«Меня бесит ходить по магазинам»: люди, отказавшиеся от покупки новых вещей

Редактор:
Таня Решетник
Фотографии:
Нина Фролова
24 июля 2018 в 13:36
Сегодня в мире производится около 2 миллиардов белых футболок в год, а их срок жизни редко превышает 6 месяцев. Текстильная промышленность — второй по масштабам источник загрязнения (после нефтяной). «Афиша Daily» поговорила с людьми, по разным причинам отказавшимися от покупки новых вещей в пользу более осознанного потребления.

Тарлан Абдуллаев, 26 лет

бизнес-аналитик в IT и диджей вечеринок «Пика-Пика»

В молодости у меня особо не было денег, но очень хотелось классно выглядеть, ходить на концерты, обращать на себя внимание женщин. В общем, быть настоящим модным парнем. В магазине Topman не было моего размера, а тогда, в 2010 году, все одевались там или в H&M и Uniqlo. В конце концов стало понятно — придется либо покупать очень дорогую одежду нужного размера, либо идти в секонд-хенды. Я выбрал второе. Набрал себе клетчатых рубашек и стал наимоднейшим парнем на районе.

Покупки в секонде для меня — вовсе не дело принципа, просто так удобнее. Мне, на самом деле, одежду надо мерить, потому что у меня нестандартный размер. Я довольно большой, и далеко не все мне идет. К тому же у меня есть привычка покупать пять предметов одежды и носить только один из них. Так что проще купить пять вещей по 500 рублей, чем пять по 5000.

Я могу купить себе и что-то новое. Обувь принципиально не беру в секонд-хендах: ужасно боюсь грибка стопы. Мне кажется, обувь не очень-то гигиенично покупать там, как и нижнее белье с носками. Только одежду, которая соприкасается с безопасными частями тела.

Семья относится неоднозначно. Матушка моя, например, думает, что я как мужчина с нормальным уровнем заработка должен начать одеваться в дорогую одежду, солидно выглядеть. Объяснить это все родителям тем, что так намного удобнее, просто невозможно.

Друзья нормально отнеслись. В моем кругу это более или менее стандартная практика. Все мои знакомые из Петербурга одеваются на «Уделке». А у моей подруги Ани Чесовой вообще свой телеграм-канал о московских секонд-хендах. Молюсь на него и очень хочу, чтобы там было больше мужской моды.

У нас с друзьями нет отдельного чата, где мы обсуждаем только секонд-хенды, но, в принципе, мы можем иногда вместе пойти на рынок, на «Уделку». Есть еще свопы, но я на них не хожу.

Я предполагаю, что мужчины моего размера держатся за свою одежду, пока она не развалится.

Я никого не подсаживал особо на эту идею покупок в секондах. Но некоторые люди видели на мне вещь и не верили, что она оттуда, и тоже в итоге переходили на покупку ношеных вещей. Особенно ценно то, что в секонд-хенде можно находить нечто совершенно уникальное. Однажды купил в секонде куртку и нашел в ней билет в Лувр за 1998 год.

Вообще это все довольно неплохой шаг в сторону отказа от консюмеризма. Сейчас в мире производится очень много одежды, ее выбрасывают в огромных количествах и практически не перерабатывают. Зачем покупать новую одежду и создавать больше мусора, когда есть намного более экологичный путь?

В Москве две нормальных сети, где есть все, что мне нужно. Это «Столичный гардероб» и «Планета секонд-хенд». Раньше еще было классно в «Мегастиле». В Петербурге это, естественно, «Уделка» и винтажный магазин Vintagency.

Чем больше ты отдаешь за вещь, тем больше думаешь о том, стоит ли она своих денег, идет ли тебе, будешь ли вообще ее носить. Когда ты в секонде, где все по 200 рублей, и видишь футболку с надписью на польском или с изображением какой-нибудь бабушки, то покупаешь обе (и никогда не надеваешь). С одной стороны, я стал менее разборчивым, с другой — трачу ровно те же деньги.

Люди уже устали от брендов. Всем хочется эксклюзивности, а ее можно достичь, либо потратив очень много денег, либо найдя какую-нибудь необычную вещь на барахолке. Неравноценно, конечно, но мне кажется, что рано или поздно люди придут к тому, что им не нужно покупать абсолютно одинаковую одежду.

Аня Ушанка, 24 года

фрилансер, ученица Школы Родченко

Меня бесит ходить по магазинам. Всегда шумно, толпы людей, а цена не соответствует качеству. Если и есть какая-то интересная вещь, то на нее обычно просто не хватает денег.

В школе я еще любила закупаться, но потом наступило время, когда я начала считать это системой навязывания стиля. Все магазины штамповали одно и то же — меня это раздражало. Тогда же я увлеклась восточными религиями и философией. В них многое посвящено отказу от материи.

Общество навязывает нам идею того, что мы каждый день должны носить новые вещи. Во времена университета я еще пыталась как-то варьировать образы, а потом поняла, что это все ерунда. Если мне нравится какая-то вещь, я хочу носить ее каждый день. Почему я не могу?

Однажды на каком-то фестивале я нашла юбку. Там были пункты, где можно оставить или взять одежду. Очень долго в ней ходила, а потом случайно оставила ее в Грузии. Спустя какое-то время увидела на фотографиях, что подруга перешила юбку в штаны. Дала ей, наверное, уже десятую жизнь.

Многие люди придают слишком большое значение вещам. Но оно того не стоит. Время — деньги. Вы полжизни проводите на работе, чтобы потратить большую часть заработанного на ненужные и бесполезные вещи. К тому же нужное можно получить другими способами. Например, как-то раз одна девушка-дизайнер позвала меня на съемку в «Гоголь-центре». Я не знала, заплатят мне или нет, но все отсняла. На следующий день она предложила мне платье из своей коллекции. Так и появляются вещи в гардеробе.

Конечно, пару раз хотелось зайти в какой-нибудь магазин в торговом центре, но я понимала, что мне станет противно, как только я это сделаю. Мне лень даже примерить там что-нибудь. Сразу становится жарко, потеешь и думаешь: «Ну на фиг, надо валить отсюда!» Я вообще давно ничего не покупала в обычных магазинах, только обувь. В том году взяла себе сандалии за 5000, а они, сука, порвались. Просто разочарование.

Офигенный секонд есть в Переделкино — там бывают крутые акции. Еще раньше был классный дисконт в сток-центре на улице Орджоникидзе. Иногда даже маму получается заразить идеей секондов.

Вообще, тема нового и старого в моей жизни касается не только одежды. Есть такие ребята — фриганы, они еду из помоек вытаскивают. Я узнала о них в Грузии. Когда вернулась в Москву, подумала, что здесь такого точно не может быть, смешно даже предположить. Но нашла паблик в «ВКонтакте», посвященный фриганизму. Там ребята выкладывали фотографии еды, которую доставали из помоек. Торты всякие, курицу. Я вообще обалдела, для меня было шоком, что это выкидывают, а не отдают нуждающимся. Когда на районе открыли «Пятерочку», решила ради интереса зайти и проверить. Открываю бак и сразу закрываю, потому что даже поверить не могу тому, что увидела. Опять открываю, а там весь контейнер в хлебе, твороге, сосисках. Там было все то, что стоит на прилавках. Что-то просрочилось на день, что-то испортится на следующий день. Набрала пакет еды и выложила в паблик. Ко мне с ВДНХ ехали люди, чтобы забрать его.

Ваня Ким, 25 лет

фрилансер

Меня в секонд первый раз привела жена. Я быстро втянулся, потому что это оказалось реально выгодно. У многих есть предубеждения по поводу ношеных вещей. Чужая энергетика, вещи заражены чумой — когда в разговоре с кем-то заходит речь о секондах, то почти всегда такая реакция. Для меня это просто доступная одежда, никакой идеи за этим не стоит. По сути, это комфорт и удобство плюс невысокая цена. Секонды — отличный способ поднять себе настроение и не разориться.

На мне сейчас надето абсолютно все из секонда. Не покупаю там только белье и обувь. Девушкам в этом плане проще, выбор женской обуви больше. Я на себя как-то раз увидел кроссовки, так их пронесли прямо мимо моего носа. После того как скакнул курс, цены на обувь довольно сильно поднялись, если говорить о Reebok, adidas и других брендах. Раньше я покупал обувь в дисконтах, а сейчас в этом нет смысла: цены не отличаются от обычных магазинов. Так что на помощь пришел Avito.

В секонд-хендах есть приятный бонус. Там очень неплохие вещи и иногда попадается что-то фирменное. Какая-нибудь олимпийка Fred Perry за 100 рублей — это круто.

Лично я закупаюсь только в магазине «Планета Секонд-хенд» на платформе Переделкино. Есть люди, которые разбираются в комиссионках и винтажных магазинах. А я из ленивых. Знаю, что есть одно хорошее место, знаю, что там проще покупать. Мне этого достаточно.

Важно знать расписание любимого секонда. Есть время, когда приходит новая коллекция, а есть, когда уже начинаются фиксированные скидки — вплоть до 35 рублей за вещь. Я, правда, в это время туда не езжу, потому что остается только женское. Нормальные мужские вещи обычно ниже 100 рублей не опускаются в цене. Девушкам в этом плане легче закупаться, и у них там все буквально развешено по цветам.

Я даже начал носить женскую одежду. Я раньше об этом и не знал. Люди, возвращая вешалки назад, не смотрят, в правильное ли место их вешают. Только потом мне объясняли, что я в женских вещах.

По магазинам в торговых центрах вообще нет желания ходить. Мне нравится, как я выгляжу. Как-то раз в секонде оторвал себе кашемировое пальто ниже колен за 200 рублей. Какой после такого масс-маркет? Я зайду в любой магазин и не найду ничего хорошего дешевле 4000 рублей. Даже плохого, скорее всего, за такую цену там не будет. Мой друг после этой истории начал считать все в моих пальто: «Пошли в ресторан и поели на два пальто».

У масс-маркета все же есть определенные плюсы. Например, линейка размеров. У меня средние пропорции и большая часть одежды подходит. Если говорить о людях с нестандартным телосложением, то я бы на их месте выбрал масс-маркет.

Я очень часто обновляю гардероб. Дошло до того, что я начал составлять себе образ по цветам. Сложно сказать, сократились ли мои траты за месяц. Если бы я закупался в масс-маркете, то делал бы это реже. Но если посчитать, думаю, я все равно выигрываю.

В секонде мой чек редко переваливает тысячу, а в масс-маркете зачастую одна вещь — минимум тысяча.

После того как начал одеваться в секондах, мой стиль изменился. Я нашел две или три пары спортивных штанов из 1990-х и вообще перестал носить все узкое. Образ стал более расхлябанный, теперь одеваюсь так, как мне удобно.

Что еще круто в секондах, так это то, что ты входишь в азарт. Никто не знает, какую вещь откопаешь. Приятно же найти что-то интересное за бесценок.

Кстати, секонды очень помогли в моем увлечении велосипедами. Я купил себе советский шоссейный велосипед. А на нем нежелательно ездить в обычной одежде: будет очень некомфортно, так как у сидушки нет никакой амортизации, просто кусок кожи, натянутый на металл. В секонде я нашел себе велосипедное обмундирование примерно по 100 рублей за вещь. В специализированных магазинах оно бы стоило в десятки раз еще дороже.

Яна Демченко, 28 лет

владелица онлайн-магазина Old Touch

На меня повлияла одна книга, которую я купила на море в четырнадцать лет. Это пособие для девочек, в котором автор рекомендовала покупать одежду в секонд-хендах. Я сразу прониклась этой идеей и уже лет пятнадцать держусь за нее. Когда я начала одеваться в секондах, то стала получать много вопросов о том, где я купила ту или иную вещь. В какой-то момент мне захотелось поделиться своим опытом с миром. К тому же я с детства мечтала о собственном магазине одежды. После поездки в Швецию я была так вдохновлена, что решила открыть магазин. С 2013 года я занимаюсь продажей винтажа. Это моя работа и любимое занятие, которое меня вдохновляет и приносит огромное удовольствие.

Изначально семья отнеслась к моему увлечению с некоторой брезгливостью, но теперь у нас настоящий тандем. У меня получилось стать примером для всей семьи.

В последнее время покупать вещи в обычных магазинах стало для меня достаточно трудоемким процессом. Все абсолютно одинаковое, и порой мне просто жаль тратить на это время. К тому же там много некачественных вещей, а стоят они немыслимых денег. Моя последняя покупка в масс-маркете — кашемировый свитер, который я приобрела прошлой зимой.

70% моего гардероба — одежда из секонда. Там я могу найти множество вещей, и они будут более интересными и необычными, нежели в масс-маркете. В секонд-хендах покупаю вообще все без исключения. Главное, чтобы нравилось. Мне кажется, на стиль не влияют магазины, где ты покупаешь вещи. Мой образ не сильно изменился, но наполнился уникальными вещами.

Надо побороть те чувства и ощущения, которые мешают вам купить одежду после кого-то, потому что большинство все равно придут к этому рано или поздно. Людям больше не хочется захламляться. У меня уже очень большая практика в покупках. Могу за пять минут обойти двухэтажный магазин и сразу же увидеть свою вещь. В конце концов, это для меня не только хобби, но и работа.

Мне очень нравится блошиный рынок «Левша» в Москве и всем известный рынок «Уделка» в Петербурге. Это те места, которые я очень рекомендую. Там точно можно найти что-то интересное.

В секонд-хенде много различных эпох, каждый выберет что-то для себя. Мне кажется, это помогает не захламлять гардероб одинаковыми вещами. Разумное потребление и осознанный выбор в России уже сегодня берут свое. Людей, которые перейдут на секонд-хенды, скоро станет больше.

Расскажите друзьям