The Legend of Zelda для чайников: почему мир сошел с ума от новой «Зельды»

17 марта 2017 в 15:39
Фотография: Nintendo Entertainment
3 марта вместе с приставкой Nintendo Switch в продажу поступила The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Интернет прорвало: мемы, отзывы и восторги переполнили соцсети. «Афиша Daily» разобралась, почему вроде бы детская и смешная игра обернулась триумфом.

Давайте разбираться. В чем причина успеха Breath of the Wild?

Невероятные показатели новой «Зельды» — результат удачного стечения сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, выход новой консоли c очень ограниченным количеством игр на старте получил повышенное внимание публики. Ибо играть сперва почти не во что.

Во-вторых, разработчики попали в тренд: это классно сделанная игра в открытом мире. По этой формуле выстроены самые успешные проекты современности, ее обожают игроки.

В-третьих, сработало сарафанное радио и самопиар. Масштабные игры с обилием контента и миллионом мелочей всегда подогревают созидательный потенциал аудитории. Отсюда и тонны смешных картинок, рисунков и мемов. Увидев фанатское творчество, не причастная к предмету аудитория начинает интересоваться первоисточником. Отличный пример: прошлогодний Overwatch от Blizzard.

Судя по скриншотам, непонятно, как люди восторгаются этим. Несерьезно для 2017 года

Вместе с выходом WiiNintendo WiiОтличительная черта приставки — беспроводные контроллеры Wii Remote, реагирующие на движения игрока в 2006 году Nintendo скорректировала свою философию, попытавшись достучаться до более широких масс. Японцы отошли от технологической гонки в пользу внедрения инноваций. С тех пор игры компании своим внешним видом уступают конкурентам, но зато подкупают необычностью реализации. И пусть Breath of the Wild графически слаба для 2017 года, но сердца она завоевывает не этим.

Откуда такой восторг? В куче хвалебных рецензий мало конкретики

В ролике Зельда плачет на семи разных языках

Эмоциями. Игры в открытом мире традиционно строились на сетке из маркеров на карте, которые связаны с различными заданиями. Их постепенное выполнение приближало игрока к развязке. «Зельда» идет в обход этой формулы, предлагая живой мир с бесконечным количеством способов достижения целей. Иными словами, здесь можно почувствовать настоящую свободу исследования и перемещения. Поэтому многие игроки, описывая свой опыт в Breath of the Wild, выглядят как дети, которые взахлеб рассказывают какие-то очень личные ситуации, едва ли раскрывая картину в целом.

Breath of the Wild — это продолжение какого-то долгого цикла?

Breath of the Wild — очередная глава в очень-очень давнем сериале. Ему уже больше 30 лет, а количество игр исчисляется десятками. Первая часть «Зельды» вышла в 1987 году, когда громоздкие приставки были слабее нынешних смарт-часов, а восьмицветная игра казалась чудом небесным. Самая первая The Legend of Zelda пыталась удивить тем же, чем Breath of the Wild, — свободой. И у нее это получалось; естественно, с поправкой на уровень развития технологий.

Далее практически на каждой актуальной приставке от Nintendo, включая портативные, выходило по новой «Зельде» (а то и по паре). Многие фанаты покупают консоли компании в том числе и ради возможности опробовать очередной выпуск полюбившегося цикла.

Самые знаковые выпуски «Зельды»

Эти игры стоят моего внимания? Чем они примечательны?

«Зельда» — пионер приключенческого жанра в видеоиграх. Многие разработчики знаковых проектов смежных жанров — включая Fable, The Elder Scrolls, Gothic и Okami — стабильно упоминают сериал Nintendo среди источников своего вдохновения. Даже если вы не играли в The Legend of Zelda, то наверняка провели не один час в проектах, которые из нее выросли.

Почему в России так мало говорят про эту серию?

В «Зельде» традиционно качественная музыка. Это один из треков Ocarina of Time в аранжировке для концерта, посвященного 25-летию серии

После успеха Dendy, которая была была пиратским клоном NES, консоли от Nintendo имели весьма умеренный успех на территории России и СНГ. В переломное поколение перехода игр в 3D Nintendo 64 проиграла оригинальной PlayStation как в насыщенности библиотеки, так и цене. С тех пор у отечественных игроков выработалась лояльность к бренду PS, а затем и Xbox (не в последнюю очередь из-за пиратства). Еще на платформах конкурентов чаще выходили локализованные проекты. Та же Breath of the Wild — первая часть «Зельды», полностью переведенная на русский язык. Так и вышло, что у нас о главных сериалах Nintendo мало кто знает, а играли в них вообще единицы.

Перевод новой игры вышел неплохой, даже шрифты подобраны с любовью

Вне платформ Nintendo игры компании никак не опробовать?

К сожалению, да. Nintendo за последнее время сделала несколько мобильных игр, но в силу формата они не очень показательны относительно всего творчества компании. Теоретически «Зельду» можно запустить на ПК через эмулятор. Но мало того что это является пиратством, так еще и помучаться придется изрядно: даже на очень мощных машинах игра будет тормозить, глючить и вылетать. Технические трудности почти гарантированно испортят вам впечатление от проекта и его атмосферы. Оригинальное железо и лицензионные игры — наш выбор. Потому что именно так все задумывалось разработчиками.

Плачевная эмуляция Breath of the Wild на топовом ПК

Мне понравится The Legend of Zelda как игра? В чем ее особенности?

«Зельда» — это приключенческая игра, которая строится по единой формуле. Основа игры — так называемые подземелья. Они представляют собой череду загадок с обязательным боссом в конце. После прохождения этого геймплейного отрезка главный герой получает предмет, дающий ему возможность проникнуть в новую зону игрового мира с очередной подземкой. И так до финальных титров.

В 2015 году от рака скончался президент Nintendo Сатору Ивата. Его память в Breath of the Wild почтили с помощью внешне похожего NPC, отдельной локации и лесного духа. Трогательный и красивый жест

Почти каждый новый выпуск сериала пытался так или иначе заигрывать с этой формулой, но никогда в итоге от нее не отказывался. В The Wind Waker можно было свободно исследовать водные просторы, но смысла в этом было маловато. В портативной A Link Between Worlds игрок не получал предметы во время прохождения, а арендовал их в специальной хижине. В Skyward Sword можно было летать на птице и размахивать контроллером как настоящим мечом. Экспериментов было много, но всем им не хватало смелости. До выхода той же Breath of the Wild.

Вступление HD-переиздания The Legend of Zelda: The Wind Waker

Все это звучит не слишком затейливо, но магию The Legend of Zelda тяжело объяснить словами. Чтобы полюбить серию, надо проникнуться ее геймдизайном. На Nintendo работают лучшие мировые разработчики, и они умеют предсказать направление мысли игрока, дать ему умеренные подсказки, расставить врагов на нужные места и правильно разложить предметы. Этот незримый диалог имеет наркотический эффект. Вы можете не разбираться в играх, но почувствуете исключительное качество исполнения. Точно так же, как подсознательно оцениваете хороший монтаж или мелодичность трека, не имея глубоких познаний в кинематографе или музыке.

Я готов приобщиться. С чего начать?

Ролик с геймплеем, передающий ощущения от потрясающей степени свободы в Breath of the Wild

Выпуски «Зельды» формально укладываются в ветвящуюся хронологию, но по сути все они — самостоятельные истории. В мире королевства Хайрул постоянно идет война трех сил: мудрости, храбрости и силы. Первую олицетворяет принцесса Зельда, вторую — главный герой Линк, последнюю — злодей Ганон (или его антропоморфное воплощение Ганондорф). Вместе эти качества персонажей складываются в трифорс — символ серии. В своем полном состоянии он способен исполнять желания.

Эта сюжетная фабула так или иначе эксплуатируется во многих выпусках. Сменяются эпохи и действующие лица, но всегда находятся принцесса, рыцарь и демон, которых судьба сводит в вечном противостоянии. Некоторые главы все же используют одинаковых персонажей, но в любом случае можно спокойно начинать с любой части и не чувствовать растерянности. Для любителей попроще больше подойдут несложные и недолгие загадки в The Legend of Zelda: Minish Cap (GBA, Wii U) или The Legend of Zelda: Phantom Hourglass (DS, Wii U). Любителям посложнее понравятся хитрые долгие головоломки с массой побочных заданий в The Legend of Zelda: Ocarina of Time (N64, 3DS, GC, Wii, Wii U) или The Legend of Zelda: The Wind Waker (GC, Wii U).

Охотникам до атмосферы мрачных сказок подойдет The Legend of Zelda: Majoraʼs Mask (N64, 3DS, GC, Wii, Wii U) и The Legend of Zelda: Twilight Princess (GC, Wii, Wii U). Жаждущим хождения, куда глаза глядят, — The Legend of Zelda, The Legend of Zelda: Breath of the Wild (Wii U/Switch).

Неужели не выходило плохих игр «Зельда»?

Выходили. Когда-то Nintendo попросила помощи у Philips с дисководом для SNES и в благодарность разрешила выпустить три игры про Зельду на партнерской консоли CD-i. Так на свет появились Link: The Faces of Evil, Zelda: Wand of Gamelon и Zeldaʼs Adventure. Это не просто самые плохие представители серии, а одни из самых ужасных игр в принципе. Причина в том, что они создавались сторонними разработчиками без контроля качества со стороны Nintendo. Единственная польза от существования этой троицы заключается в смешных роликах, гифках и мемах, нарезанных из бесконечно нелепых видеовставок.

Довольно слабыми получились и более поздние мультиплеерные выпуски, разработанные самой Nintendo: Four Swords Adventures для GBA и GameCube, а также TriForce Heroes для 3DS. Монотонно играется в бесконечную мясорубку Hyrule Warriors для Wii U.

Так, погодите. Этого парня в зеленом колпаке зовут не Зельда?

Да! Его зовут Линк, и он главный герой серии. Зельда — принцесса, и ее встречаешь уже в самой игре. Этот факт вызывает постоянную путаницу и кучу гэгов. Почему игра называется не в честь главного героя? Так решил создатель цикла, Сигэру Миямото. Говорят, ему просто нравилось имя жены писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Как будто подливая масла в огонь, недавно появилась женская версия Линка по имени Линкл. Она является одним из играбельных персонажей в Hyrule Warriors.