «Нацисты, конечно, плохие, но эта Лени Рифеншталь сняла несколько хороших фильмов». Представить себе такую фразу в старорежимных нуарах 1930–1940-х годов было достаточно сложно.

6
/10
Оценка
Евгения Ткачева

«Крушение»

«Plane»

Работающий пилотом на американских авиалиниях в Сингапуре шотландец Броуди Торренс (Джерард Батлер) хочет встретить Рождество со своей взрослой дочкой на Гавайях, но перед этим ему нужно совершить рейс в Токио. Проблемы не заставят себя долго ждать. Во-первых, надвигается шторм. Во-вторых, руководство не хочет на всякий случай заправлять самолет дополнительным горючим, ведь это стоит денег. В-третьих, на его борту перевозят опасного заключенного Луи Гаспара (Майк Колтер, Люк Кейдж из одноименного сериала) — бывшего легионера: не в смысле футбольного, а в смысле солдата из Французского Иностранного легиона. В общем, поднять самолет Торренсу удастся, а вот с приземлением возникнут проблемы.

Сложно поверить, что «Крушение» (в оригинале — просто «Самолет») вышло в 2023-м, а не в 1983 году. Таких брутальных, мачистских и жестоких боевиков со Шварценеггером, Сталлоне, Ван Даммом или Брюсом Уиллисом было пруд пруди в 1980-е и 1990-е, а сейчас они превратились практически в ретро. Тем отраднее увидеть такую картину в прокате, да еще и в российском, который не избалован громкими премьерами.

«Крушение» из тех фильмов, которые могут обернуться чем угодно: хоть «Пассажиром 57» (преступники захватывают самолет), хоть «Турбулентностью» (заключенный на борту устраивает бойню), хоть «Лостом» (группа выживших оказывается на тропическом острове). Тем удивительнее, что он не оказывается ни тем, ни другим, ни третьим. Да, экипажу предстоит совершить вынужденную посадку на одном из затерянных островов на Филиппинах, но «Крушение» меньше всего похоже на «Остаться в живых» и больше — на «Крепкого орешка», у которого вторая часть была про самолет, Рождество и террористов.

В боевике с Батлером тоже не обойдется без террористов, а точнее, без герильи, филиппинских партизан, окопавшихся на острове. Завидев белого человека, они сразу начинают думать о выкупе, так что Торренсу и его экипажу придется крайне несладко. Руководству авиакомпании даже придется вызывать им в подмогу ЧВК, потому что филиппинские власти боятся совать нос на этот остров. А договариваться с наемниками предстоит кризисному менеджеру в исполнении Тони Голдуина — актера из 1980-х, которого вы точно знаете в лицо, но не по имени (он, в частности, играл главного злодея в «Привидении» с Патриком Суэйзи и Деми Мур).

Как и во всякой «бэхе»Фильм категории Б., в «Крушении» хватает экшена, но главная битва припасена на десерт. Финальное сражение в картине поставлено с такой звериной яростью и азартом (чего только стоят дальнобойные винтовки!), что французскому режиссеру Жан-Франсуа Рише хочется аплодировать стоя, а впечатлительным людям — посоветовать поостеречься (может триггернуть). Вообще, Рише — максимально компетентный, но какой‑то страшно недооцененный жанровый постановщик, который на французском ставил дилогию «Враг государства № 1» и «Видок: Охотник на призраков» (оба — с Венсаном Касселем), а на английском — «Кровного отца» с Мелом Гибсоном и ремейк карпентеровского «Нападения на 13-й участок». Конечно, «Крушение» не «Джон Уик», но как аперитив перед четвертой частью «Джона Уика» (с 23 марта в российском прокате!) это суровое и по-своему неотразимое кино заходит просто на ура.

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева