6 научно доказанных способов стать продуктивнее на работе

Фотография:
Getty Images
5 августа 2016 в 17:07
«Афиша Daily» собрала 6 научных исследований специально для тех, кто хочет все успевать и делать это не в ущерб себе.

Самое сложное — начать

Для многих из нас самое сложное — приступить к работе, и этому есть научное объяснение. Профессор социальной психологии Йельского университета Джон Барг установил, что когда мы собираемся взяться за трудную или очень важную задачу, наш мозг начинает симулировать работу, фокусируясь на маленьких, не особенно полезных делах. В результате мы занимаемся всем чем угодно, лишь бы не делать то, что должны. Именно поэтому студентов, например, в самый разгар сессии или написания диплома так тянет затеять уборку в комнате и заняться наведением порядка в папках на компьютере.

Стоит только пересилить себя и начать работать, уверяют ученые, все пойдет как по маслу. В дело вступают естественные стимулы, которые помогают закончить начатое как минимум потому, что незавершенные дела мы запоминаем куда лучше, чем доведенные до конца. А воспоминания о недоделанной работе потом долгое время не дают нам покоя. Это называется эффектом Зейгарник.

Делайте перерыв через каждые полтора часа

Смена состояний, согласно биологическим ритмам, — один из фундаментальных процессов в живой природе, свойственный всем уровням живой материи. Биоритмы условно подразделяются на несколько категорий в зависимости от продолжительности и частоты повторения. Самые короткие из них — ультрадианные, фазы которых повторяются несколько раз за сутки. К таким ритмам относится, в частности, чередование фаз глубокого и поверхностного сна, каждая из которых длится в среднем 90–120 минут. Это открытие принадлежит американскому психологу Натаниелю Клейтману. Ученый также установил, что особому ритму подчиняется не только сон, но и наше бодрствование: мозг работает согласно тому же ультрадианному циклу, поэтому периоды высокой концентрации внимания чередуются с фазами низкой концентрации, каждая из них длится примерно по 90 минут.

Клейтман выяснил, что после полутора часов интенсивной работы для поддержания активности мозга подключаются гормоны стресса, в результате концентрация и продуктивность существенно снижаются. Поэтому для эффективного решения задач стоит делать передышки каждые 90 минут, а не пытаться повлиять на естественные процессы при помощи кофеина.

Парадокс перфекциониста

Стремление к совершенству может навредить — доказали ученые из канадского Университета Далхаузи в ходе эксперимента с участием профессорско-преподавательского состава. Выяснилось, что стремящиеся к совершенству профессора куда менее продуктивны, чем их коллеги, отказавшиеся от преследования недостижимых идеалов. Причин у этого несколько. Во-первых, перфекционисты тратят на задание больше времени, чем требуется. Во-вторых, они, как правило, ждут идеальный момент, чтобы взяться за дело. В-третьих, они слишком фокусируются на мелких деталях и поэтому зачастую не видят общей картины.

Еще один довод против излишнего перфекционизма — компания Google, которая добилась успеха, намерено набирая сотрудников из числа тех, кто не отличался идеальной успеваемостью в учебном заведении. Практика показывает, что совершенству нет предела, а погоня за мнимым идеалом мешает продуктивности.

Сила воли не бесконечна

Может показаться, что наличие или отсутствие силы воли — одна из характеристик личности. Тем не менее ученые говорят, что воля — исчерпаемый ресурс. Если вы пересилите себя для выполнения одного задания, на следующее душевных сил вам просто может не хватить. Ученые из частного исследовательского университета Кейс-Вестерн-Резерв доказали это, проведя несколько экспериментов.

Испытуемые должны были сначала заставить себя отказаться от шоколада и вместо этого съесть редиску. Затем им предлагали решить сложное задание, требующее существенных умственных усилий, концентрации и, как следствие, силы воли. В итоге те, кто переборол себя на первом этапе и выбрал редис вопреки желанию съесть шоколадку, справились со вторым этапом куда хуже, многие просто не смогли заставить себя доделать задание.

В другой раз перед решением задачи от участников требовали написать текст, содержание которого противоречило их личным убеждениям. Причем половине дали возможность выбора — писать или не писать, других же заставили в приказном порядке. В итоге хуже всех справились те, у кого был выбор и кто в итоге решил написать текст. Те, у кого не было выбора, выполнили задачу чуть лучше. На этом основании исследователи заключили, что эффективность работы над новыми заданиями снижается не просто из‑за выполнения нежеланного действия, а из‑за принятия осознанного решения об этом. То есть при обращении к своей силе воли. Поэтому когда вы в следующий раз решите взяться за трудоемкое дело, для которого придется собрать всю волю в кулак, подумайте, не понадобится ли вам в ближайшее время этот ресурс для более важных задач.

Многозадачность — миф

Кажется, что многозадачность стала частью современной рабочей культуры и если не быть как Юлий Цезарь, можно не успеть вообще ничего. Но результаты научных исследований говорят об обратном: люди, работающие над несколькими задачами одновременно, выполняют их все одинаково некачественно. Они слишком легко отвлекаются на посторонние дела, плохо усваивают новую информацию и медленно переключаются между заданиями. Особенно сильно от многозадачности страдает концентрация. Согласно выводам ученых, чтобы выполнять задачи более качественно и в целом работать продуктивнее, следует каждый раз фокусироваться только на одном деле.

Негатив снижает память

Советы о развитии так называемого позитивного мышления порой кажутся бессмысленными и претенциозными. Однако они имеют под собой научное основание. Исследователи из Университетов Мюнстера и Хиросимы независимо друг от друга пришли к выводу, что использование слов с отрицательной окраской негативно влияет на работу амигдалы и приводит к ухудшению ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, плохо сказывается на нашей продуктивности и качестве выполнения задач.

Нейробиолог из Стэнфорда Роберт Сапольски также установил, что стресс негативно влияет на работу гиппокампа — части лимбической системы мозга, отчасти ответственной за память. Сапольски советует стараться максимально снизить уровни стресса, а также отмечает, что наиболее уязвимы те люди, которые стремятся во что бы то ни стало достичь поставленной цели, при этом отличаются беспокойством, торопливостью, а порой и агрессивностью.

Ради эффективности и не только лучше избегать пессимистичного взгляда на вещи. Как минимум перестаньте жаловаться или хотя бы делайте это не на работе.