перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Бабангида и другие герои постороннего хип-хопа

В регулярной рубрике о происходящем в мире музыкальных маргиналий — подробности о самых интересных событиях в постороннем отечественном хип-хопе: от триумфа калининградского человека-загадки Бабангиды на всероссийском баттле до сольного альбома человека из группы «Ленина пакет».

Пришло время обратиться к настоящему рассаднику всех возможных девиаций — русскому хип-хопу. Лучше условий не придумать: если для сбора аутсайдерской рок-группы нужны единомышленники, инструменты, место для репетиций (даже если это двоюродный брат, пылесос и дача), а чтобы устраивать шумовые перформансы, необходимо обладать либо смелостью, либо гибкой психикой, то свой первый микстейп, или, как выражаются в этих кругах, мухтар, можно сделать ровно за столько минут, сколько он будет длиться. Естественно, за счет столь низкого порога входа интернет затапливает поток невероятно ущербных вещей, над которыми и смеяться-то грешно, но в любом омуте водятся свои черти — и мы начинаем отчет с самых крупных и близких к поверхности.

 

Один из немногих существующих портретов Бабангиды — уж какой есть

 

Бабангида побеждает всех

Главное происшествие последних дней в интересующей нас сфере — победа юзера Babangida в девятом официальном баттле Hip-hop.ru. Судя по ожиданиям и реакции локальной общественности, для русского рэпа это действительно эпохальное событие; однако для общественности глобальной напрашиваются примечания. Кто такой Бабангида? Почему победа (формально это все-таки третье место)? И с какой стати это вообще заслуживает внимания?

Отвечаем. Бабангида — злой ересиарх из Калининграда, участник формирований «Красные пи...арасы» и «Ленина пакет», правый ортодокс с дулей в кармане, коммунист, матерщинник, аноним, житель сети, рыцарь словоблудия, который называет себя не иначе как русским МФ Думом, — и по сумме всех слагаемых хрестоматийный тролль.

Бабангида — персонаж, что называется, with a twist: все, что мы знаем о нем, может оказаться выдумкой — имя, прописка, редкие фотографии в сети, жизненная позиция. В сухом остатке — только неутолимая агрессия, банда приспешников да свой особенный язык.

Бабангида — парадокс и норма. Он во главе подпольного рэп-движения, хоть его музыку — да и манеру читать — нельзя назвать выдающейся, а что до текстов, то нужно учитывать, что Бабангида свободно рифмует слово «б...дь» со словом «б...ть». Он самая популярная фигура хип-хоп-андеграунда, притом что никто его не видел, а композиции публикуются исключительно в сети. Он узурпировал титул первого правдоруба, притом что сам больше всего любит двусмысленность.

Справедливый вопрос: в чем же новаторство Бабангиды? Все в том же — в агрессии. Бабангида — это хип-хоп для тех, кто не слишком жалует хип-хоп, но не в абстрактном смысле не жалует, а так, что прямее некуда. Как герои своих любимых компьютерных игр (да, это немаловажный штрих к портрету), Бабангида не успокоится, пока не разломает все на своем пути, ошалевшим экзорцистом изгнав из русских рэперов всех бесов — тщеславие, алчность, скудоумие, похоть. Масштабы ненависти, посеянной Бабангидой, поражают воображение, за восемь лет неустанной деятельности перепало если не всем, то очень многим, так что декларация любви к его творчеству — уже протестное голосование. Его язык — борьба и единство противоположностей: интернет-сленг и пацанский говор, неполиткорректность образца «Южного парка» и неполиткорректность куда более явная, идеология и быт, анахронизмы и новояз, и все это подано с сокрушительным напором; да, Бабангида нахваливает себя не меньше, чем оппоненты, но все равно оказывается живее и живучее тех, кого можно увидеть живьем.

Конспирологическая таинственность — самая спорная и сильная сторона артиста: механические наезды МЦ Валентины, в чьи запрограммированные уста вложены столь узнаваемые интонации — дело ли рук калининградского рэпера? Мракобесие группировки «Четвертый рейх», лепящей кид-хоп по канонам NSBM, явно ведь сдирижировано невидимой рукой, но его ли? Как далеко проникли боты и виртуалы неутомимого хейтера?

Неудивительно, что с такой репутацией Бабангиду многие не любят. Удивительно, что человек с позицией «я всегда буду против» все равно прорывается наверх таблицы голосования — хотя сам по-прежнему остается на дне. Да, Бабангиду поддерживает сообщество (в народном голосовании он занял первое место, попутно отхватив ряд более сомнительных наград), но в рамках баттла итог определяют судьи, маститые рэперы с именем — которым Бабангида не стесняется говорить в лицо все, что он думает. Например, вот в такой форме.

 

 

Примечателен комментарий Змея, судившего этот раунд: «На 25-й секунде перестал слушать, мерзкое дерьмо». Поливая грязью соперников, судей, просто слушателей, интересующихся развитием событий, Бабангида добрался до полуфинала — и занял третье место, что равносильно победе. Да, формально триумфатором стал RE-pac, но ведь понятно, что дать Бабангиде возможность выйти в финал означало присудить ему золотую медаль, а такое вытерпеть было бы невозможно — к вящему разочарованию старожилов, отмечающих самую скучную борьбу за первенство в истории соревнования. Ну ничего. Ниже — несколько вещей, с помощью которых Бабангида шел к успеху.

 

Отборочный тур: «Возвращение легенды». В полумегабайтной заявке Бабангида показывает, чем он отличается от еще девяти тысяч претендентов на звание лучшего рэпера страны

 

 

Девятый раунд: «Приказано уничтожить». Первая часть недвусмысленно демонстрирует тягу артиста к миру виртуальной реальности, вторая разносит конкурента двумя маленькими фрагментами, позаимствованными из его же песни

 

 

Седьмой раунд: «Этюд в багровых тонах». Как и с многими другими треками Бабангиды (и не только), понять, о чем речь, не имея представления о внутренних контрах в рядах рэперов, не так-то просто. Поясняем: Бабангида обыгрывает коллизию между эмси Шокком и рэпером Жиганом, породившую массовые распри и не менее массовые мемы

 

 

Раунд за третье место: «Жертва системы». Самый спокойный и вместе с тем самый злой трек Бабангиды, его манифест и, судя по тому, что до начала баттла музыкант долго не давал о себе знать, воздушный поцелуй. За которым — молчание; вплоть до следующего ежегодного повода показать себя и наказать других

 

 

Grave Nigguz «Козлоногий свэг»

Питерская банда Grave Nigguz предвосхищает мировую моду на скрещивание блэк-мистицизма с хип-хоп-идиотизмом. В новом боевике коллектива фигурирует полный набор икон зарождающегося движения: Денис Третьяков, Борис Усов, Говард Лавкрафт, вошедшая в историю русского рэпа благодаря уже упомянутому эмси Шокку рыба лещ и не менее мифологизированная рыба язь, сумасшедший христианский проповедник и другие. По словам самих «Замогильных негров», этот трек войдет в совместный альбом с грайндкор-формацией «Токарный паралич» с гордым названием «Кожаный бог». Чует сердце, направление, взятое группой, некогда записывавшей нежные баллады про касаток, уже не изменится — once you go black you’ll never go back.

 

 

«Трагедия всей жизни» «Постсмертное»

Говоря о коллективах, близких (хотя бы в сознании слушателей) к Бабангиде, стоит помянуть и «Трагедию всей жизни», пару дней назад опубликовавших короткометражку «Постсмертное». Не совсем удачный поворот, чего скрывать: стремление «ТВЖ» делать отечественный хоррор-кор похвально, но почему-то под ужасом музыканты подразумевают исключительно эстетику безобразного. Однако и до разудалого веселья грайндкора результат тоже не дотягивает — не хватает ни яркости, ни содержательности. Впрочем, следить за авторами все же стоит — если только у вас не слабый желудок.

 

 

«ВБЕНЗИНЕестьОБЛАКА» «Нового года (без Путина)»

Вывеска группы подразумевает абстрактный жанр, название альбома — политику, на самом же деле тут всего понемногу. Диапазон предпочтений москвичей характеризует наличие каверов как на «Птицу Емъ», так и на «Кровосток», а звук и читка у них  — нечто среднее между 2H Company и «СБПЧ». В первом приближении «ВБЕНЗИНЕестьОБЛАКА» — это музыка для тех, кто так и не смог простить «СБПЧ» драматических изменений и «русского рока», но помимо использования чужих находок у ансамбля, кажется, стремительно формируется и свой символический капитал.

 

 

Скачать EP «Нового года (без Путина)» можно здесь.

 

Айван «Тридцать два Zoo»

Новым альбомом отметился Айван — экс-участник безвременно приостановленного конгломерата «Ленина пакет». Собственно, сама пластинка проникнута ностальгией по временам скромной, но прочной славы «ЛП» и подводит этой итог, напоминая, что в истории русского хип-хопа нулевых не было коллектива важнее и сообразнее текущей ситуации. «Тридцать два Zoo» больше всего как раз и похож на творения «Ленина пакет», недаром Айвану ассистируют старые товарищи. При этом подельники Айвана в своих работах рвутся в несколько иные стороны: если Double V самостоятельно делает русский кранк и насмешливый поп-рэп о повседневности, Иван Смех опирается на могучее наследие сибирского панка, а Бабангида... (впрочем, вы уже знаете про Бабангиду), то Айван ловко сплетает абсурд и реализм, добиваясь искомого результата. Чего стоит хотя бы синодик «Прото», в котором полторы минуты поминается с полсотни контркультурных героев. Помимо, как обычно, безукоризненно точных строк отдельный интерес представляют и минуса — вот этот бит, например, склеен из песни «Братьев Шимпанзе». Сюрприз.

 

Ошибка в тексте
Отправить