На PC и консолях вышла Far Cry Primal, неномерная часть известного игрового сериала, посвященная борьбе за жизнь древнего человека. «Афиша» попросила научного редактора сайта Антропогенез.ру Станислава Дробышевского рассказать, насколько игра близка к пусть уже и далекой, но все равно реальности.
Станислав Дробышевский
Станислав Дробышевский
кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор портала Антропогенез.ру
© «The Brights»

Окружающий мир

Что было в игре

Действия происходят в 10-м тысячелетии до нашей эры. Главный герой игры по имени Таккар живет «где-то в Центральной Европе», в диковатом, но до слез прекрасном цветущем мире, населенном самыми разными животными. В ассортименте ягуары, медведи, олени и даже вынесенные на обложку игры мамонты и саблезубые тигры.

Что было на самом деле

© Indiana Geological Survey 1 / 3
© Universal Images Group/Universal History Archive/Diomedia 2 / 3

Станислав: «10 тысяч лет назад — конец плейстоцена и начало голоцена. За окнами тает последний материковый ледник, климат резко становится теплее. Хвойные леса заменяются лиственными. Пещерных медведей нет вот уже много тысяч лет. Саблезубые тигры вымерли еще раньше. Мамонтов еще можно отыскать в единичных местах типа островов на севере Сибири, но в Европе их уже не было. Большерогие олени тоже исчезли. В общем, время выбрано не самое удачное, так как вся мегафауна успела вымереть, остались лишь те звери, которые и сейчас есть в Европе. Из экзотики можно назвать разве что львов.

Каких-то особенных природных катаклизмов вроде землетрясений или извержений вулканов не было. Если не считать Билингенской катастрофы, когда из-за таяния ледника на севере прорвалась ледяная запруда и вода из Иольдиевого озера затопила весь север Европы. Но в игре этого, насколько мне известно, нет».

Геополитическая обстановка

Что было в игре

Родное племя Таккара притесняют два других — изила и удам. Внешне они отличаются мало, те же насупленные люди в шкурах и с дубинками. Зато члены одного заметно воинственнее и уводят людей в рабство, другие вроде бы увлекаются каннибализмом.

Что было на самом деле

Станислав: «Разные племена резко отличались друг от друга — как внешне, так и культурно. Они совершенно точно тогда уже воевали, хоть и без фанатизма. Конфликты не были регулярными и ожесточенными, стычки возникали в ходе защиты территорий или в качестве удалого развлечения. Рабства не было, так как не было такой работы, чтобы стоило кормить рабов. Они бы просто не окупались. Возможно, иногда встречалось так называемое патриархальное рабство, когда пленный чужак становился низкоранговым членом семьи. Каннибалы встречались, но это не было образом жизни».

Люди

Что было в игре

© Ubisoft 1 / 4
© Ubisoft 2 / 4

Люди в игре больше всего похожи на представителей современных африканских племен — высоки, худощавы, волосы заплетают в мелкие косички, раскрашивают лицо, делают тату и шрамирование. Некоторые герои в игре довольно старые. Есть даже эксцентричный однорукий ветеран в явно преклонном возрасте.

Что было на самом деле

© Kennis & Kennis/MSF/Science Source

Станислав: «Однозначно сказать, что так выглядели все люди конца плейстоцена, нельзя. Встречались и относительно высокие, и низкорослые популяции. Но вот пропорции тела были другими: люди были массивнее, шире, с большой головой.

Сложные прически, судя по палеолитическим Венерам, тогда делали — и в виде косичек, и в виде пучков на затылке. Об остальном мы можем только догадываться. Шрамирование известно для верхнего палеолита (правда, более древнего времени), в мезолите было модным ампутировать фаланги пальцев. Весьма вероятно, что лица раскрашивали, так как охру часто использовали в погребениях.

Отдельные люди действительно могли дожить лет до 50–60 и выглядеть при этом на все 90. Хотя медицина была на зачаточном уровне, на уровне цветочков-корешочков, люди с увечьями выживали, в том числе и с ампутированными конечностями».

Жилища

Что было в игре

© Ubisoft

Люди в Far Cry Primal живут в довольно простых хижинах. Однако они их строят на открытом месте, а не используют готовые пещеры.

Что было на самом деле

Станислав: «Игровые дома даже роскошны по меркам того времени. Большинство людей действительно жили в примитивных хижинах и землянках на открытой местности. Пещеры использовались, но они есть далеко не везде, к тому же не так уж уютны».

Магия и шаманизм

Что было в игре

В мире Far Cry много магии. В лагере Таккара живет шаман, занятый производством разных снадобий из растений и животных (иногда людей).

Что было на самом деле

Станислав: «Шаманизм действительно был известен древнему человеку. Но вот кому и зачем он молился, точно сказать невозможно. Вероятно, просил духов об успешной охоте, что верно отражено в игре. Амулеты и шаманские причиндалы были самые разные: подвески из зубов, фигурки из кости и дерева, птичьи и звериные косточки, крылья птиц, хвосты животных, панцири черепах, бубны, трещотки, браслеты и так далее».

Язык

Что было в игре

На основе праиндоевропейского языка для Far Cry Primal был специально создан язык древних людей (с несколькими диалектами). Персонажи общаются исключительно с его помощью — для игрока все это дублируется титрами.

Что было на самом деле

Станислав: «О том языке ничего неизвестно. Палеолингвистические реконструкции даже для неолита крайне спорны».

Охота

Что было в игре

© Ubisoft

В мире Far Cry мамонты — соседи людей. Человек охотится на животных с копьями и делает для них огромные ловушки. Главные орудия игровых персонажей: лук, копье с каменным наконечником, дубины и ножи.

Что было на самом деле

© Royal BC Museum 1 / 2
© Vladimir Kolesnikov/Fotolia/PhotoXPress 2 / 2

Станислав: «Люди правда охотились на мамонтов, но на последних — на пару тысяч лет раньше. К моменту действий игры мамонты в Европе вымерли. Охотились действительно с копьями, но вот ловушек не делали. Древнему человеку просто нечем было выкопать такую огромную яму, да и затраченные на нее усилия могли не окупиться.

Луки как раз появлялись или потенциально могли появиться. Копья с наконечниками были, но в это время происходит микролитизация: на древко крепились не крупные каменные наконечники, а множество мелких сегментов типа зубьев пилы. Ножи были. Сети и ловушки тоже использовали (судя по обилию в жилищах костей птиц и пушных зверей)».

Одомашнивание животных

Что было в игре

© Ubisoft

Одна из важных возможностей игры — приручение животных. Таккар подчиняет себе волков, медведей, крупных кошек. Причем сначала просто охотится с ними, а потом использует как ездовое животное.

Что было на самом деле

Станислав: «В это время точно была приручена собака, но она уже заметно отличалась от волка, так что тут разработчики лукавят. Других домашних животных в Европе не было (в Ираке в это время приручили овец). Ну а на саблезубых кошках, конечно, никто не ездил».