Что нужно знать о шлемах виртуальной реальности

11 марта 2016 в 11:37
В конце марта начнут продаваться очки виртуальной реальности Oculus Rift, мир вступает в эпоху, когда люди будут смотреть фильмы и играть с нелепой коробкой на лице. «Афиша» рассказывает, что собой представляет виртуальная реальность на сегодня и что от нее можно получить.

Чем виртуальная реальность лучше привычного экрана

Это новый уровень погружения. Даже если у вас есть очень большой дисплей, игра все равно заканчивается за его пределами. В очках виртуальный мир существует вокруг вас, куда бы вы ни посмотрели. Из-за искривляющих линз и отслеживающих датчиков устройства мозг воспринимает картинку не как изображение, а как окружение. Именно поэтому иногда на виртуальную реальность реагируют так бурно (см. видео выше).

Кто придумал виртуальную реальность

Эту технологию нельзя назвать новой. Первый прототип очков виртуальной реальности разработал в 1968 году американский ученый Айвен Сазерленд. Устройство отображало примитивную графику, а его конструкция оказалась настолько тяжелой, что ее пришлось крепить к потолку. В начале 1990-х, когда виртуальная реальность считалась перспективной технологией, вышли очки для Sega Mega Drive и прототип Atari Jaguar VR. Но к концу десятилетия интерес к ним угас, а в 2000-х о виртуальной реальности забыли.

Снова о теме заговорили только в 2012 году, когда 19-летний инженер Палмер Лаки и Джон Кармак, 42-летний разработчик игр Doom, Wolfenstein 3D и Quake вышли на Kickstarter с очками Oculus Rift. Фанат виртуальной реальности Лаки собрал первый прототип всего за год до этого — он хотел получить картинку лучше, чем у своих прошлых очков. Oculus Rift собрали на краудфандинговой платформе почти 2,5 миллиона долларов, что в десять раз превысило минимально необходимую сумму, а через два года Facebook неожиданно купил компанию Oculus VR за два миллиарда долларов. Тогда о новой виртуальной реальности начали говорить все.

Есть ли альтернатива Oculus Rift

Существует два вида очков: полноценные, имеющие свой процессор и подключающиеся к компьютеру, а также мобильные. Полноценных меньше — на рынке помимо Oculus Rift есть только два ожидаемых продукта: совместная разработка Valve и HTC под названием Vive и PlayStation VR. Vive выйдет уже в апреле, очки для PlayStation 4 — в первой половине 2016 года.

Мобильные очки делают почти все (есть даже российские Fibrum). Они легче, не имеют проводов, а все вычисления производятся в смартфоне, который крепится перед глазами. Самая известная модель — Samsung Gear VR. Она рассчитана скорее на просмотр кино, чем на игры. Самая интересная — LG 360 VR. В них не нужно устанавливать смартфон (он подключается по USB), поэтому они легкие и выглядят как настоящие очки с дужками.

Самый брутальный вариант — картонные Google Cardboard, созданные для популяризации темы, просмотра панорамных фото и 360-градусных видео. Их можно собрать самому (для этого есть инструкция), а можно купить за 15 долларов. В первом случае придется повозиться с настройкой и подгонкой к своему смартфону. На сегодня это самые распространенные очки в мире — выпущено около пяти миллионов штук.

Как работают очки виртуальной реальности

В полноценных очках есть два небольших OLED-дисплея — когда вы надеваете устройство, они находятся в нескольких сантиметрах от глаз. На дисплеи через HDMI (или через VDI) передается одна и та же картинка, но с небольшим смещением. Перед дисплеями находятся две искривляющие изображение линзы, которые создают эффект объемного изображения. Чтобы в виртуальном мире можно было смотреть по сторонам при повороте головы, в очках имеется несколько датчиков: магнитометр, гироскоп и акселерометр. Еще один — трекер с инфракрасными светодиодами — должен стоять на столе, смотреть на человека и фиксировать его положение в пространстве. Он требуется для игр, где допускается свобода передвижения. К устройству также подсоединяется USB-кабель для передачи данных и питания.

Какие параметры важны для очков

У очков вроде Oculus Rift, HTC Vive или PlayStation VR есть четыре основные характеристики: разрешение изображения, частота его обновления, угол обзора и площадь отслеживания. Oculus Rift и HTC Vive имеют почти одинаковые характеристики: 2160 × 1200, частота 90 кадров в секунду и угол 110° (поле зрения человека — около 190°). Отличается только площадь, на которой сенсор сможет следить за передвижениями человека: у HTC Vive она намного больше (4,5 на 4,5 метра, а не 1,5 на 3,5 метра). В PlayStation VR характеристики распределились иначе: немного меньше разрешение (1920 × 1080) и угол обзора (100°), но более плавная анимация (120 кадров в секунду). Мобильные очки отвечают только за один параметр — угол обзора. И он, как правило, меньше, чем в полноценных (например, у Gear VR всего 96°). Разрешение и плавность анимации зависят от характеристик смартфона. Если это Galaxy S6 Edge, то разрешение будет 2560 × 1440.

Сколько это стоит

Oculus Rift можно предзаказать за 599 долларов. HTC Vive дороже — 799 долларов. Цену на PlayStation VR еще не объявляли, но, по слухам, они обойдутся в сумму около 500 долларов. Все три модели в России заказать пока нельзя. PlayStation VR будут работать только с PlayStation 4 (это еще 33 тысячи рублей). Для комфортной игры в Oculus Rift и HTC Vive (их нельзя подключать к консолям) нужен компьютер с определенной минимальной конфигурацией. Рекомендованные модели ПК для Oculus Rift стоят от 949 до 1349 долларов — таким образом, общая стоимость использования очков повышается до 1550 долларов.

Требования к ПК при использовании Oculus Rift:

— видеокарта Nvidia GTX 970, AMD 290, равная им или лучше;
— процессор Intel i5-4590, равный ему или лучше;
— 8 Гб оперативной памяти (или больше);
— выход HDMI 1.3;
— два порта USB 3.0.

Требования к ПК при использовании HTC Vive:

— видеокарта Nvidia GeForce GTX 970, Radeon R9 290, равная им или лучше
— процессор Intel Core i5-4590, равный ему или лучше;
— 4 Гб оперативной памяти (или больше);
— выход HDMI 1.3;
— порт USB 2.0.

При этом Gear VR, гарнитура с несколькими датчиками и сенсорным экраном, стоит 7990 рублей, но работать будет только с пятью смартфонами Samsung: Note 5, S6, S6 Edge, S6 Edge Plus, S7 и S7 Edge. Первые четыре модели в России стоят от 47 990 до 57 990.

Во что можно поиграть в виртуальной реальности в этом году

Пока для очков выходили только бесконечные симуляторы, адаптации компьютерных игр (Alien: Isolation, Elite: Dangerous, Dying Light, Slender: The Arrival) и размеренная Land’s End разработчиков Monument Valley. Все остальные впечатляющие игры назначены на этот год.

Для PlayStation VR должно выйти около 17 наименований, включая Robinson: The Journey, историю мальчика, чей корабль упал на планете с динозаврами, томный симулятор флирта Summer Lesson, а также Tekken 7, психоделический шутер Rez Infinite и Final Fantasy XIV.

На Oculus Rift стоит ждать космические бои в Eve: Valkyrie, лавкрафтианскую историю Edge of Nowhere, красивую ролевую Chronos, игру про девочку и каменного монстра Golem, научный квест с двумя главными героями The Assembly, хоррор на космической станции P.O.L.L.E.N, аналог фильма «Гравитация» Adr1ft, симуляторы (скалолаза — The Climb, орла — Eagle Flight) и Minecraft.

Для HTC адаптировано около 80 игр (полный список можно посмотреть в магазине), но релизов для этого устройства запланировано меньше всего.

Какие контроллеры используются для виртуальной реальности

Oculus Rift работает с контроллером для Xbox One (входит в комплект). PlayStation VR, скорее всего, будет поставляться с контроллером для PlayStation 4. У Gear VR есть небольшая сенсорная панель с кнопками. У Vive более интересное решение — два контроллера со спусковыми крючками, как у Nintendo Wii, с помощью них геймер может управлять руками своего персонажа, стрелять и взаимодействовать с разными предметами. Для Oculus Rift есть похожая разработка, но продаваться она будет уже ближе к концу года. Со временем для игр начнут выпускать множество аксессуаров, например копию M-77 Paladin, из которой можно стрелять в виртуальной версии новой Mass Effect, доспешные перчатки для новой части The Elder Scrolls, специальные костюмы для спортивных игр и т.д.

Что еще можно делать в виртуальной реальности

У виртуальной реальности огромный потенциал. Скоро в ней начнут проектировать дома и интерьеры, моделировать скульптуры и мебель, чтобы нагляднее показывать все это потенциальным клиентам (так уже, например, делает Audi). Виртуальная реальность дает возможность создавать объемные рисунки (смотрите выше ролик как аниматор Disney рисует Русалочку). Мастер-классы и экскурсии благодаря этой технологии станут интереснее, а симуляторы (например, вождения) — реалистичнее. Военные смогут управлять танками, дронами и боевыми роботами, сидя в укрытии или штабе. Сайты начнут адаптировать для очков, и появится 3D-интернет.

Как обстоят дела с фильмами для виртуальной реальности

Пока фильмы в виртуальной реальности больше похожи на смесь короткой видеоигры, анимации и аттракциона. В ближайшее время они начнут развиваться и становиться более осмысленными (посмотрите, как удачно это используют в документальном фильме «Zero Point»). Фестивали Sundance и Tribeca устроили короткую программу VR-фильмов, а BBC готовит для очков документальную передачу о Пасхальном восстании в Ирландии. Отдельный вопрос — порно. Студии заинтересованы в съемке виртуального видео, где зритель становится одним из действующих лиц. Пока это выглядит странно и в очках, и со стороны.

Чтобы снять фильм, внутри которого можно смотреть по сторонам, нужна камера с десятком объективов. У GoPro есть штатив Jump, на который крепятся 16 экшен-камер. После съемки видеодорожки со всех них отправляются в облачный сервис Google, где некоторое время кадры обрабатываются и преобразуются в стереоскопическое видео. У Nokia есть альтернативное решение — камера-шар Ozo. Она снимает сферическое видео, а потом сама его склеивает. Это удобно, быстро, но дорого — камера стоит 60 тысяч долларов. Штатив c 16 камерами GoPro можно купить за 15 тысяч долларов.

Какие у виртуальной реальности есть недостатки

Все очень дорого. Для того чтобы играть в видеоигры, нужно купить аксессуар, который стоит почти столько же, сколько приставка или компьютер. Сами очки громоздкие, неудобные, от них тянутся провода (проблему с ними должно решить распространение нового стандарта 5G, который позволит передавать огромный объем данных с высокой скоростью).

Есть также несколько субъективных причин. Во-первых, некоторые не чувствуют себя в очках комфортно — надев на себя устройство и наушники, вы полностью отключаетесь от реального мира и совершенно не осознаете, что происходит вокруг. Во-вторых, человек в очках странно выглядит со стороны, из-за этого виртуальная реальность может стать нишевым развлечением для фанатов видеоигр. В-третьих, люди реагируют на нее по-разному: если одни пользователи никакого дискомфорта не испытывают, другие чувствуют сильное головокружение и тошноту.

Расскажите друзьям