В начале мая Международный союз велосипедистов рассказал, как собирается противостоять технологическому допингу. Анонс произошел через несколько месяцев после громкого скандала в велоспорте. «Афиша Daily» рассказывает о том, как спортсмены одерживают победы с помощью инженеров и новых технологий.

Велокросс

© Vivax

10 января бельгийская велосипедистка Фемке Ван ден Дрише выиграла чемпионат Бельгии по велокроссу среди женщин до 23 лет. Ближайшую преследовательницу она опередила на 19 секунд. 20 дней спустя девушка участвовала в чемпионате мира, но не закончила заезд — ее велосипед сломался. После гонки в нем нашли электрический моторчик, который прятался в раме у каретки и был связан с внешним аккумулятором. В нужный момент велосипедистка нажимала кнопку, и мотор давал вращение на педали. Двигатель не мощный (от 20 до 200 ватт) и не способный проработать долго, но в решающий момент очень даже помогал. Когда на крутом подъеме все спортсменки привстали, чтобы сильнее давить на педали, только Ван ден Дрише осталась в седле. Именно с сидящим велосипедистом моторчик работает эффективнее всего.

Слухи о технологическом допинге в велоспорте ходили с 2010 года, но поймать спортсменов на обмане ни разу не удавалось. Выявить жуликов можно было бы с помощью тепловой камеры: работающий мотор нагревает раму у педалей и при инфракрасной съемке этот участок оказался бы ярко-оранжевым. Но это крайне сложно (для этого нужно всю гонку снимать каждого спортсмена) и ненадежно (если обернуть мотор тепловым щитом, камера его не заметит).

Чем все закончилось За первый выявленный случай технологического допинга девушку дисквалифицировали на шесть лет. Карьера 19-летней спортсменки и чемпионки Европы разрушена. В Международном союзе велосипедистов начали проводить проверки магнитно-резонансным сканированием, которое видит магнитное поле мотора. Во время первого испытания этой системы был обнаружен обман Ван ден Дрише.

Плавание

© Speedo

Самый известный технологический допинг — плавательный костюм LZR Racer. После летних Олимпийских игр в Афинах 2004 года британская компания Speedo попросила NASA протестировать 60 новых материалов в аэродинамической трубе. На испытаниях пытались снизить силу трения жидкости, которая составляет 25% всего сопротивления движению в воде. После тестов ее удалось уменьшить на 6%. LZR Racer был полностью водонепроницаемым и не выпускал воздух, поэтому человек становился более плавучим. Чем большую площадь тела покрывал костюм, тем эффективнее работал, а если пловец был крупным, то получал дополнительный бонус к плавучести.

Костюм, который надевался целых 30 минут, допустили до соревнований. Результаты были потрясающими: почти все медалисты Олимпиады-2008 в Пекине выступали в LZR Racer. На Играх в этих костюмах установили 23 из 25 новых рекордов, а на чемпионате мира 2009 года в них было побито еще 43 рекорда. «Вам потребуются годы, чтобы достичь такого уровня, — говорит тренер Тери МакКивер. — Или вы можете надеть костюм на 45 минут и получить тот же результат».

Чем все закончилось После 93 рекордов в 2008–2009 годах Международная федерация плавания запретила LZR Racer. Правила соревнований дополнили: костюмы должны быть только из текстиля и без молний. К летней Олимпиаде-2012 в Лондоне LZR Racer адаптировали под новые требования, но спортсмены не показали в них настолько впечатляющих результатов.

Конькобежный спорт

© Under armour

На Олимпиаде в Сочи американские конькобежцы выступили в новых костюмах, которые разрабатывали при участии инженеров авиакосмической компании Lockheed Martin. Сначала они записали движения спортсменов на треке с помощью технологии захвата движения, потом различные модификации костюма проверялись на манекенах из стекловолокна в разных позах в аэродинамической трубе. Казалось, было предусмотрено все, даже трение ног друг о друга и расположение молнии. Но новинка оказалась бесполезна.

Чем все закончилось Американские конькобежцы провалились: из 20 комплектов медалей они взяли только одно серебро. Из-за вентиляционных отверстий на спине аэродинамика работала против спортсменов. Им пришлось буквально бороться с костюмом, который не позволял держаться низко. Шани Дэвис тогда рассказывал о лучшем старте за свою карьеру в гонке на 1000 метров. Однако финишировал он только восьмым. Костюмы признали одним из факторов провала.

Слалом

© Spider

В 1994 году американская компания Spyder создала технологичный костюм для слалома, с которым было трудно конкурировать. Из-за узких швов сопротивление воздуха падало на 40% по сравнению с другими моделями того времени. Тогда лыжница Пикабо Стрит сначала взяла серебряную медаль на Играх-1994 в Лиллехаммере, а через два года — золото и бронзу на чемпионате мира. В 1997-м Международная федерация лыжного спорта признала, что костюмы дают спортсменам существенное преимущество, и запретила их. После запрета Стрит все равно смогла завоевать золото на Играх 1998 года в Нагано.

В Ванкувере в 2010 году Spyder дебютировала с костюмами на основе дилатантной жидкости. Материал для них выглядит как тонкая пена с закрытыми порами. Ее главное свойство — твердеть при ударе, поэтому ту же технологию используют в бронежилетах. Когда спортсмен сталкивается с воротами, пена на несколько миллисекунд твердеет и гасит вибрацию. Вместе с улучшенной аэродинамикой (у костюма не было ни одного внешнего шва) спортсмен получал бонус в несколько сотых секунды. «Это Louis Vuitton среды [лыжных] костюмов», — говорил лыжник Стивен Найман.

Чем все закончилось В Ванкувере американцев ждал успех. Сборная по горным лыжам взяла восемь медалей — больше, чем любая другая национальная сборная (но уступила Германии с тремя золотыми медалями). Костюмы не были запрещены.

Бобслей

© bmwgroupdesignworks.com

В 2012 году дизайнеры из BMW начали создавать новую форму боба для американской сборной. Спортсмены выступали на конструкции 20-летней давности, и за пять олимпийских игр получили только два золота. Чтобы разобраться в вопросе, инженеры 70 раз прокатились по желобу, потом тестировали прототипы в аэродинамической трубе и сканировали тела спортсменов, чтобы создать идеальные сидения. В итоге боб из углеродного волокна получился слишком легким. Чтобы он соответствовал стандартам, на дне оставили место под 50-килограммовые свинцовые пластины (минимальный вес боба — 170 кг). Их перемещают или на нос, или в центр, или в хвост и изменяют таким образом поведение боба в желобе.

Чем все закончилось В сборной мечтали о первом с 1936 года золоте в заезде двоек среди мужчин, но в Сочи американцы взяли только три бронзы и одно серебро.

Регби

© Conterbury Ionx

Технологии помогают спортсменам не только на соревнованиях, но и между ними. В 2007 году профессор Университета Лафборо Майк Кейн заявил, что создал форму, которая поможет регбистам быстрее восстановиться после матча и тренировки. Ее волокна якобы имели отрицательное магнитное поле, стимулировали приток крови к мышцам и вывод молочной кислоты, которая образуется в них при нагрузках. По логике Кейна регбист в ионизированной форме быстрее отдохнет, раньше начнет тренироваться и лучше выступит, а его пиковая нагрузка будет на 2,7% выше, чем в среднем.

Чем все закончилось У Всемирного антидопингового агентства не оказалось претензий, поскольку не было ни одной научной публикации о том, как изменение ионных зарядов или магнитного поля влияет на результаты спортсменов. Английский клуб «Портсмут» решил испытать форму на своих спортсменах. В 2008 году он выиграл Кубок Англии по футболу, который в последний раз брал в 1939 году. Журналист The Guardian попробовал форму на себе и взбежал в ней на крутой подъем. После пробежки он почувствовал себя лучше, чем обычно.

Бэккантри

© Vapor

С 2014 года при создании профессиональных горных лыж используется легкое и прочное углеродное волокно, такое же, из которого делают кузов электромобиля BMW i3. Слои углеродных нанотрубок делают лыжи прочнее, они гасят ударные нагрузки и вибрацию, поэтому результат спортсмена становится лучше. Это важно в соревнованиях, где счет идет на сотые доли секунды.

Чем все закончилось Лыжи не запрещались, и их можно купить по цене в 1200 долларов.