Путешествие с собакой: как провести отпуск без стресса

25 мая 2022 в 18:02
Брать ли с собой в путешествие собаку? Что учесть, чтобы все остались довольны? Ребята из проекта «Собакин город» собрали истории хозяев, которые умеют превратить отдых с питомцем в незабываемое приключение.

На машине в Карелию

Настя и дворянин Космос

Самое яркое путешествие по России было семейным: мы с родителями и собакой отправились в Карелию на машинах. Отдать Космоса на передержку — для нас не вариант: он часть семьи и всегда путешествует с нами.

Чтобы увидеть красивые природные памятники, мы заранее уточнили, куда можно с собаками. Оказалось, почти куда угодно: каньон Рускеала, водопад Кивач, гора Филина, даже музей — везде можно пройти беспрепятственно. Главное, держать собаку на поводке и иметь при себе намордник.

Самое сложное — найти, где остановиться. Порой отели пишут, что они дог-френдли, но на деле больше хомяка никого видеть не желают. Поэтому при бронировании мы сначала звоним в отель, а потом просим письменное подтверждение, что нас примут с крупной собакой. Нам понравилось на хуторе «Салокюля», на базах «Меклахти» и Lago Ladoga и в загородном отеле «Большая медведица». Где‑то за собаку просили депозит, где‑то доплату, но везде к ней относились дружелюбно.

Чтобы и Космосу, и нам было спокойнее, мы придерживаемся режима дня, близкого к домашнему, и планируем время с учетом нагрузок. Если два дня мы много ездим и набираемся впечатлений, то после этого обязательно будет разгрузочный день, чтобы дать собаке просто поваляться и переварить события.

Для прогулок мы выбираем места, где собаке комфортно: поближе к лесам и паркам. Если мы собираемся в людное место, то оставляем Космоса в отеле. Правда, бывает всякое. Однажды я оставила Космоса с родителями и ушла на завтрак. Возвращаюсь — родители спят, собаки нет. Зову — тишина. А кругом лесные заросли, почти джунгли. Вдруг краем глаза вижу: он что‑то разнюхивает у сарая. Не обращал на меня внимания, пока я не пообещала второй завтрак.

На случай форс-мажоров у нас всегда с собой чемоданчик с едой и всякими принадлежностями. Собаки — классные ребята, но порой чудят и доводят до нервного тика. На Ладожском озере Космос погнался за волнами и усвистел в лес так далеко, что мы его потеряли. А перед отъездом пес нашел какашку и так смачно в ней вымазался, что в машину его было посадить невозможно. Мы его еле отмыли: сначала в озере, потом в душе. Хорошо, что я взяла шампунь для собак.

Во время путешествий связь между хозяевами и собакой крепнет: вы попадаете в новые условия, учитесь проявлять доверие и поддерживать друг друга. Именно в поездках я стала отпускать Космоса с поводка, давать ему больше самостоятельности. Мы вместе катались на сапах, плавали в озере, ходили в лес за ягодами и грибами. Космос вывел нас к дому, когда мы немного заплутали. А при встрече с местными собаками Космос показал мне, что умеет вежливо общаться. Моя мечта — вместе отправиться на конную прогулку, поехать в поход с палаткой. Уверена, впереди у нас много классных приключений!

Горные приключения на Кавказе

Антон и метис лабрадора Гротта

Я много времени провожу на природе с Гроттой, и взять ее в отпуск для меня было естественным решением. В мае мы отправились в горы — в Архыз. Приключения начались с путешествия на поезде Казань — Кавминводы. Годовалая Гротта жадно впитывала новый жизненный опыт: короткие и продолжительные выгулы во время остановок, непривычные запахи, качающийся вагон, доброжелательные люди, место рядом с хозяином в уютном купе.

Минеральные Воды — спокойный южный город, мы с удовольствием по нему прогулялись. Потом сели на автобус до Иноземцево, а дальше нас довезли на машине. Все это было в новинку для Гротты и стало отличной практикой социализации. Накануне мы много с ней занимались, бывали в разных местах, поэтому в поездке любопытство пересилило тревогу.

В Архызе мы разместились в прекрасной горной долине. Мы много гуляли: купались в ледяной реке, бегали по весенним полянам, холодными ночами спали в палатке, а днем загорали на солнце. Через день мы покоряли вершины, доступные для совместных восхождений. Поднимались к облакам, исследовали перевалы, лакомились изысками кавказской кухни. Вы бы видели изумленное выражение ее морды, когда у нее из-под носа выскочил первый горностай! Второго она пыталась загнать, но я ее остановил. Потом она так ждала новой встречи, что гонялась за камушками, которые скатывались с горы.

Собака перенесла все путешествие легко и непринужденно. Самым сложным для нее оказалось двухдневное возвращение на поезде с несистемным выгулом во время долгих остановок. Иногда приходилось вставать глубокой ночью. Чтобы Гротте было полегче, проводники выпускали нас даже на пятиминутных остановках. Трехнедельное путешествие оставило неизгладимый след в нашей памяти. Самое яркое воспоминание — наша первая покоренная вершина, она такой стала для нас обоих.

Мужская поездка в Казань

Артем и овчароид Джой

Весной мне предстояла недельная командировка в Казань. К тому времени у нас появился второй пес Джой — молодой кобель, которого мы с женой подобрали в поле на даче. С нашей первой собакой, девочкой корги, проблем никогда не было, но Джой — пес с трудной судьбой: он бросался на машины и велосипеды, боялся детей. В общем, жена была не готова жить с ними двумя. Ничего не оставалось, как поехать в Казань на машине и взять Джоя с собой. Мы уже ездили с ним на трехдневные сборы, но недельная поездка казалась большой авантюрой…

К счастью, на всем пути до Казани удавалось найти отели, где рады гостям с домашними животными. Чаще всего это были посредственные придорожные мотели, терпимые к любым посетителям. А вот в Казани получилось не с первого раза. Сначала я забронировал отель, где все было дистанционным: ключ лежал в сейфе, код называли после телефонного разговора. Отель назывался дог-френдли, но из разговора стало понятно, что питомцам не рады: хозяин начал рассказывать мне, где именно в номере должна спать собака, что он считает гигиеничным, а что нет. Я отказался от брони. По утрам Джой приходит пообниматься, выслушивать мнение хозяина по этому поводу мне было неинтересно. Поэтому я продолжил поиски и обнаружил удивительно уютный отель «Дон Кихот» в центре Казани, где к животным относятся действительно тепло. Мы с удовольствием прожили там всю неделю.

Джой оказался отличным компаньоном: он терпеливо ждал меня в машине, когда я ходил на встречи или переговоры, отлично спал в номере ночью и не доставлял никаких неудобств. Он подружился со всеми моими деловыми партнерами и пользовался невероятной популярностью. С ним было здорово гулять по улицам и паркам, вместе неторопливо исследовать город. В каждый момент поездки я знал, что Джой рядом и ждет меня. Мы стали отличным тандемом, нам было комфортно и интересно вместе.

Одна из рабочих встреч была с казанскими собаководами на окраине города. Джой радостно составил мне компанию, познакомился с новыми собаками, отогнал кобелей и довольно мило ухаживал за единственной дамой в компании. Вообще, он оказался очень харизматичным кобелем: несколько раз в парках мы встречали разных дам, и даже самые породистые ложились на спину и подставляли для покусываний Джоя незащищенные шею и живот.

Самое ценное, что за время поездки Джой начал выпрыгивать из машины радостно, а не тревожно. Он на глазах превратился из напряженной собаки в любознательного путешественника, который радостно исследует мир и смело запрыгивает в машину в ожидании приключений.

Сочи в сезон и в несезон

Маргарита и корги-кардиганы Фисташка и Доня

В Сочи мы приехали перед Новым годом. Квартиру бронировали заранее, уточняли согласие на проживание с собаками и заплатили немало. Обычно снимать квартиру с животными — значит арендовать либо что‑то совсем грустное, где уже нечего портить, либо за очень приличные деньги. Но это была не первая поездка с Фисташкой и Доней, мы были готовы. Сложности возникли, когда мы решили задержаться. Поисковик стабильно прятал почти все варианты, если стояла галочка «можно с животными». Но в итоге мы нашли просторную квартиру в отличном районе с хозяйкой, у которой когда‑то было шесть шпицев — две корги ее не испугали. Квартира, кстати, была готова ко всему: плитка везде.

В Сочи любят собак. Это здорово, но не всегда. Нас ни разу ниоткуда не прогнали, даже в супермаркет можно зайти без проблем. Коржики пользуются огромным успехом, мы даже ходили на корги-день и получили море эмоций. Но у собаколюбия есть и обратная сторона: в Сочи много бродячих псов. Обычно они добродушные, но пару раз случались конфликты. Однажды поздно вечером мы бодренько так удирали от стаи кобелей: у одной из моих девиц была течка. А в другой раз мы столкнулись на узкой дорожке с бродячей псиной размером с теленка, но взяли количеством и шумом.

В старом Сочи не хватает мест для выгула: площадок нет, улочки узкие, газонов мало. Многие собачники ходят к реке: там просторно, можно спустить собаку с поводка. Кстати, о поводках: на юге собаки часто ходят свободно. Это серьезная проблема, чреватая выброшенными щенками и конфликтами: бродяги подходят и дразнят поводочных собак. Зоозащитники и муниципальные службы пытаются с этим работать, но получается не всегда.

Зато много классных мест в горах. Если это не заповедник, с собаками можно везде. Мы ходили на водопады, на чайные плантации и в парк дольменов. Оказалось, что городские собаки в лесу и без поводка резко умнеют. Так я обнаружила, что корги прекрасно лазают по скалам. Короткие лапы им даже помогают: ползают чуть ли не по отвесной стене, как ящерки.

С морем сложнее. В несезон можно ходить на любой пляж, но летом об этом можно забыть. Хотя секретные места есть даже в городе: например, пляж «Ривьера». Если вечером уйти направо вдоль моря, никто вам слова не скажет — купайтесь с собакой на здоровье. В Сириусе та же схема: достаточно отойти подальше от людей. А можно поехать на дикий пляж, их полно вдоль железной дороги. Мы полюбили пляж в Мамайке и плиты у платформы Мацеста. Правда, не все собаки спокойно относятся к поездам.

Летом жарко даже в горах, нужно всегда брать воду и использовать попону. А еще там много клещей, мы даже с обработанных собак снимали по 50 штук за день. Я одного напившегося вытащила из Доньки: нам повезло, собака была обработана, да и вообще девчонка крепкая. А вот соседский щенок подцепил пироплазмоз — Донька его спасла, выступила донором.

Путешествовать без собак — не наш вариант. Да, это непросто, тем более с детьми. Но для собак нет ничего важнее, чем быть со своей семьей. А мы готовы жертвовать безмятежностью, чтобы все были счастливы.

Корги летит на море. Путешествие в Крым

Наташа, Боря и вельш-корги-пемброк По

Путешествия на самолете с собакой — серьезное испытание: трудно прогнозировать, как она отреагирует на перелет. Мы сразу решили, что коржик полетит с нами в салоне, вариант с багажным отсеком даже не рассматривали. Ветконтроль и досмотр в аэропорту мы прошли без приключений, выпустили По из переноски и отправились в сторону гейта. Нагрузку распределили по-честному: один катил чемодан, другой нес переноску, а По тащила в зубах красный мячик, с которым не расстается.

Мы улетали днем в разгар аномальной жары. Самолет стоял на солнцепеке. Кондиционер включают только после запуска двигателей, мы зашли в раскаленный салон — и По громко запела. Мы страшно переживали за нее и за других пассажиров, которые тоже мучились от жары и вынуждены были слушать грустную песню маленькой корги. Но все отнеслись с пониманием и приняли наши бесконечные извинения. 40 минут ожидания нам показались вечностью. Но как только самолет начал движение, кондиционер заработал, По заснула и сладко спала весь полет.

Для нас главным развлечением отпуска было море. А вот По его оценила не сразу. При первой встрече она его громко облаяла и отказалась приближаться. Потом любопытство пересилило: она бегала по берегу за мячиком, но в воду заходила только «по пояс». Даже когда мячик уплыл, она грустно проводила его взглядом, но вызволять отказалась — к спасательной операции пришлось подключаться нам с мужем. Позже у По появилось развлечение — кусать волны. Но самым любимым занятием стали раскопки. Она играла в песочную собаку, вырывая бесконечные траншеи, видимо, в поисках скифского золота.

Прогулок было много. Днем мы держались в тени, а когда жара спадала, уходили на вечернюю прогулку, активно играли с собакой. На утро после одного из таких вечеров мы вывели По на прогулку, но она уперлась всеми лапами и отказалась отходить от подъезда дальше пяти метров. Поняв, что мы от нее хотим, она в срочном порядке сделала свои дела и пулей полетела домой. В этот день коржуля получила законный выходной и провела его дома с игрушками.

Самым ярким впечатлением отпуска стала поездка на лавандовые поля в разгар цветения. По была в восторге от просторов, новых запахов и звуков. Единственная опасность — огромное количество пчел, которые сразу вызвали любопытство коржа. Мы внимательно смотрели за ней, чтобы избежать укусов. Вход на территорию платный, с собакой пускают без проблем.

Отпуск получился комфортным. Во-первых, потому что мы готовились к поездке за месяц: сделали все прививки, получили в ветклинике разрешение на перелет, купили переноску, запаслись успокоительными для себя и По. Во-вторых, потому что мы хорошо знаем характер По и заранее предупреждаем ситуации, когда ее веселый нрав может доставить кому‑то неудобства. С жильем проблем нет: у нас своя квартира на море. Конечно, отдых с животным — это нагрузка, ответственность и расходы, но мы не можем оставить любимого друга.

На самолете в Турцию

Вера и мальтийская болонка Матео

Матео — парень тревожный, даже дома один почти не остается. Но я планировала спокойный пляжный отдых, поэтому к путешествию готовилась основательно. Я выбрала дог-френдли-отель в Бодруме с зеленой территорией, посмотрела, где находится ближайшая ветклиника, собрала аптечку.

Чтобы первый полет Матео прошел без стресса, я забронировала для него место в салоне, подготовила нужные документы (прививки, тест на антитела к бешенству). Покормила его за 5 часов до вылета, а потом понемногу давала воду во время полета. Все прошло хорошо: Матео волновался только при взлете, потом я взяла переноску на колени, и он большую часть пути проспал.

Отдых получился тихий, отельный: загорали, купались. Правда, Матео заплывы не оценил и ждал нас на берегу в тени. На территории был детский клуб, нас без проблем пускали вместе: мы там играли и с сыном, и с Матео. Гуляли по территории отеля, Матеушка общался с собаками других постояльцев. А вот от местных кошек наш любопытный товарищ не раз рисковал получить оплеуху. Соседи смеялись, когда Матео запрыгивал в корзину под детской коляской: говорили, что он у меня как второй ребенок.

А вот обратный перелет оказался тяжелым: мы выехали до рассвета и не успели полноценно выгулять Матео, поэтому весь полет ему было тяжело. Теперь я всегда выбираю комфортное время перелетов, чтобы как следует выгулять Матеушку, тогда во время полета он просто отсыпается. Что касается успокоительных, я не даю их без надобности: спокойствие и ласка хозяина лучше любого лекарства.

Чек-лист
Как подготовиться к поездке

Выберите дог-френдли-отель и убедитесь, что там рады собаке такого размера, как ваша. Чтобы минимизировать стресс, побывайте перед поездкой в новых местах, попробуйте переночевать вне дома. Если нужно, приучите собаку к клетке. Сделайте необходимые прививки, получите необходимые справки, если летите на самолете или путешествуете за границу.

Что взять с собой

Самое главное — не забыть ветпаспорт, аптечку, репелленты и сезонную амуницию. Для настроения можно захватить с собой частичку дома: любимую игрушку, привычную подстилку. Шампунь для собак, щетка для уборки в номере, переносная лапомойка — вспомните, что делает вашу жизнь комфортной.

Как сохранять спокойствие в пути

Соблюдайте привычный режим сна, еды и прогулок. Вода должна быть в постоянном доступе. Дайте время адаптироваться к новому месту. Не допускайте переохлаждения или перегрева. И наблюдайте за эмоциональным состоянием: впечатлений должно быть в меру.