«Афиша» вспоминает, из-за чего пострадали, над чем смеялись, что активнее всего обсуждали, лайкали и шерили пользователи сети в 2015 году.

Цифра года: 5 миллионов доменов в рунете

В ноябре в домене .RU было зарегистрировано пятимиллионное доменное имя. Предыдущий рубеж — 4 000 000 доменных имен — был зафиксирован в домене .RU 3 года назад, в сентябре 2012 года. Юбилейным именем стал домен Roominstyle.ru. Домен .РФ, которому уже 5 лет, до своего первого миллиона пока так и не добрался.

Социальная мимикрия года: раскрашенные аватарки

В этом году пользователи социальных сетей активно красили свои аватарки. Началось все с выражения поддержки легализации однополых браков в США: вслед за знаменитостями, применившими к фотографиям фильтр в цветах радужного флага, подтянулись миллионы юзеров. Те же, кто не уловил суть флешмоба, принимали радужную аватарку френда как каминг-аут, что вызывало изумления, вопросы и недомолвки. После терактов в Париже в соцсетях появилась возможность наложить на аватар изображение французского флага. Часть представителей российского сегмента интернета была возмущена: почему эти чувствительные к чужой беде люди не меняли свои аватарки после падения российского самолета над Синаем. Так, картинка в аккаунте в этом году стала символом политических взглядов и мерилом эмпатии к тем или иным событиям.

Сомнение года: какого цвета платье

Главный спор года — какого цвета платье — устроила британская гитаристка Кейтлин Макнил — пользователь Swiked в Tumblr, сама не понимая масштабов всего действа. Ее вопрос перепостили в BuzzFeed, и далее повсюду. Мир разделился на тех, кто видел черно-синее платье, и тех, кто выступал за золотой с белым. Люди неистово спорили в офисах, соцсетях и очередях за кофе. Врачи объясняли различие восприятия цвета людьми разницей в освещении в момент «изучения» платья, в возрасте и даже интеллекте спорящих. Точку поставила компания-производитель, которая признала, что платье действительно было сине-черным, но обсуждение в сети побудило дизайнеров выпустить и его бело-золотую версию.

Онлайн-супермаркет года: AliExpress

Мало кто из былых отчаянных интернет-шопоголиков продолжает делать покупки на европейских или американских сайтах. Курсы валют ставят под сомнение их выгодность, разве что вам нужно совершенно конкретное платье из конкретного магазина, и никаких денег на него не жаль. То ли дело китайские торговые площадки с плохо переведенными на русский описаниями, предлагающие все — от волшебных губок для оттирания плиты и автозапчастей до секс-игрушек и самых странных костюмов на Хеллоуин. Ожидания, как водится, не всегда соответствуют действительности, но по данным сервиса «Яндекс.Деньги» количество платежей на сайтах китайских магазинов за последнее время выросло в 11 раз. А если посмотреть на аудиторию AliExpress, то россияне в ней занимают вторую позицию, обеспечивая около 10% трафика.

Драма года: перезапуск «КиноПоиска»

Новый вид «КиноПоиска», 12 лет служившего киноэнциклопедией для пользователей, взбесил даже тех, кто до этого мало интересовался кинематографом или дизайном интерфейсов. «Яндекс» купил сервис в октябре 2013 года. Тогда ежемесячно сервисом пользовались 18,6 млн человек, в России он занимал 16-е место в списке самых популярных сайтов. Новое руководство пообещало развивать рекомендательные сервисы и привлечь внимание массовой аудитории к легальному киноконтенту.

На переформатирование «КиноПоиска» ушло ровно два года, но его перезапуск превратился в настоящую драму: сначала сайт падал и медленно грузился, затем посыпались технические ошибки, слетали пользовательские оценки и закладки, не проходила оплата фильмов. «Яндекс» продержался 4 дня и вернул киноманам прежний сервис, а многие из тех, кто стоял за перезапуском, ушли из компании. Последнее обещание руководителей: «Новый «КиноПоиск» станет одним из разделов оригинального». Оригинальную же версию «КиноПоиска» планируется обновлять бережно и постепенно, сохраняя все востребованные функции.

Назначение года: советник по интернету

Недавно президент Владимир Путин предложил Герману Клименко, главе LiveInternet и Института развития интернета (ИРИ), стать советником по вопросам развития сети. Раньше такой должности не было, да и, по словам Клименко, стать советником президента он не мечтал, но «от такого предложения не отказываются». В новом статусе один из отцов — основателей рунета будет отвечать за «развитие интернета и связанных с ним отраслей экономики». По сути эта роль будет мало чем отличаться от его функций в ИРИ: советник будет выступать в качестве посредника между представителями интернет-отрасли и правительством. Как это назначение реально повлияет на интернет — пока непонятно. Очевидно, что все идет к дальнейшей борьбе с пиратством и укреплению защиты персональных данных. Также чиновники обещают наладить сотрудничество лучших онлайн-курсов с вузами и ввести уголовное наказание за ведение DDOS-атак.

Бан года: Rutracker

Мосгорсуд в этому году постановил ограничить доступ к самому популярному торрент-трекеру рунета. Все это проходило в соответствии с поправками к закону об информации, которые позволяют закрывать сайт навсегда после повторного нарушения норм авторского права. Поправки — тоже новшество 2015-го, от них же пострадали сайты Rutor.org, Bobfilm.net, Kinozal.tv, Tushkan.net, Tvserial-online.net. В случае с Rutracker инициаторами блокировки выступали Национальная федерация музыкальной индустрии, «СБА Продакшн» и издательство «Эксмо». Позиционирование сайта как «некоммерческой библиотеки контента» не спасло от решения суда, а руководство его не стало обжаловать. Вместо этого владельцы сайта запустили среди пользователей голосование, предложив выбрать между удалением большого количества раздач, нарушающих закон, и блокировкой сайта на территории России. Победил второй вариант: удалять 320 тысяч раздач не стали, зато начали активно обучать своих завсегдатаев обходить блокировку с помощью разных инструментов.

Приложение года: Periscope

Periscope не был первым приложением для онлайн-трансляций, но, благодаря поддержке Twitter, быстро обощел конкурентов, а Apple включила его в число лучших программ года. Через 4 месяца после запуска Periscope перешагнул рубеж в 10 млн скачиваний, ввел поддержку горизонтального режима видео. Количество просмотров в нем измеряется в годах — так вот, сейчас это число держится на отметке «40 лет в день». Россияне тоже активно осваивают прямой эфир. Хирург из Петербурга показывал в Periscope операцию по увеличению груди, случайные свидетели вели онлайн-репортажи с пожаров, новоиспеченный отец транслировал роды своей супруги, скучающие автомобилисты травили байки из московских пробок, заключенные рассказывали о смысле жизни из тюрьмы. Что еще может объединять рэпера Басту, Московский метрополитен, Сергея Доренко и Сашу Спилберг? У них у всех есть личные каналы в Periscope.

Тренд года: социальные мобильные приложения

Сервисы и приложения, которые созданы не для зарабатывания денег, развлечения или самолюбования, а для решение реальных проблем, появились не впервые. Но в 2015 году это направление оформилось и даже получило поддержку IT-компаний. Запустились такие приложения, как «Донор» (помогает планировать даты сдачи крови и искать ближайшие центры), «Сезам» (первый мессенджер, основанный на пиктограммах, для детей и взрослых с нарушениями речи), «Здесь не курят» (приложение помогает сообщать о тех общественных местах, где нарушают «антитабачный закон»), «Помощник Москвы» (через него можно пожаловаться на неправильно припаркованную машину). Хотя у многих из этих полезных инструментов хромает реализация, да и пользуются ими единицы (рекламных бюджетов у разработчиков просто нет), тенденция эта в целом неплохая.

Торговая площадка года: Instagram

2015-й стал годом, когда только ленивый не нашел в себе предпринимательскую жилку. Особенно популярными предприятиями стали магазинчики в Instagram. Купить в фотосети теперь можно все что угодно: китайские платья с героями комиксов, подделки дорогих сумок, дизайнерские украшения, богато украшенные торты на заказ. Особенная примета времени — тонны спама и сотни непонятных подписчиков, которые появляются время от времени у нас в аккаунтах: если вдруг ваши фото начал лайкать какой-то незнакомец, с вероятностью 90% это очередной интернет-предприниматель пытается расширить свою клиентскую базу. В его профайле непременно вы найдете анонсы конкурсов и раздач бесплатных товаров, мольбы об отзывах и взаимных лайках. Инстаграм-продавец часто и закупщик, и рекламщик, и курьер — в общем, свободный от офисной работы человек, прикладывающий массу усилий ради невеликой прибыли. У кого-то получается зарабатывать, а кто-то лишь напрасно платит деньги за курсы гуру инстаграм-продаж (уже есть и такие).

Ностальгия года: День Марти МакФлая

21 октября 2015 года, тот самый день, в котором происходят действия второй части фильма «Назад в будущее», встречали всем интернетом. Пользователи сравнивали, что действительно сбылось, какие гаджеты стали привычными вещами, а каких так и не дождались. В воспоминаниях на тему Марти поупражнялись едва не все современные компании, а мем с растерянным героем в типичном российском дворе с надписью «Наверное, не тот год» навсегда останется в памяти.

Хобби года: раскраски для взрослых

В списке из 10 бестселлеров Amazon — таких книг аж целых три. На ютьюбе набирают популярность медитативные ролики о том, как ими правильно пользоваться. Пока за зарубежом картины садов и лесов методично расцвечивают гелевыми ручками домохозяйки, отечественные издатели превратили их в необходимый предмет для нервных менеджеров. Неизвестно, удалось ли хоть кому-то в самом деле избавиться от стресса, разукрасив зачарованный лес или таинственный сад, но в инстаграме тысячи раскрашенных картин с тегами #раскраскидлявзрослых, #johannabasford, #secretgarden и т.д.

Перезапуск года: большие сайфай-франшизы

2015-й стал годом вернувшихся культовых блокбастеров. «Звездные воины» продолжают ставить рекорды (сборы — $1 млрд за 12 дней) и уже обошли другой главный хит года — «Мир юрского периода». Зрители поверили в «подлинность» фильмов, узнали все цитаты и отсылки к оригинальным приквелам. Примерно за это же они полюбили и «Безумного Макса». Все три премьеры вызвали бурную реакцию в соцсетях и породили массу мемов.

Интернет-развлечение года: искусственные нейронные сети

В 2015-м IT-компаниям удалось сделать еще один шажок к созданию искусственного интеллекта. Google показал работу искусственной нейронной сети, используемой для классификации и анализа большого массива графических данных. С ее помощью можно, например, поэкспериментировать со снимками и получить совершенно сюрреалистичный результат (со странными вкраплениями собак).

Вирусным стал также проект Microsoft, который по фото определял возраст человека и пол. Лестные оценки пользователи обычно публиковали в своих профилях, за ошибки нещадно критиковали и шли искать фото получше. Была и череда мемов, в которых за реальных людей выдавали загримированных актеров из популярных фильмов, политиков и рисованных русалок. Сервис ImageIdentify обещает понять, что нарисовано на изображении. Причем каждый снимок остается в памяти системы и «учит» ее быть точнее в следующий раз. Президента России он, например, определяет безошибочно.

Плохая идея года: закрыть Telegram

Осенью первый заместитель главы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев обратился к директору ФСБ Александру Бортникову с просьбой поспособствовать закрытию доступа россиян к Telegram. По мнению депутата, с помощью мессенджера члены запрещенного в России ИГИЛ могут координировать свои действия и вербовать сторонников. Чиновник сослался на сообщения о том, что террористы уже использовали мессенджер во время терактов в Париже. В ответ на идею Агеева отреагировал Павел Дуров, создатель мессенджера: «Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с их помощью общаются террористы». Известно, Дуров отказывается от сотрудничества с российскими спецслужбами и не намерен передавать какую-либо закрытую информацию о своих пользователях. Именно из-за этого он ушел из «ВКонтакте». А пока Telegram продолжает расти: на сегодня с помощью приложения отправляется до 12 млрд сообщений. Количество активных пользователей — 60 миллионов человек.

Сваха года: Tinder

За поледний год альтернативы этому сервису знакомств так и не нашлось, и уже 9 млрд пар «совпали». Несмотря на имидж программы исключительно для поиска любовников, многие здесь заводят дружбу по переписке, ищут партнеров для языковой практики или просто занимаются троллингом. В приложении, которое придумала три года назад группа вчерашних калифорнийских студентов, совершается 1,9 млрд свайпов в день в 196 странах. Постоянные пользователи сравнивают это с работой — ведь заглянув в Tinder всего пару раз, любовь всей своей жизни точно не найдешь. Тем временем в этом году американская Match Group, владеющая сервисом знакомств, оценена на бирже в $2,9 млрд.