В сентябре соцсеть Facebook обновила мобильное приложение для некоторых пользователей из России. Самые заметные изменения коснулись комментариев — теперь они выглядят как сообщения в мессенджере. «Афиша Daily» узнала у дизайнеров интерфейсов, как перемены повлияют на наше общение.

В приложении Facebook изменилось много мелких деталей: шрифт выглядит контрастнее, кнопка лайка увеличилась, навигация упростилась. Например, экран с постом вашего друга теперь выглядит как слой, который появляется над лентой новостей. Во время тестов дизайнеры узнали, что лента новостей в Facebook кажется пользователям захламленной, поэтому в новом приложении они постарались дать ответы на вопросы: в чьем посте я нахожусь, где начинаются комментарии и как вернуться назад.

Почему комментарии выглядят так, будто они — сообщения в мессенджере?

Так выглядят новые комментарии в приложении Facebook — они находятся внутри пузырей

Посмотрите на ваши личные сообщения в Instagram, а потом на новые комментарии в Facebook. Они очень похожи: одинаковая структура, круглые аватары, пузыри с ответами. Комментарии легко спутать с мессенджером. В Facebook посчитали, что такой дизайн мотивирует людей писать ответы и вступать в дискуссии. Вторая причина обновления — упрощение: в новых комментариях проще понять, кто и кому ответил, где ответ, а где новый комментарий.

Иван Овечкин
Дизайнер интерфейсов в Intech

«Новый дизайн комментариев зрительно отделяет их от остального содержимого ленты и позволяет проще ориентироваться в том, что происходит на экране. Схожесть с мессенджерами однозначно показывает, что здесь идет какая-то дискуссия».

Артур Арсенов
Арт-директор в Looi

«Facebook идет к унификации пользовательских сообщений. Дешевле и легче поддерживать продукт, в котором сущность, являющаяся проявлением пользовательской информации, представлена в одном и том же виде. Проще и удобнее, когда в системе не десяток разных визуализаций, а одна. Это необходимо для того, чтобы пользователи быстрее вовлекались в общение, чтобы унификация размыла разницу и сообщения везде были сообщениями. Это простое и очевидное решение — унифицировать элементы интерфейса. Унификация — это один из немногих способов поддерживать дизайн-систему, оперировать ею быстрее и дешевле, создавать в ней какие-то сущности и проводить тесты. Facebook в этом плане давно впереди всей планеты, и качество их тестирования меня безумно радует».

Андрей Новожилов
Дизайнер интерфейсов, автор телеграм-канала Duiux

«Комментарии превращаются в формат сообщений, думаю, потому, что у пользователей возникает ассоциация с обычным общением в чате. Обновленный экран просмотра всех комментариев к посту выглядит лучше, чем раньше. Навигация стала проще, нет отвлекающей и съедающей место синей панели сверху. Теперь только контент и комментарии. Создается ощущение единого пространства при переходе к посту из ленты. Интерфейс выглядит чисто.

Комментарии в Facebook давно были похожи на обычные сообщения. Мне нравится, как они привлекают внимание к посту через всплывающее сообщение в блоке комментариев вида «Сергей пишет комментарий…».

Климентий Булыгин
Дизайнер интерфейсов

«Думаю, тут не получится большой красивой истории. Очевидно, в Facebook просто провели серию A/B-тестов старой версии комментариев против более читаемой версии комментариев и увидели, что во втором случае они получают, скажем, на 15% больше пользовательской активности, а следовательно, возрастает их доход с рекламы. Вторая причина, которая приходит в голову, — они наконец пытаются выровнять пропасть в дизайне интерфейса между Messenger и Facebook. Хотя когда речь заходит об этой компании, я слабо верю в доводы про UX ради UX (user experience, пользовательский опыт, то, как люди воспринимают интерфейсы. — Прим. ред.). Каждое их интерфейсное решение всегда было пронизано мыслями об увеличении краткосрочной прибыли».

Подробности по теме
11 функций Facebook Messenger, про которые вы могли не знать
11 функций Facebook Messenger, про которые вы могли не знать

Может ли интерфейс заставить нас чаще комментировать?

Комментарии напоминают сообщения в Messenger

Facebook уже пыталась сблизить комментарии и личные сообщения. Например, в начале года тестировала всплывающие уведомления о новых ответах в настольной версии социальной сети. Они тоже выглядели так, будто предупреждают о новом сообщении от друга, а не о продолжении беседы. Достаточно оставить один комментарий под постом, чтобы Facebook потом присылал всплывающее уведомление обо всех новых ответах. Беседа в комментариях превратилась в общий чат.

Иван Овечкин
Дизайнер интерфейсов в Intech

«Функцией «Кто-то набирает комментарий» вполне можно обмануть человека. На мой взгляд, она даже важнее: листаешь ленту, читаешь новости, мнения других людей, видишь, что кто-то набирает комментарий, — интересно же, что там! Можно сразу на него отреагировать, получить быстрый отклик, увидеть, что тебе набирают ответ. Схожесть с чатом в данном случае играет на руку — это привычная среда, ты знаешь, чего от нее ожидать. Чат — быстрый, обычные комментарии — медленные».

Артур Арсенов
Арт-директор в Looi

«Я не сильно верю в то, что будет больше метрик, но как гипотеза это звучит достаточно интересно. Не думаю, что Facebook пытается обмануть пользователей таким образом и мотивировать их чаще комментировать. Они пытаются заменить три решения, которые встречаются в совершенно разных видах, на одно, которое и так уже оттестировано во всех возможных проявлениях (речь о мессенджере. — Прим. ред.). Везде будет использоваться одна и та же более быстрая и динамичная механика, потому что комментарии, как правило, не являются динамичным способом диалога, хотя стараются таковыми представляться. Это правильный ход, который в первую очередь снизит цену разработки и поддержки и даст проверить одну из гипотез».

Андрей Новожилов
Дизайнер интерфейсов, автор телеграм-канала Duiux

«Большое количество комментариев выглядит как обычный общий чат. Я думаю, это хорошо стимулирует к общению, особенно когда в комментариях тебя окружают знакомые люди. Это хорошо работает у тех, кто активно использует Messenger, — для них эти элементы интерфейса выглядят знакомыми».

Возможно, комментарии больше не работают?

Так выглядят старые комментарии в приложении Facebook — пузырей нет

Комментарии — мощный инструмент. Например, они влияют на содержание вашей ленты. В 2014 году дизайнер Илан Морган на две недели отказалась от лайков в социальной сети. Она посчитала, что алгоритм ленты новостей не понимал психологических нюансов и мог догадаться, почему человек лайкнул один пост, а другой нет. Например, после лайка под видео с котами он мог подумать, что человеку хочется еще больше видео с котами (возможно, с того времени правила изменились). Получалось, что лента новостей искажалась. После отказа от лайков и перехода на комментарии Морган заметила, что в ленте стало происходить больше разговоров.

Артур Арсенов
Арт-директор в Looi

«Говорить о том, работает ли структура комментариев или не работает, достаточно тяжело. Люди больше тяготеют к более интенсивной и менее обязательной коммуникации. В мессенджере они общаются более свободно, чем в комментариях. Возможно, Facebook пытается решить метрику вовлечения, чтобы комментарии не были просто комментариями, а инициировали диалоги, которые будут продолжаться дальше. Возможно, в Messenger рано или поздно переедут диалоги, которые живут в своих текущих чатах. Возможно, нас ждет перетекание функционала из Facebook в Messenger — и наоборот. И в какой-то момент они будут выглядеть как две стороны одного и того же. Будет новая среда, где посты появляются в комментариях и перерастают во что-то новое».

Андрей Новожилов
Дизайнер интерфейсов, автор телеграм-канала Duiux

«В дизайне любого продукта важную роль играет аналитика и исследования. Я читал, что в Facebook ставили цель провести редизайн основной ленты в этом году. Они хотели упростить навигацию и интерфейс, повысить количество новых комментариев к постам и акцентировать внимание на контенте. Facebook постоянно проводит много экспериментов, одно и то же приложение выглядит у многих пользователей по-разному. Все изменения дизайна, думаю, также связаны с унификацией дизайна продуктов в компании».

Подробности по теме
Почему соцсети заставляют нас грустить и завидовать: что об этом говорит наука
Почему соцсети заставляют нас грустить и завидовать: что об этом говорит наука