Жизнь на колесах
Велосипеды, мопеды, самокаты: все, что нужно знать о двухколесном транспорте
Штрафуют ли за езду на мопеде без прав, можно ли на велосипеде подвозить друга и сколько стоит приличный самокат — «Афиша» с помощью экспертов отвечает на все главные вопросы о двухколесном транспорте в Москве.
Законодательство
Где должен ехать велосипедист: по дороге или тротуару? Можно ли ездить по ТТК и МКАД?
Согласно пункту 24 ПДД велосипедист должен ехать по специальной полосе для велотранспорта. Если такой нет, то движение допускается по правому краю проезжей части либо по тротуару. Также ехать по обочине имеет право велосипедист с прицепом. Если же велосипедист едет с ребенком, то он обязан ехать только по тротуару, даже при наличии велодорожки. По ТТК, МКАД и другим многополосным магистралям движение велотранспорта запрещено.
С какого возраста человек может управлять велосипедом? Можно ли ребенка считать полноценным участником движения?
Ограничений по возрасту для управления велосипедом не существует. Есть лишь ограничение на то, где может ездить велосипедист в зависимости от возраста. Детям до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. С 14 лет человек становится полноценным участником движения и может выезжать на дороги.
Можно ли ездить на велосипеде, зажав в одной руке поводок с собакой?
Согласно ПДД водитель велосипеда должен держаться за руль хотя бы одной рукой, поэтому если одна будет занята (например, поводком с собакой), его никто не оштрафует.
Куда сажать ребенка и можно ли на велосипеде ездить вдвоем?
Нужны ли права на скутер? Проверяют ли их наличие сотрудники ГИБДД? Штрафуют ли за это реально? Что нужно, чтобы их получить?
С 5 ноября 2013 года права на скутер являются обязательными. Категория прав М позволяет управлять мопедами и скутерами. Если есть автомобильные права, то М получать не обязательно. Сотрудники ГИБДД регулярно проверяют права у водителей на дорогах. Штраф за вождение без прав составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Для получения прав необходимо обратиться в отделение ГИБДД по месту регистрации.
Можно ли на скутерах ездить между полосами?
Согласно пункту 24 ПДД РФ водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд
либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех
пешеходам. То есть между полосами ездить нельзя.
Могут ли заставить велосипедиста/скутериста дышать в трубочку и проехать в лабораторию анализов на опьянение?
Движение на велосипеде или на скутере в состоянии алкогольного или наркотического опьянения запрещено; соответственно, для проверки состояния водителя могут провести освидетельствование.
Что можно сделать с мотоциклистами, которые ревут, паркуя или заводя свои машины?
Сегодня закон о тишине запрещает шуметь в жилой зоне с 23.00 до 7.00. За нарушение гражданам грозит штраф до 2 тысяч рублей. Поэтому если вас беспокоит шум, можно смело обращаться в полицию.
Велопрокат
Что изменилось в московском велопрокате в этом году? Где искать полную карту всех станций?
Велопрокат развивается,
устанавливаются новые станции (до 300 в 2015 году), размещаются новые
велосипеды (до 2700 в 2015 году). Цены на велопрокат не поменялись: 30 минут поездки бесплатны, час стоит 30 рублей, а дальше стоимость увеличивается. Выгодней всего остается покупать абонемент за 1200 рублей на весь сезон и передвигаться по городу с остановками раз в полчаса. Всю подробную информацию, включая карту всех станций, можно посмотреть на сайте
velobike.ru.
Есть ли сейчас районы Москвы, где нет велопроката, и почему?
Да, есть. Прокат развивается последовательно на территории города, один из основных принципов — это обеспечение плотности сети станций, именно такой подход существует в большинстве городов мира, где введена система городского проката. Это позволяет использовать прокат для поездок с транспортной функцией, а не просто для развлечения. Поэтому станции велопроката существуют преимущественно в центре, а за пределами Садового кольца их почти не найти.
На каких парковках быстрее всего расхватывают велосипеды?
Первое место занимает станция на Лужнецкой набережной у парка Горького, второе — соседняя на Фрунзенской набережной, третье — у выхода из метро «Парк культуры». По всей видимости, все берут велосипеды для поездок в парк Горького.
Где арендовать велосипеды, помимо городской сети?
До появления городской службы велопроката в Москве существовала масса частных компаний. Многие, не выдержав конкуренции, закрылись, однако и частники все еще существуют: среди них — «Оливер байкс», «Крути педали» и спортивный клуб «Титан». Стоит это в среднем 100–150 рублей в час, да и рассчитаны они скорее на покатушки, чем на использование велосипеда в качестве полноценного средства передвижения по городу. Остальные велопрокаты лучше искать в парках. Кроме того, список велопрокатов можно найти на сайте проекта Let's bike it!. Правда, последний раз он обновлялся в прошлом году.
Есть ли в Москве велошейринг?
Есть. Например, группа в фейсбуке Velociraptor, где люди безвозмездно одалживают друг другу велосипеды.
А можно ли арендовать скутер?
В Москве существуют частые компании, предлагающие скутер в аренду. Среди них — Funky Scooter (аренда самого простого обойдется в 800 рублей за четыре часа), Snowprokat (500 рублей за час), прокат ретроскутеров Retro Ride (3200 рублей за сутки).
Покупка велосипеда
Где научиться кататься на велосипеде?
Обычно этим нехитрым искусством овладевают в детстве. Главное — держать равновесие. Если вы этот момент упустили и до сих пор не умеете крутить педали, то лучший способ — попросить научить держаться в седле кого-то из друзей. Если же хочется более серьезного подхода, то можно, конечно, обратиться к профессионалам. Самой популярной в Москве считается «Велоезда»: обещают, что через пять занятий вы будете чувствовать себя на велосипеде абсолютно уверенно. Удовольствие недешевое: курс обойдется в 9 тысяч рублей.
Как цены на велосипеды изменились с кризисом? Во сколько обойдется недорогой городской велосипед?
Владимир Лосинский, совладелец магазина и мастерской CityCycle: «До кризиса «нормальный» городской велосипед стоил от 17 до 24 тысяч рублей, сейчас — от 24 до 30 тысяч. Из этой ценовой категории можно порекомендовать модели марок Schwinn, Linus, Kross. Дешевле стоят только очень тяжелые велосипеды, с одной скоростью и собранные на обычных болтах (а не под удобный шестигранный ключ)».
Где покупать велосипед?
Владимир Лосинский: «Желательно в магазине, который существует физически, а не только в интернете. Купить онлайн можно только совсем простой велосипед или уже третий-четвертый, когда вы 100% знаете модель, размер и комплектацию, которая вам идеально подойдет».
Страшно ли покупать велосипед на сайте объявлений, много ли там ворованных?
Нужно обратить внимание на само объявление: чем подробнее расписаны характеристики велосипеда, тем большая вероятность, что он не ворованный. Велосипед должен продаваться если не с документами, то хотя бы со всеми составляющими: чтобы все детали были на месте, а если в придачу дадут еще и замок с корзинкой, то это вообще будет выгодной покупкой.
Где чинить велосипед?
Владимир Лосинский: «Если речь идет именно о ремонте, а не ТО, замене покрышки и настройке скоростей, то проще сказать, где не чиниться. Серьезный ремонт не стоит делать в мастерских при магазинах формата «всё для спорта», в мастерских при велопрокатах, мастерских на велорынках — типа Сокольников. Это не значит, что сервис будет плохой, но скорее получится хуже, чем лучше. Выбирайте мастерскую, которая либо самодостаточна (таких 2–3 штуки в городе), либо при специализированных веломагазинах».
В прошлом году «Афиша–Город» делала гид по лучшим веломастерским города.
Самые неудобные маршруты в центре для велосипедистов и наоборот?
Владимир Лосинский: «В центре нет неудобных маршрутов, все улочки маленькие, узкие и удобные. Кроме этого, в центре всегда есть какой-нибудь маршрут объезда. Неудобства начинаются там, где есть большие перекрестки, широкие магистрали, огромные промзоны и железные дороги. Самый ад для велосипедиста — пересечение ТТК и МКАД».
Лучшие приложения-трекеры для велосипедиста?
Владимир Лосинский: «Лучший только один — и называется он Strava».
Владимир Кумов, основатель проекта Let's bike it!: «Сам не пользуюсь ни одним. Для меня они все слишком спортивные — в том числе и Strava. Она, наверное, и самая популярная. Мы сейчас запускаем свое собственное приложение Cycly для городских велосипедистов. Оно уже доступно в App Store, скоро будет на Android. Можно записывать треки поездок, узнавать о лучших велосипедных мероприятиях в городе, общаться с другими пользователями и накапливать баллы, которые можно будет обменять на скидки в кафе, ресторанах, барах, магазинах и т.д».
Что всегда нужно иметь при себе?
Владимир Лосинский: «Аксессуары делятся на две части: для велосипеда и для велосипедиста. Для велосипедиста обязательны шлем и перчатки. Две аварии в прошлых сезонах это подтвердили. Для велосипеда необходимы насос, заплатки (есть такие, как пластырь, без тюбика клея), складной набор инструментов с «монтажками», фляга и флягодержатель, передний и задний фонари. Небольшая непромокаемая подседельная сумка будет отличным дополнением».
Где хранить велосипед?
Владимир Лосинский: «Храните там, где сухо. В квартире, в теплом гараже, в сервисах типа Red Box, где можно снять ячейку для хранения. Если оставлять на долгое хранение, то перед этим велосипед желательно перебрать, смазать и законсервировать. Если вы собираетесь хранить велосипед там, где влажно и холодно, то смазка и консервация должны быть основательными, проведенными специалистом. Хороший велосипед в таких условиях я бы не хранил».Будут ли летом еще классные велозаезды?
Владимир Кумов: «Пожалуй, самыми интересными будут ночной Московский велопарад (подробности будут на сайте i-bike-msk.ru), «Велоночь», посвященная столичной подземке (velonotte.com), и велопарад в День города (информация будет на том же i-bike-msk.ru). А еще мы планируем провести зимний Московский велопарад».
Безопасность
Как защитить велосипед и скутер от грабителей?
Владимир Лосинский: «Для этого нужно понимать главное правило, которое работает для всех замков, для велосипеда он или для автомобиля — есть критическое время, дольше которого угонщик не будет заниматься вашей собственностью, плюнет и пойдет искать что-то попроще. Поэтому не оставляйте велосипед там, где у угонщика будет много времени на угон, используйте замки с максимальной защитой, какие можете купить и возить с собой. Не пристегивайте велосипед в одном и том же месте, пристегивайте его на весу, например на заборе. Ваша задача — максимально усложнить жизнь вору, вынудить его отказаться от затеи с угоном вашего велосипеда».
Владимир Кумов: «Рекомендую использовать замки типа U-lock, они наиболее безопасные. Компаний, которые представлены на российском рынке с такими замками, наверное, всего две: Knog и Kryptonite».
Три лучших замка для велосипеда
Владимир Лосинский: «Мой фаворит — замок Kryptonite Lite Mini 6. Весит 750 грамм, уровень защиты для такого замка просто огромный, сам маленький, но при известной ловкости рук его хватит, чтобы пристегнуть 2 велосипеда на парковке. Из цепей нравится корткая Kryptonite Evolution Series 4 1055 Mini. Длина 55 сантиметров, весит 2 кг, позволяет пристегивать велосипед почти везде, уровень защиты очень высокий. Из интересных новинок хочется попробовать Litelok, плетеный замок из Англии, который на Kickstarter собрал за несколько дней нужный бюджет на производство».
Что будет, если угонят прокатный велосипед?
Если велосипед не вернуть в систему в течение 48 часов, то транспорт автоматически считается украденным. В этом случае с карточки пользователя автоматически снимается стоимость велосипеда в размере 30 000 рублей.
Нужно ли ездить в защите на скутере и велосипеде? А шлем нужен?
Владимир Лосинский: «Для езды по тротуару не нужна. В прочих случаях желательна. В случае езды по дороге и для спорта — обязательна».
Насколько безопасно дышать московским воздухом во время поездки на велосипеде?
Сергей Бабак, врач-пульмонолог: «На велосипеде надо кататься по паркам и зеленым территориям, а в городе этого делать лучше не стоит. Ездить в общем потоке машин на трассах крайне вредно. Во-первых, человек прикладывает усилия (на шоссе нельзя ехать медленнее 20 км/ч), чтобы соблюдать скоростной режим, а значит, напрягается и вдыхает больше воздуха. По факту он вдыхает выхлопные газы машин, рядом с которыми едет. Кроме выхлопных газов на трассах очень много пыли, которая также попадает в легкие. Все это страшно вредно для легких и может вызвать хронические заболевания. Не стоит забывать и о том, что езда по дороге в целом опасна: малейшее столкновение с автомобилем может вызвать гибель велосипедиста. Я, как автовладелец, стараюсь всегда объезжать велолюбителей и мотоциклистов».
Мотоциклы
Хочу стать мотоциклистом. Что делать?
Глеб Леонов, мотолюбитель: «Купить мотоцикл. Но для начала лучше закончить мотошколу».
Где учиться управлять мотоциклом?
Глеб Леонов: «Учиться лучше в Крылатском. У Ильи Отаровича Гелашвили».
Чем мотоцикл лучше скутера?
Глеб Леонов: «Как это ни странно, на скутере ездить опаснее. У него маленькие колеса и сама по себе конструкция довольно хилая».
Каковы сезонные и месячные расходы мотоциклиста?
Глеб Леонов: «Главный расход — это гараж. Во-вторых, бензин и техобслуживание. Но содержать мотоцикл выгоднее, чем автомобиль, в 2–3 раза. Прибавьте к этому одежду и очки, которые убиваются постоянно».
Кто придумал голдвинги со светомузыкой и громкой музыкой? Почему их так любят в России?
Глеб Леонов: «Голды придумали в Японии, а в России их полюбили гопники. Это абсолютно петушиная тема».
В какой клуб не позорно вступить? В каких барах мне будут рады, если я приеду на мотоцикле?
Глеб Леонов: «В России лучше ни в какой клуб не вступать. По поводу кафе: приезжайте в The Night Train, Honky Tonk или в тот же самый «Энтузиаст».
Я девочка, хочу простой городской мотоцикл, какой брать?
Глеб Леонов: «После мотошколы каждый сам понимает, какой хочет мотоцикл. Поэтому лучше сначала научиться водить, а потом уже решить».
Есть ли в Москве мототакси?
Глеб Леонов: «Такое было, но это вроде нелегально».
В интернете удалось найти несколько служб: проект «Город без пробок» (от 990 р. за поездку), moto-taxi.ru (предлагают, помимо прочего, фотосессии на мотоцикле, экстремальное вождение и доставку девушки на свидание), mototaxi24.ru (от 1000 р. за поездку).
Хочу просто покататься на мотоцикле. Куда идти?
Если стесняетесь напроситься на поездку к байкерам на улице, а друзей с мотоциклами нет, то можно вступить в одно из множества сообществ в «ВКонтакте», где незнакомые люди предлагают бесплатно покатать желающих. В самой популярной в Москве состоят больше шести тысяч человек.
Самокаты
Когда самокаты стали так популярны в Москве и перестали быть транспортом для малышей?
Александр Нилов, организатор сообщества Let's Kick Moscow: «Самокаты для взрослых стали массово продаваться в Москве около 5 лет назад, тогда их покупали те, кто не боялся показаться странным и хотел опробовать новое средство передвижения. Взрывной интерес к этому виду транспорта возник в последние пару лет, когда людей, использующих самокат, в Москве стало больше и самокаты стали восприниматься как привычный элемент городской среды».
Чем самокат лучше велосипеда?
Александр Нилов: «Главное преимущество самоката — соотношение скорости, компактности и удобства использования. В среднем городской самокат позволяет передвигаться в 2–3 раза быстрее, чем пешком. Его без проблем можно перевозить в общественном транспорте, пронести в кафе или офис. Для катания не требуется специальной одежды или обуви. Самокат удобно использовать как дополнение к другим видам транспорта — можно доезжать от дома до метро, от метро до офиса. Если вы используете автомобиль, то можно оставлять его на парковке где-нибудь подальше, а последние пару километров проезжать на самокате».
Сколько стоит качественный самокат для города?
Александр Нилов: «Сейчас на рынке представлено большое количество разнообразных самокатов. Есть уже известные и проверенные временем производители, но, увы, хватает самокатов не самого высокого качества по ценам, которые вполне сравнимы с продукцией качественной. Такие самокаты чаще всего отличаются яркими цветами, броскими названиями, имитируют продукцию известных автомобильных брендов. Поэтому цена не самый главный критерий. Городской самокат от хорошего производителя в среднем стоит от 6 до 11 тысяч рублей».
Какие лучшие самокаты в средней ценовой категории?
Александр Нилов: «Oxelo Town 7 Easyfold — средняя модель в инновационной линейке Easyfold с механизмом быстрого складывания, режимом тележки и защитой от угона. Micro Flex Air — интересный самокат с гибкой деревянной декой и надувными колесами. Есть вариант с более жесткими полиуретановыми колесами и даже версия Lady с колесами чуть меньшего диаметра и цветочным узором в оформлении. Razor A5 Lux — самый простой и легкий самокат, никаких излишеств – едет быстро и жестко. Зато весит меньше 4 килограммов».
Где купить и как выбрать самокат?
Александр Нилов: «Если вы выбираете из большого модельного ряда Oxelo — то в «Декатлоне», они продаются только там. У других компаний есть шоу-румы и разветвленная сеть дилеров. Перед выбором очень рекомендую сравнить несколько моделей, и лучше сделать это в городских условиях (например, можно приехать на старт заезда Let's Kick Moscow — такого разнообразия самокатов нет ни в одном магазине). Обязательно обратите внимание на удобство складного механизма — попробуйте сложить и разложить самокат пару раз. Еще один важный параметр — высота деки (платформы), чем она выше — тем менее комфортно отталкиваться. Высокая дека чаще всего встречается у недорогих и не очень качественных самокатов».
До какого возраста разумно кататься на самокате?
Александр Нилов: «Две трети нашего движения — люди в возрасте от 25 до 45 лет. С нами катаются и те, кому за 50 и даже 60».
Какие травмы можно получить на самокате?
Александр Нилов: «Самокат, пожалуй, наименее травматичен среди всех видов персонального транспорта, так как даже во время падения есть большая вероятность удержать контроль над самокатом и остаться на ногах. Ну а в случае неудачного приземления чаще всего остаются ссадины на месте контакта с асфальтом. Самое важное во время катания — следить за дорогой. Самокат располагает к расслабленному катанию, но о безопасности и не всегда идеальном асфальте помнить стоит. И, да, мы категорически не рекомендуем кататься в дождь».
Как обезопасить самокат от воров?
Александр Нилов: «Самокат можно прицепить обычным велосипедным замком на велопарковке, но у большинства моделей сделать это получится только за колесо. У Oxelo Easyfold есть возможность прикрепить замок на сложенный самокат. В остальных случаях — самокат можно взять с собой, например, в кафе или офис, а там положить под стол».