перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь на колесах

Инфографика: сколько горожане накрутили на прокатных велосипедах

Развлечения

Мы стали кататься на велосипедах в 8 раз чаще, однажды доехали до Китая, и всего лишь раз попали в аварию: «Афиша» публикует интерактивную инфографику о том, как москвичи пользовались сервисом проката «Велобайк» в 2015 году.

Лето давно закончилось, но подвести его итоги никогда не поздно. Перед вами — инфографика, которую подготовила студия анализа и визуализации городских данных Urbica для Департамента транспорта города Москвы. В ней собраны данные по маршрутам, востребованности велосипедов и времени использования во всех районах Москвы. Составлена она по данным системы «Велобайк» с 1 мая по 30 сентября 2015 года. Из больших данных складываются маленькие детали: Северное Чертаново — более велосипедный район, чем Тверской; чуть ли не самая популярная станция проката в Москве — у «Парка Культуры», при этом по Ленинскому проспекту почти никто никогда не ездит; самый большой фанат городского проката взял велик в аренду больше тысячи раз. 

Что умеет эта карта

У нее два режима: исследовательский со значком микроскопа и демонстрационный — кресло. Деморежим — это ролик, который демонстрирует основные итоги велосезона. Переключившись на значок микроскопа, вы можете исследовать карту самостоятельно, приближать и отдалять ее, а во вкладках, которые описывают данные по станциям, выяснять детали и цифры по каждой конкретной точке велопроката — для этого на них надо кликнуть. Полноэкранный режим — значок справа сверху — откроет новую вкладку с картой в большом размере. 


Общая статистика

Сколько взяли велосипедов на различных станциях

Лидирует «Парк культуры», Фрунзенская и Лужнецкая набережные, как и в прошлом году. В целом можно сказать, что район Хамовники стал первым по числу арендованных велосипедов. На успех станции на Пятницкой, вероятно, повлияла расположенная там велодорожка. Самым непопулярным оказался пит-стоп, расположенный в Орликовом переулке, но он начал работать только 24 июля. Кликнув на каждую из станций, можно увидеть более детальную информацию.

Прибытия/отправления

Где чаще забирали, а где чаще оставляли велосипеды

Эта закладка показывает соотношение числа прибытий и отправлений с каждой конкретной станции. Если число больше 100% – это означает, что с этого места чаще уезжали, чем оставляли там велосипеды. Здесь лидеры — точки у м. «Университет»: можно предположить, что это студенты, абитуриенты и преподаватели вузов на Юго-Западе ездили на «Велобайках» от метро до институтов. Другая гипотеза: велосипеды брали там, чтобы спуститься вниз по Воробьевым горам.

Возврат на ту же станцию

С каких станций чаще брали велосипеды и там же оставляли

Процент поездок, которые начались и закончились в одном месте. Лидеры возвратов — ВДНХ и район Чертаново. Объяснение такое: велосипеды по выходным арендовали местные жители, чтобы совершить прогулочные поездки, съездить в Битцевский лес или покататься вокруг фонтана «Дружба народов».

Уникальные пользователи

Какие станции самые туристические

Тут в процентах указаны новые пользователи для каждой станции. Чем больше уникальных велосипедистов, тем эта станция более «туристическая», то есть представляет интерес для тех, кто специально приезжает в этот район. Лидеры — в центре, что логично; антилидеры — станции у метро, там больше регулярных велосипедистов, которые использовали «Велобайки» в качестве транспорта, а не развлечения.

Соотношение тарифов «День» и «Сезонный»

Каких поездок было больше этим летом — туристических или по делам

Желтый цвет — это «День», малиновый — «Сезонный». Приведенная ниже визуализация демонстрирует пульс «Велобайка» с мая по сентябрь: видно, что весной москвичи в основном пробовали систему проката, предпочитая дневной тариф, а осенью «туристов» стало значительно меньше.  

Багровые пики — это сезонные абонементы, желтые — разовые поездки

812 372 поездки и другие факты о велопрокате

Поездки внутри района

Какой район оказался самым велосипедным

Эта вкладка показывает, сколько велосипедов взяли в определенном районе Москвы и вернули там же. В абсолютных цифрах снова победили Хамовники (98 901 поездка внутри района из 134 713 всего). Эту территорию в принципе можно назвать чемпионом по велопрокату-2015 и рекомендовать префектуре нанести велосипедное колесо на районный герб. Однако в процентном отношении выше оказалось Останкино с 85%: внутри было совершено 30 895 поездок из 36 546.

Трафик между районами

Какие районы лучше связаны

Вкладка показывает, куда ездили москвичи. Скажем, из Хамовников в Раменки путешествовали мало, несмотря на то что это соседние районы: ехать туда в горку и через реку далеко и неудобно. С другой стороны велосипедным движением оказались связаны Зюзино, Коньково, Черемушки и Обручевский районы, скорее всего, опять-таки, горожане ездили в Битцевский лесопарк. 

Тарифы

Каким был самый популярный тариф

В центре, на набережных и на ВДНХ — в условно туристических зонах города — чаще велосипед брали по тарифу «День» (150 р. и депозит 1000 р.). Месячные тарифы использовали меньше всего, а сезонные, вероятно, предпочитали те, для кого велосипед — средство передвижения. Процентное соотношение такое: «День» — 35%, «Месяц» — 11% и «Сезон» — 54%.

Время маршрута

Сколько в среднем длилась каждая поездка

Первые полчаса использования велосипеда бесплатны, и в будние дни большинство укладывалось в эти 30 минут. В выходные среднее время катания — порядка 45 минут. Бывали и экстремальные случаи: из-за технического сбоя одна поездка посчиталась как 50 суток, но ошибку устранили — и никто не разорился. Самые долгие маршруты предпочитали в Тимирязевском районе — 65 минут. Самые короткие — в Басманном, 22 минуты.

Суперпользователь

Какое было максимальное число поездок одного человека?

Самый лояльный клиент проката взял велосипед в аренду 1114 раз. Судя по его передвижениям, живет он где-то на Юго-Западе, а работает и свободное время проводит в центре — в северной части Бульварного кольца.

Супервелосипед

Какой велосипед брали чаще всего
Это аппарат под номером 2222; загадка его популярности объясняется красивым номером. Суммарно за сезон 2222-й проехал 11 дней — при средней скорости в 15 км/ч 2222-й мог бы доехать из Москвы до Китая или на Северный полюс. Также в топе есть велосипеды с номерами 2733, 2555 и 2001.  
Еще одна диаграмма с распределением тарифов: чем дальше линия от центра – тем больше его доля. Серая линия – это 100%. Синие — дневной тариф, малиновые — месячный, а желтый — сезонный. Слово «воскресение» написала не «Афиша»!

Еще одна диаграмма с распределением тарифов: чем дальше линия от центра – тем больше его доля. Серая линия – это 100%. Синие — дневной тариф, малиновые — месячный, а желтый — сезонный. Слово «воскресение» написала не «Афиша»!

Анна Лебедева Анна Лебедева Руководитель проекта «Велобайк»

«Главное достижение года, на наш взгляд, заключается в том, что произошел принципиальный рывок — со 100 тысяч поездок в прошлом году до почти 850 тысяч в этом. Выросло число людей, купивших тариф «Сезонный» и пользовавшихся прокатом регулярно. В этом году 79% поездок бесплатных и 21% платных, превышающих 30 минут. Статистика показывает, что мы и наши коллеги из Дептранса попали с размещением станций, потому что фактически нет станций без трафика.

«Велобайк» развивается уже три года, он расширялся в определенной логике: в 2013 году в рамках пилотного проекта все станции были расположены в пределах Бульварного кольца, потому что было важно понять, как велопрокат работает в центре, где самые серьезные проблемы с трафиком, и в районе Хамовников, потому там была одна из первых велодорожек. Дальше, в 2014 году, мы пошли в сторону Юго-Запада: в районе МГУ стали появляться велодорожки, а главное — стояла задача изучить на примере спальных районов, как действует велопрокат в качестве транспортного средства «первой/последней мили» — для поездок от дома до метро, от метро до офиса и насколько эффективно использовать велопрокат для связи между крупными магистралями. Варшавка, Профсоюзная, Ленинский, проспект Вернадского — между ними фактически нет хордового сообщения: на метро надо пересаживаться в центре, а наземная транспортная связность неразвита.  

Велопрокат эффективно работает, только когда станции стоят друг от друга на расстоянии порядка 300–400 м, — это общепринятый шаг. Поэтому 300 станций — столько их всего в городе — невозможно распылить на всю Москву, они должны быть расположены кучно. Насколько мне известно, город считает велопрокат успешным проектом, поэтому можно предположить, что на следующий период будет запланировано расширение. Скорее всего, это произойдет после 2016 года, потому что мы свою деятельность планировали на три года, с 2014 по 2016 год, и план по станциям сейчас выполнен. Возможно, в 2016 году появятся новые точки в жилых комплексах, бизнес-центрах и появятся другие истории, осуществленные как спонсорские проекты. Наша же задача — совершенствовать качество, чтобы минимизировать проблемы с пустыми и переполненными станциями. Это хорошо видно на слайде «Где чаще забирали и где оставляли» — заполнение происходит неравномерно, поэтому мы прикладываем много усилий, чтобы оперативно осуществлять релокацию велосипедов.  

Была гипотеза, что станции у МГУ станут пользоваться популярностью, но реальность превзошла ожидания: там выросла отдельная сеть для университетского городка, соединяющая метро, общежития, библиотеки, учебные корпуса. Когда мы проанализировали количество поездок в этом районе — они короткие, длятся в среднем по семь минут, — результат нас поразил: станция у метро «Университет» сравнима по популярности с числом прокатных сессий в районе ВДНХ и «Парка культуры». Интересно, что прокатом великов пользуются образованные люди: 60% с высшим или неоконченным высшим, а 26% имеют высшее образование и научную степень или два высших. Соотношение полов в этом году получилось 60% мужчин и 40% женщин, средний возраст — 26–45 лет, 48% людей катаются и в будние, и в выходные дни, но чаще используют «Велобайк» для прогулок — их 60%, хотя глобально, конечно, прокат задуман для разгрузки трафика.

В части происшествий мы знаем только то, что до нас доходит: в этом году было всего одно ДТП с «Велобайком». Человек позвонил нам и в милицию, но, к счастью, произошел несерьезный случай — погнутое зеркало в результате встречи с машиной, никто не пострадал. Статистика по вандализму тоже хорошая. Пропало и сломалось 40 велосипедов из 2500. Кстати, тут мировые цифры различаются: например, в Париже за первый год изничтожено чуть ли не 80%, а в Лондоне пропало всего несколько машин. Часто в наш колл-центр звонят москвичи и сообщают, что где-то уже неделю стоит брошенный «Велобайк», заберите его, пожалуйста, — народ помогает.

По итогам каждого сезона мы делаем выборку из самых активных юзеров и вручаем им символические подарки — футболки и скидки на следующий год. Поэтому да, мы знаем имя и контакты суперпользователя, но не раскрываем их. Что касается самого популярного велосипеда — №2222, — то я его видела, он в рабочем состоянии».  

Ошибка в тексте
Отправить