Почему виртуальная реальность пока разочаровывает и что ждать от нее дальше

5 апреля 2016 в 19:52
В конце марта началась доставка гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift, а 5 апреля должны были стартовать продажи HTC Vive. Одни отзывы о девайсах полны восторгов, другие содержат некоторые нарекания. «Афиша Daily» разобралась, чем разочаровала виртуальная реальность и что ждать от нее дальше.

Что интересного есть сейчас?

В прошлом материале мы подробно разбирались, какие устройства доступны на рынке уже сегодня и поступят на рынок в ближайшее время. Если вкратце: в 2014 году в продажу поступили очки Google Cardboard, в 2015-м — Samsung Gear VR и Fibrum Pro. Эти устройства взаимодействуют исключительно со смартфонами, причем очки Samsung можно подключить только к флагманским моделям — Galaxy S7, S6 и Note 5. Функционал всех трех девайсов весьма ограничен, что, впрочем, компенсируется демократичной ценой (Google Cardboard стоят порядка 600 р., Samsung Gear VR и Fibrum Pro — около 8000 р.).

Основатель Oculus Rift Палмер Лаки лично доставляет клиенту первый проданный экземпляр шлема виртуальной реальности

В конце марта 2016 года начались поставки Oculus Rift — очков, выхода которых с нетерпением ждали фанаты виртуальной реальности. Но уже тут начались проблемы. Производитель столкнулся с нехваткой компонентов для выпуска шлемов, из-за чего вынужден был приостановить доставку. Новые сроки начала поставок Oculus Rift будут озвучены только 12 апреля. Зато в качестве компенсации обещают бесплатную доставку.

Хотя первые впечатления тех, кто уже получил свое вожделенное устройство, пока положительные, многие жалутся, что новинка уж чересчур требовательна к мощности компьютера. Графическая карта должна быть не хуже NVIDIA GTX 970, AMD 290, процессор — i5-4590 или выше, оперативки еле-еле хватает 8 Гб. Чтобы настроить очки, приходится возиться где-то около получаса. Жалуются и на количество игр: в официальном магазине на сегодня их доступно около тридцати.

5 апреля в продаже должно было появиться аналогичное устройство от компании HTC, разработанное совместно с Valve, которое получило название HTC Vive. Но, как и с Oculus Rift, отправка гаджетов в срок не произошла: возникли технические неполадки из-за банковских переводов. Многие покупатели, оформившие предварительный заказ, получили уведомления об отмене операции. Производитель HTC Vive обещает устранить проблемы и восстановить заказы, чтобы клиентам не пришлось еще раз дожидаться своей очереди.

HTC Vive также поддерживается только высокопроизводительными компьютерами с системой Windows, но имеет принципиальное отличие. В комплекте с очками идут беспроводные контроллеры, а также два маячка-датчика, считывающих положение тела, рук, ног и головы. Это позволяет более естественно взаимодействовать с виртуальным миром и активно перемещаться в пространстве (в пределах примерно 9 кв.м). В целом разработка HTC больше впечатляет, чем Oculus Rift, однако и стоит она дороже ($799), но передвигаться в ней мешают провода, прикрепленные к голове, многие игры также не закончены, и вряд ли к запуску продаж их окажется более 30 наименований.

Почему виртуальная реальность пока мало кому интересна

Сейчас девайсы виртуальной реальности рассчитаны в первую очередь на хардкорных геймеров, что неудивительно: игровая индустрия способна наиболее ярко раскрыть возможности новой технологии и привлечь внимание потенциальных покупателей. Сегодня виртуальная реальность далека от того, чтобы стать мейнстримом: новые устройства слишком дороги для среднего пользователя, игр мало и они сырые. Человеку, не интересующемуся игровой индустрией, пока просто незачем тратить деньги на это.

Тем не менее технология имеет перспективы. Так, по оценке Goldman Sachs, к 2025 году индустрия виртуальной и дополненной реальности будет стоить около $80 млрд — столько же, сколько сейчас приходится на рынок ноутбуков и персональных компьютеров. В большое будущее виртуальной реальности верит и Марк Цукерберг: Facebook приобрел Oculus за $2 млрд и активно инвестирует в Samsung Gear VR.

Как технология будет развиваться дальше

Проморолик сервиса Altspace VR

На игровой индустрии разработчики останавливаться не собираются. Например, для Samsung Gear VR уже есть приложение Netflix. Вероятно, скоро смотреть сериалы с полным погружением можно будет и на других устройствах.

Учитывая популярность соцсетей, по-настоящему массовой технология станет, когда популярность наберут приложения для общения в виртуальной реальности. Подобные сервисы существуют и сейчас, среди них Altspace VR, vTime, VRChat. Наибольшее внимание привлекает Altspace VR — своеобразный чат, который позволяет встречаться и разговаривать с незнакомцами в виртуальном пространстве. Пользователь может выбрать облик своего персонажа, зайти в одну из виртуальных комнат, предлагаемых системой, и пообщаться с другими персонажами, находящимися внутри. Пока, однако, виртуальные чаты не очень интересны — количество их пользователей весьма невелико, так что найти подходящего собеседника вряд ли получится. К тому же персонажи выглядят несколько странно — они, как и само виртуальное пространство чата, явно нуждаются в доработке.

По словам Цукерберга, будущее социальных платформ за виртуальной реальностью. Возможно, скоро люди, вместо того чтобы общаться в мессенджерах и видеочатах, смогут транслировать друг другу трехмерную окружающую обстановку. До этого, правда, еще есть время: необходимо создание соответствующих программ и удешевление производства устройств виртуальной реальности, которое сделает их доступными для широкого круга пользователей. Также необходимо более совершенное беспроводное соединение с интернетом — некоторые эксперты видят спасение в грядущем стандарте 5G.

Как виртуальная реальность изменит мир

Демонстрация секс-костюма, разработанного в Японии

Виртуальная реальность способна трансформировать нашу жизнь так же сильно, как это сделали персональные компьютеры, интернет и смартфоны. Технология позволит путешествовать, посещать музеи, выставки и концерты, не выходя из дома. Образовательные проекты лучших университетов станут доступными для пользователей по всему миру, виртуальная реальность значительно расширит возможности эдьютейнмента. Многие сейчас переходят на удаленную работу, в будущем таких людей станет еще больше — встречаться с коллегами и обсуждать проекты можно будет в виртуальном офисе. Открываются огромные перспективы для медицины — как для обучения студентов, так и для лечения аутизма, реабилитации тяжелых пациентов и многого другого. Очевидно, что свое применение технология найдет и в секс-индустрии.

Правда, пока неясно, как именно новая технология будет монетизирована. Определенно, разработчики будут зарабатывать на рекламе, включая продакт-плейсмент, но непонятно, в какой степени она будет присутствовать в виртуальном мире. С приходом эры виртуальной реальности количество пользовательских данных, к которым имеют доступ поисковики и социальные сети, резко увеличится, что в очередной раз заставляет задуматься об обеспечении защиты данных. Как бы то ни было, наступление эпохи виртуальной реальности — только вопрос времени, а именно 10–15 лет.