Альтернативные форматы Instagram Stories от кошатницы, кондитера и комика

25 октября 2017 в 17:54
«Афиша Daily» узнала о неочевидных способах использовать Stories в инстаграме, удивительных историях — веселых и не очень, — которые случились благодаря исчезающим фотографиям, а также о том, как истории влияют на наше поведение.

Уже более года в инстаграме существуют два параллельных, но пока еще дополняющих друг друга мира. Один — это публикации в ленте: часто выверенные, обработанные, выложенные в наиболее «выгодное» время, с тщательно подобранными подписями и хештегами. «Раньше стать популярным и интересным было куда проще, а сейчас талантливых фотографов пруд пруди. Поэтому каждый пост — большой труд», — рассуждает специалист по международным отношениям Ксения Курицына.

Второй мир — неряшливый, хаотичный, эфемерный мир историй: фото и видео, которые исчезают через сутки после публикации. «Круто быстро поделиться необработанной фоткой, которая сама еще и удалится! Для селфи вообще самое оно. В Stories я не выкладываю идеальных картинок», — говорит Ксения. «Почему я использую Stories? Во-первых, если память в телефоне закончилась. Во-вторых, для вещей средней степени интересности, которые не вписываются в концепт моего инстаграма. В-третьих, для чего-то, что выглядит лучше в вертикальном формате. В-четвертых, чтобы делиться впечатлениями во время соло-путешествий», — отвечает нейробиолог Полина Арбузова.

Что можно сделать с инстаграм-историях, чтобы они стали интереснее?

Есть и те, кто вообще не выкладывает постов в ленту инстаграма, ограничиваясь историями. Так, директор рекламного агентства «Пикчер» Сева Чагаев вернулся в заброшенный им было инстаграм, когда там появилась функция Stories. «Я не понимаю, зачем нужны посты, если есть Stories, и правда не чувствую разницу, где стори должна превращаться в пост. Важную памятную фотографию я скорее в фейсбуке опубликую, а Stories — это великий функционал, потому что с ним не связано никакого социального одобрения, я имею в виду лайки, комментарии, перепосты, а есть самое важное — количество людей, которые увидели, — говорит он. — Все остальное можно написать в личку».

Алина Ежова
Редактор, 26 лет (@alina_ezhova)

«Иногда бывает, что мои истории просматривают молодые люди из тиндера, поскольку мой инстаграм привязан к профилю. В России, правда, не так часто, как за рубежом. Бывает, на меня подписываются парни, которых я не лайкнула, а они очень хотят пообщаться. Иногда меня фолловят молодые люди, с которыми я начала переписываться в тиндере и которых заинтересовала настолько, что они хотят наблюдать за моей жизнью, даже если мы не встретимся. В первом случае — когда подписываются те, кого я не лайкнула в тиндере, — я редко обращаю внимание на их комментарии к историям.

Забавная ситуация была в Баку. Куча парней написали мне в личные сообщения: «Давай встретимся, видел тебя в тиндере». Я стала заходить ко всем в аккаунты, а они были закрыты. Тогда я записала в Stories смешное видео с посылом: «Какого фига вы мне предлагаете встретиться, а у самих аккаунты закрыты? Как я вообще пойму, кто вы и нужно ли мне с вами общаться?» Поиронизировала еще над тем, что они, возможно, скрывают в этих подзамочных аккаунтах своих девушек и жен. Мне потом несколько человек написали: «Я открыл свой профиль, теперь ответишь мне?» Но в итоге ни с кем я не познакомилась и не встретилась, было неинтересно».

Алина Ежова: «Был случай, когда мы с парнем понравились друг другу после общения в тиндере и он стал приходить в мои Stories. А я не очень люблю, когда молодые люди начинают смотреть мои истории до встречи со мной. Потому что там я всякий бред несу, обычно без косметики, матом ругаюсь. Подумают еще, что я всегда такая. Было, что кто-то перед встречей со мной посмотрел мои истории и прокомментировал их и я дико смутилась. Все равно хочется первое впечатление произвести без прыщей и нечесаных волос».

После этого интервью Алина записала видео, где поведала подписчикам о том, что у нее не нашлось байки про удачное свидание благодаря историям, которой она могла бы поделиться. Она получила несколько приглашений на свидание, и как минимум одно из них состоялось.

Роман Бордунов
Блогер, 23 года (@roma_bordunov)

«Я снимаю в комедийных целях: выкладываю я снимки или делаю видео, мне хочется, чтобы это было смешно или по крайней мере интересно. Я понимаю, что большую часть историй люди проматывают, потому что контент неинтересен: вот человек снимает красивые виды, а вот свое лицо, а вот он смотрит фильм — словом, человек выполняет какие-то свои внутренние позывы на трансляции жизнедеятельности, но в действительности практически всем на его контент плевать. В своей ленте я как-то почти ничего интересного не вижу. В целом это реально контент для того, чтобы сидение на унитазе скрасить. Ничего в голове не откладывается.

Я бы выделил у себя несколько форматов: порой просто делюсь своим мнением на наболевшую тему, пытаясь как-то ее обшутить; иногда это бывают комиксы, то есть какие-то скетчи из серии снимков, а порой снимаю ряд историй, из которых потом можно слепить целый скетч. Вот так было с роликом про Нью-Йорк: это видео я изначально снял для Stories, а потом выложил в инстаграм. С ним я попал в рубрику «Шапито» на «Медузе».

Скетч Романа о людях, которые перебрались в Нью-Йорк

Для меня это что-то вроде твиттера: вот тебе мысль пришла в голову, ты ее выразил. Или можно сравнить это с видеодневником. Ну то есть мне не с кем поговорить обычно (и я не очень хочу), и я просто общаюсь с подписчиками таким образом. Вот недавно я прикалывался, что у меня своя радиостанция, просил людей присылать приветы для друзей, так мне передали около сотни сообщений. Как-то я изображал, что угораю по спорту, и записал про это несколько историй. Боже, что я делаю в этой жизни!

Многие мне пишут и говорят: «Чувак, спасибо тебе за твои истории, я только благодаря им с утра не умер». Приятно, конечно, что такие глупости кому-то интересны и полезны. Денег это мне не принесло, к сожалению».

Марианна Давтян
Сотрудник международной образовательной программы, 25 лет (@mariannadavtyan)

«Я кошатница, у нас в семье куча кошек, мы с мамой и моим другом сердца спасаем, лечим и пристраиваем их. Все мои знакомые и подписчики знают об этом. Когда наши кошки болеют или их нужно кормить, разумеется, мы справляемся сами. Буквально пару раз, когда на лечение и так уже были потрачены десятки тысяч рублей, я обращалась за помощью в соцсетях.

Был особенный случай. Моя знакомая нашла в подъезде крохотного котенка, позвонила мне, и мы решили, что надо срочно везти его в ближайшую ветклинику. За двое суток его пребывания в стационаре с нас содрали 10 тысяч рублей, при этом его даже не лечили, просто промыли глаза. Нам сказали, что котенку примерно две недели. Мы отвезли его домой и стали выхаживать. И в этом случае я бы, наверное, постаралась вытянуть все сама, но меня просто повергла в шок ситуация с 10 тысячами за двое суток в стационаре за котенка, который размером-то с ладонь.

Я понимала, что мои истории ежедневно смотрит 400–500 человек и, если хотя бы половина из них скинется по 50 рублей, это уже будет приличная сумма. Разумеется, откликнулись не все, но очень многие. Я получала переводы от 20 рублей до 2 тысяч. Такого я, конечно, не ожидала».

Отчет Марианны о лечении котенка

Марианна Давтян: «После стационара малыш сутки провел у меня дома, а потом мама нашла ему очень хорошую передержку (кормить его нужно было каждые два часа, что нереально, если ты работаешь и еще ходишь на курсы). Разумеется, эта услуга платная, и, хотя по цене она не сравнится с ветклиникой, за полтора месяца все же выходит приличная сумма. Еще встал вопрос об анализах. В общем, нам удалось насобирать в общей сложности около 15 тысяч рублей. Помимо фото котенка я постила чеки, скриншоты уведомлений о переводах, переписку с сотрудниками ветклиники, данные об анализах и прочее. Я до сих пор периодически выкладываю новые достижения малыша: сам попил, сам поел, сам куда-то запрыгнул. Котенок уже окреп, всему научился и сейчас ищет самую лучшую на свете семью.

Мне кажется, истории гораздо более цельные, чем разбросанные по ленте посты. Их можно листать, видеть динамику, последовательность. Это тоже преимущество, особенно в делах, где важна документальность и актуальность информации».

Саша Ламм
Кондитер, 27 лет (@solnzceva)

«31 декабря мы с мужем приехали в Барселону, не имея вообще никаких планов. Я выложила в Stories улицу, на которой мы поселились. Мы пошли на площадь Испании, затем хотели потанцевать где-нибудь, но никуда не попали — все было забито, стояли километровые очереди. Мы, очень грустные, поехали домой. Когда подходили к дому, я услышала возглас: «Я знаю эту девушку!» Это оказалась моя подписчица Маша, которая живет в Барселоне со своим мужем-каталонцем. Она рассказала, что увидела в Stories свою улицу и была уверена, что встретит меня. Они предложили нам пойти в бар с их друзьями, мы радостно согласились и в итоге отметили Новый год в компании каталонцев в каком-то милом местном баре, плясали и пили текилу до пяти утра.

А вообще, тематика моих историй чаще всего связана с семьей: наши путешествия, недавний переезд из Германии в Россию, адаптация моего мужа-немца в Москве. Плюс все, что связано с едой и кондитерским делом: новые интересные места, рецепты, ну и, конечно, новости, связанные со скорым открытием нашей кондитерской. Вот сейчас у меня новое увлечение — делаю в Stories обзоры разных сладостей из московских кондитерских, чаще всего эклеров и капкейков. Например, купила эклеры в LʼEclair de Génie и Cupcake Story и снимала каждую деталь. После того как выложила порядка 15 коротких роликов о свежести, внешнем виде, вкусе и общем впечатлении, мне в личные сообщения повалили призывы делать такие обзоры чаще. Писали, что это круче, чем обзоры косметики».

Обзор эклеров «Кофемании»
Александра Гурьянова
Контент-менеджер, 30 лет (@slowdowngram)

«Я пробовалась на вакансию, где нужно было вести соцсети для марки одежды и рюкзаков. Было тестовое задание, которое заключалось в том, что за ограниченное время нужно сделать несколько постов для соцсетей, в том числе истории. Они должны быть бодрыми — недостаточно просто красиво разложить одежду. Я вышла на улицу, чтобы найти кого-то для съемки, но люди шли с работы и вообще не хотели общаться. И вдруг увидела парня с девушкой, которые шли с собакой, довольно спокойно. Я попросила их сняться. Девушка наотрез отказывалась, говорит: «Вы фоткайтесь, а я пока пойду в магазин». Чувак стал сам предлагать какие-то идеи, мы все удалялись от магазина, где осталась его спутница. Я поинтересовалась, не потеряет ли она его, а он такой: «Это моя бывшая девушка, мы заводили собаку вместе и иногда видимся ради собаки». Мы сняли классное видео с этой собакой и шапкой из новой коллекции, попутно немного флиртовали. В итоге добавились в фейсбуке, но после этого особо не общались.

Видео потенциальному работодателю понравилось, и они готовы были рассмотреть мою кандидатуру. Правда, к себе в соцсети результаты тестового задания не выложили, так что я выложила к себе. Мне пришло много ответов — все были в восторге. Люди писали: «Это лучшая история, которую я видел».

Тестовое задание с собакой
Мария
(имя героини изменено по ее просьбе)

«Я замутила с одногруппником в магистратуре. У него была девушка, но все шло к расставанию. У них на тот момент несколько месяцев уже не было секса, они все реже и реже виделись. В какой-то момент эта девушка стала просматривать мои истории, потом подписалась на меня в инстаграме, стала мне лайки ставить. Меня это немного подбешивало. Как-то раз мы с этим парнем собрались провести вечер вместе, но в последний момент у него все сорвалось. Я такая: «Ну окей». И как-то случайно подписалась на его девушку в инстаграме, решила посмотреть ее истории. Смотрю — а он с ней. Они тогда на день рождения к какой-то подруге пошли, и она за вечер выложила стопятьсот историй, потом поехала к нему, осталась ночевать и выкладывала оттуда. Я была очень зла, мы с этим парнем сильно поссорились, я послала его. Хотя потом еще долго смотрела истории его девушки и очень бесилась. А она смотрела мои и тоже, вероятно, бесилась. С парнем они все-таки расстались, да и у меня с ним общение сошло на нет. От нее я до сих не отписалась — бывают забавные истории».

Вера Спирина
Контент-менеджер центрального офиса Гете-института в Мюнхене, 30 лет (@vera.spirina)

«Я попросила своих коллег-немцев сняться в моих историях и прочитать по одной строке из стихотворения Гете в переводе Лермонтова. В течение пары дней я в разном порядке публиковала по одной-две строки с вопросом «Что говорят немцы?». Эксперимент показал, что в отрыве от контекста русский язык в исполнении немцев понять сложно. Герои постоянно спрашивали меня, справились ли они, что пишут в комментариях подписчики. Некоторые из них репетировали свою строчку несколько дней, а некоторые повторяли за мной и сразу на камеру. Когда истории испарились, я объединила все кусочки в одно видео, опубликовала его в инстаграме целиком и попросила подписчиков ответить, что это за стихотворение, кто автор и почему выбрано именно оно. Первому правильно ответившему комментатору я отправила круг с неправильными немецкими глаголами от Гете-института».

Итоговое видео поэтического конкурса

Почему истории в инстаграме — это зло?

Вроде бы истории открывают еще больший простор для самовыражения, позволяют ближе узнать своих друзей и оценить креативность брендов, но они также становятся новым информационным шумом, который негативно сказывается на качестве жизни.

Елена Барышева
Журналист, 27 лет (@baaaryscheva)

«Мне пришлось на полгода отказаться от историй, когда я поняла, что подсела. Сначала я просто где-нибудь в дороге смотрела видео друзей, а через месяц поймала себя на том, что смотрю их как телевизор — полчаса, как только проснулась, около часа перед сном. В какой-то момент я начала смотреть все подряд, словно переключала каналы. В основной массе это были бессмысленные видео, чем глупее — тем лучше. Появилась привычка скорее тапнуть и посмотреть что-то новое — как лабораторная крыса, которая хочет больше и больше визуального мусора. Удалить приложение я решилась, когда незнакомые люди из инстаграма начали мне сниться. Сейчас я снова пользуюсь инстаграмом по работе и, сравнивая два состояния, могу точно сказать, что Stories делают меня более тревожной».

Как истории трансформируют медиа

Истории оценили и владельцы бизнесов: медиа рассказывают о редакционных буднях, мебельная компания устраивает опросы, агент по продаже лошадей вывешивает фото очередного коня, доступного для покупки, издательство показывает страницы из новой книги — вот лишь некоторые примеры. В России первой компанией, запустившей рекламу в историях, стала марка чипсов Layʼs. В пресс-службе Instagram не смогли предоставить «Афише Daily» более конкретной статистики по России.

250 000 000

Столько людей смотрит и публикует истории в инстаграме каждый день.

32 минуты в день

Столько в среднем проводят в инстаграме пользователи в возрасте до 25 лет. Пользователи старше 25 лет — более 24 минут в день.

30%

Треть самых просматриваемых историй опубликована корпоративными аккаунтами.

1/5

На каждую пятую историю, опубликованную компанией, отвечают в личные сообщения.

80%

Столько пользователей инстаграма подписано хотя бы на один бизнес-аккаунт.

Александр Константинов
Редактор «Кинопоиска» (@kinopoisk)

«Одна из наших ключевых метрик в социальных сетях — переходы на редакционные материалы, поэтому мы начали активно использовать истории в инстаграме, сразу как только сеть дала возможность добавлять к ним активные ссылки на внешние сайты. До этого приходилось исхитряться знакомым многим способом: постоянно менять ссылку в описании профиля, а в обычной публикации предлагать читателям перейти по ней. Это было не так удобно и подразумевало лишнее действие для пользователя. Теперь мы ежедневно публикуем в историях ссылки на избранные публикации на «Кинопоиске» и получаем достаточно высокий процент перехода от нашей аудитории в 200 и более тысяч подписчиков. Конкретные цифры раскрыть не могу, скажу лишь, что переходы хорошие, а по охвату это в разы больше, чем средний процент охвата у постов в других соцсетях. То есть процент подписчиков в инстаграме, который видит каждую конкретную историю, больше, чем процент подписчиков в фейсбуке и в «ВКонтакте», который видит каждый пост.

Отлично показывают себя и прямые трансляции: подписчик получает уведомление о старте эфира, что помогает собрать большую аудиторию. Не так давно, например, мы ежедневно вели в историях включения с красных дорожек и фотоколлов Венецианского кинофестиваля, показывая звезд — от Джима Кэрри до Джорджа Клуни — и общую атмосферу смотра.

Кроме того, истории помогли решить проблему, возникшую с отказом сети от выдачи публикаций в хронологическом порядке и переходом на новый алгоритм, подобный тому, по которому выстроена лента в фейсбуке. Если в обычных постах мы могли несколько потерять в охвате, то истории по сравнению с ними помогают добиться куда лучших результатов: в ленте вы всегда находитесь сверху и при грамотном использовании можете также попадать в отдельный блок Featured на странице поиска. Последнее помогает привлечь новую аудиторию».

Андрей Уродов
Автор телеграм-канала «Медиа и депрессия» (@mediadepression)

«Истории — это инновация navigation bar в видео. Сначала мы перематывали видео на кассетах с пульта, потом кликали мышкой в ютьюбе, перетаскивая ползунок, теперь просто нажимаем пальцем по экрану. Контента вокруг слишком много, и каждый автор борется за наше внимание. Там посмотрел 15 секунд, тут 15. В итоге средний пользователь инстаграма и Snapchat проводит в этих приложениях по полчаса в день.

Есть теория о том, что потребление историй — это как наркозависимость, поэтому люди, которые сделали социальные сети и мессенджеры такими крутыми, теперь удаляют эти продукты со своих собственных телефонов. Ну и параллельно рассказывают всем, что человечество отупеет, так как постоянное раздражение мозга уведомлениями снижает способность мыслить. Словом, спасутся только избранные, которые смогут обдумать все это и ограничить свое взаимодействие с гаджетами ради великих дел. Крупным IT-компаниям и медиа на возможные негативные последствия их разработок наплевать, так как им выгодно, чтобы вы проводили больше и больше времени, потребляя контент.

Ну и моя любимая история — это влияние Stories на перемещение людей по планете. Совсем недавно вышла «Human Flow», документалка про миграцию Ай Вэйвэя. Там в конце ученый говорит, что мы получили возможность наблюдать за повседневной жизнью друг друга через социальные сети. И конечно, это вызывает зависть. Смотря каждый день ненавязчивые реалити-шоу, люди будут стремиться уехать в более стабильные экономические зоны. Короче, старик считает, что нас ждут проблемы.

Quartz и CNN Money сделали свои истории, но уже на сайтах и в приложении. По идее, это должно помочь пользователям потреблять информацию, другими словами — просиживать еще больше времени на ресурсах изданий. Есть Google Stamp — истории, которые будут размещаться на сайтах изданий, но продвигаться Google в поисковой выдаче. Говорят, что 100% прибыли от рекламы в таких историях издатели смогут оставлять себе. Эту функцию тестируют уже компаний десять, а в Vox даже собрали команду из разных отделов, которая думает над сторителлингом в подобных каналах».