«Афиша Daily» вспоминает истории разработчиков, которые хотели перевернуть индустрию, но не смогли даже выпустить продукт на рынок.

Дроны, которые раздают интернет из стратосферы

Цель Project Titan была более чем амбициозна: подключение к интернету регионов, у которых проблемы со связью, например страны Африки. И речь шла не о сотнях тысяч человек: в 2014 году интернета не было у 60% населения планеты, это почти 2,9 миллиарда человек. По логике Google, если подключить этим людям интернет, они непременно начнут пользоваться сервисами Google. А значит, они посмотрят рекламу, и доходы компании увеличатся. Ради этого в начале 2014-го Google купила стартап Titan Aerospace. Он разрабатывал дроны, подзаряжающиеся от солнечных батарей, способные неделями летать в стратосфере и раздавать интернет. Размах крыла у такого дрона — 50 метров (для сравнения: размах крыла Boeing 737 Classic — 28,9 метра).

Чем все закончилось: Работы прекратились в начале 2015 года. Ровно на это время глава Google Сундар Пичаи наметил первые испытания дронов. Сотрудников перевели в смежные подразделения: в Project Loon, где занимаются раздающими интернет воздушными шарами, и в Project Wing, в котором разрабатывают дроны для доставки. В компании посчитали, что раздавать интернет с помощью воздушных шаров выгоднее и проще.

Смартфон, состоящий из модулей

1 / 2
2 / 2

Индустрию смартфонов критикуют за то, что она выпускает одно и то же каждый год и не предлагает ничего нового. Модульный смартфон изменил бы положение дел. Каждый собирал бы устройство под себя: походник установит две батареи, фотограф — хорошую камеру, художник — сканер объектов. Смартфон в зависимости от ситуации становился бы музыкальным инструментом, алкотестером или колонкой. Google купила Motorola и три года занималась доработкой модульного смартфона. В этом году мы могли бы прочитать первые рецензии на Ara.

Чем все закончилось: Проект то ли закрыли, то ли заморозили. Причиной якобы стали нерешенные проблемы в конструкции: модули медленно работали друг с другом, быстро тратили заряд аккумулятора, были дорогими и толстыми. Через несколько месяцев после этого стало известно, что LG прекратила работу над модульным смартфоном G5.

Подробности по теме
Все за 5 минут
Что нужно знать о смартфонах-конструкторах, которые перевернут индустрию
Что нужно знать о смартфонах-конструкторах, которые перевернут индустрию

Компактный беспилотник для селфи

Lily выглядел как дрон мечты. Аппаратом размером с DJI Phantom 4 даже не нужно управлять: его бросают в воздух, он включает пропеллеры, летит за хозяином и снимает его на камеру. Lily Drone якобы летает 20 минут (Phantom 4 держится в воздухе 28 минут), дает картинку на уровне GoPro и стоит недорого (900 долларов; для сравнения: Phantom 4 обойдется в 1200 долларов). Люди оценили идею — за короткое время на производство были получены 15 миллионов долларов инвестиций и собраны 34 миллиона долларов с предзаказов.

Чем все закончилось: У Lily Robotics закончились деньги. Рекламное видео оказалось надувательством: ролики снимали на обычную GoPro, а для трюка со взлетом из воды у дрона просто не хватило бы мощности. Неизвестно, получилось ли у разработчиков выполнить обещания, — компания даже не смогла запустить производство. Офис окружного прокурора Сан-Франциско посчитал, что Lily Robotics занималась обманом, и подал на нее в суд. Всем заказавшим дрон вернут деньги.

Очень дешевый 3D-принтер

Когда началась волна интереса к домашней трехмерной печати, 3D-принтеры были дорогими. Хороший аппарат стоил 600–800 долларов, но даже на нем энтузиаст вряд ли распечатал бы что-то полезное. В 2014 году на Kickstarter появился принтер Mota, настолько дешевый (около 11 500 рублей по курсу на тот момент), что его можно было дарить в качестве дорогой игрушки. Характеристики Mota не были выдающимися, но вполне достойными. Создатели принтера рассчитывали, что их настольный аппарат вернет теме внимание.

Чем все закончилось: Авторы Mota просто не рассчитали силы. Принтеры за 100 долларов разошлись за несколько часов, а когда остались предзаказы по 300 долларов, продажи остановились. Через несколько дней сбор денег был отменен. Глава разработки признался, что производство оказалось слишком дорогим и его коллеги не смогут выполнить обещания.

Планшет-книжка для творческих работников

Microsoft пропустила мобильную революцию. Компания не выпускает новые смартфоны, приостановила работы над мобильной версией Windows и имеет линейку планшетов, где пока только две достойные модели (Surface Pro 3 и Pro 4). А в 2010 году у нее был Courier, прототип планшета-книжки с двумя дисплеями, который даже сейчас выглядит новаторским. Courier делали не для потребления контента, а для работы и творчества. Он задумывался как устройство для архитекторов, дизайнеров и журналистов, у которых есть смартфон и ноутбук.

Чем все закончилось: Разработку Courier отменили за несколько недель до презентации iPad. Идея планшета-книжки не совпадала с видением компании в то время — она не помогала продавать продукты (например, приложения пакета Office). Но не все потеряно. За последние два года Microsoft выпустила устройства, заточенные под работу и творчество (Surface Book и Surface Studio), а недавно стало известно о патенте на смартфон-книжку, который похож на Courier.

Электромобиль без руля

Google занималась разработкой автопилота с 2012 года и рассказывала об этом очень активно: отчитывалась об испытаниях на полигонах, показывала видео тестов в городе. А в 2014 году Google представила концепцию своего транспорта — компактный двухместный электромобиль, у которого нет ни руля, ни педалей, а только кнопка старта, кнопка остановки и дисплей. Тогда журналисты решили, что через несколько лет у Volkswagen и Hyundai появится новый конкурент.

Чем все закончилось: Alphabet выделила разработку автопилота в отдельную компанию — Waymo. Но она займется программным обеспечением для других машин (например, для Fiat Chrysler), а не собственным автомобилем. По слухам, Apple, у которой, возможно, есть секретный автомобильный проект, поступила похожим образом. В 2014 году компания создала подразделение с тысячей сотрудников из автомобильной отрасли и якобы стала разрабатывать автомобиль к 2020 году. Но основная часть штата, по слухам, была распущена в конце прошлого года. К концу 2017-го компания якобы подготовит прототип автопилота и решит, что важнее: программное обеспечение или свой автомобиль.

Сеть военных спутников

Военные спутники — большие и дорогие аппараты, выполняющие сразу несколько функций (снимают, передают данные и защищают сами себя). Если одна из функций выходит из строя, ничего не остается, кроме как выводить вместо этого спутника на орбиту новый аппарат. В DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США) предложили вместо одного большого спутника запускать несколько маленьких, но связанных друг с другом аппаратов. Каждый мини-спутник должен выполнять только одну функцию, зато в случае неполадок его проще и дешевле заменить.

Чем все закончилось: Над System F6 работали с 2006 года. Работы обошлись не дешево: за шесть лет на систему потратили около $200 миллионов, каждый год на нее уходило до четверти бюджета DARPA на разработки для космоса. В 2013 году проект закрыли — военные так и не решились на внедрение новой системы.

Универсальный автопилот для любой машины

Джордж Хоц, американский хакер, который первым взломал iPhone, разрабатывал модуль Comma One, делающий любой автомобиль автономным. Устройство размещается у зеркала заднего вида, анализирует ситуацию на дороге и превращает машину в частичный автопилот. По задумке, любой водитель мог бы установить такую систему на свой, скажем, Ford Focus всего за тысячу долларов.

Чем все закончилось: Национальное управление безопасностью движения на трассах США рекомендовало Хоцу не выпускать Comma One, пока он не убедится, что система безопасна для водителей и пешеходов. Водитель легко мог бы попасть в аварию, если решит, что Comma One управляет машиной самостоятельно. Подобное произошло, когда Tesla Motors запустила частичный автопилот для своих электромобилей. В управлении побоялись, что история повторится. Хоц отменил выпуск модуля и решил использовать разработки в других областях.

Космический телескоп для поиска экзопланет

В 2000-х NASA разрабатывало несколько космических телескопов для поиска обитаемых планет. Один из них — Space Interferometry Mission. Он должен был отлететь от Земли на расстояние в 82 миллиона километров (для сравнения: расстояние до Венеры — 261 миллион километров), чтобы искать экзопланеты около ближайших звезд и составлять карту Млечного Пути.

Чем все закончилось: Проектом занимались с 1998 года. До 2006 года для него готовили основные технологические решения, после этого запуск назначили на 2015 год. К тому времени многие специалисты Space Interferometry Mission разошлись по другим подразделениям, в 2008-м телескопу не выделили денег, а в 2010-м от него совсем отказались. Теперь поиском экзопланет занимаются с помощью других телескопов.

Бесполезные очки дополненной реальности

Самая громкая технологическая отмена последних лет — очки Google Glass. В 2013-м прототип начали продавать за 1,5 тысячи долларов, и Glass столкнулись с непониманием. Одним казалось, что очки с камерой нарушают личное пространство, другие решили, что очки нужно держать включенными весь день (от этого быстро уставали глаза), третьих смутило, как оправа смотрится на лице. Glass почти ничего не умели (только звонить, отправлять сообщения, показывать навигацию), работали максимум три часа и управлялись через интерфейс с обилием багов.

Чем все закончилось: В начале 2015 года программу тестирования закрыли. Астро Теллер из лаборатории Google X предположил, что причиной провала стал неважный маркетинг: компания привлекла много внимания, а когда очки начали критиковать в прессе, люди решили, что речь идет о готовом продукте. Проект перезагрузили под руководством главы Nest Тони Фаделла. Новые Glass, возможно, будут похожи на монокль.