«Жизнь может измениться внезапно»: как врач на пенсии стал рисовать для Хаски и Пелевина

Интервью:
Анна Шабашова
Автор идеи:
Яна Циноева
25 мая 2023 в 12:55
Фото из личного архива
Алексей Клепнёв 35 лет проработал офтальмологом во Владикавказе, а выйдя на пенсию, решил рисовать. Неожиданно к нему пришла слава, и теперь он создает обложки для альбомов Хаски и книг Виктора Пелевина и проводит собственные выставки. «Афиша Daily» поговорила с ним об истории успеха и творческом пути.
Алексей Клепнёв

«Я живу во Владикавказе, столице Северной Осетии — Алании, расположенной у подножия красивейших гор Большого Кавказского хребта. Детство мое протекало традиционно для жителя небольшого города шестидесятых годов: детский сад, школа… Рисовать начал довольно рано, еще до школы. Использовал то, что тогда было доступно: цветные карандаши и акварель. Оценить «творчество» тех лет мне не хватит объективности, но точно помню, что художником становиться я тогда не собирался. Так что я не ходил в художественную школу, и никакого художественного образования у меня до сих пор нет. Но искусство меня поражало.

Моя любовь к нему началась неожиданно — с рок-музыки шестидесятых-семидесятых годов. Думаю, она оказала влияние не только на мое подростковое сознание, но и на целое поколение. Я был поражен, когда впервые увидел обложки музыкальных альбомов: оказывается, и так можно! Визуальные образы, которые возникали в голове, резко отличались от той традиционной жанровой классики, которую я знал. Это были совсем не те классические пейзажи, портреты и натюрморты, к которым я привык.

Особое впечатление на меня произвели великолепные обложки, созданные Роджером Дином для групп Atomic Rooster, Yes, Uriah Heep и Asia и репродукции картин Иеронима Босха на обложках винила.

Примерно в то же время я открыл для себя Сальвадора Дали и Рене Магритта и стал активнее знакомиться с искусством. Очень хорошо помню огромное впечатление, которое на меня произвело творчество великих русских художников: Федора Толстого, Ивана Шишкина, Федора Васильева, Архипа Куинджи. А затем было потрясение от гравюр Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего, книжной графики невероятного Гюстава Доре. Даже спустя годы творчество этих великих мастеров остается для меня неизменным источником вдохновения.

Я знал, что стану врачом, уже в детстве — в моей семье и ближайшем окружении было много докторов, к тому же не последнюю роль в моем выборе сыграл ореол почета и значимости у этой профессии. О рисовании как о карьерном пути тогда не думалось. Учась в медицинском институте, я увлекался музыкой, играл в любительских группах — было не до того. Сложно сказать, отразилось ли как‑то медицинское образование на моем дальнейшем творчестве, но думаю, что, возможно, отсутствие человеческих персонажей на подавляющем большинстве моих картинок связано именно с тем, что их было слишком много в повседневной жизни — на работе (смеется).

О возвращении к рисованию

Тридцать пять лет я проработал врачом-офтальмологом. Про свое детское увлечение рисованием я вспомнил около десяти лет назад, когда стали появляться признаки профессионального выгорания. Неожиданно я заметил, что простые зарисовки в блокноте в перерывах на работе, а затем и дома, благоприятно влияют на мое самочувствие и настроение. Так что после заслуженного выхода на пенсию выбор дальнейшей деятельности стал для меня очевидным.

Матрица 5, 2019. Крафт, черный линер.

Техника, которую я предпочитаю в данный момент, — это графика: тушь, перо, графит, уголь и их сочетания. Мне сложно самому охарактеризовать свой творческий стиль. По жанру он ближе к сюрреализму. Искусствовед Оксана Санжарова говорит, что в нем достаточно много перекличек с искусством позднего Средневековья, раннего Возрождения, с книжной миниатюрой того времени, с немецкой гравюрой, а еще с японскими стилями, сюрреализмом, искусством тридцатых годов и татуировками.

В рисовании вообще мне нравится свобода и уверенность в обращении с любыми, иногда неожиданными материалами, которая помогает выразить мысли и эмоции автора. Одним словом, чтобы зритель и особенно эксперт, смотрел и думал: «Как же он это сделал?»

Я начал рисовать для удовольствия и выкладывать изображения в сети. Решение заниматься творчеством профессионально пришло в 2011 году, после того как московский ресторан White Rabbit приобрел у меня одну из выложенных в интернет работ. Я стал создавать альтернативные обложки для книг и музыкальных альбомов, а дальше посыпались заказы. Все заказчики выходили на меня сами, увидев мои рисунки в сети.

В 2016 году я нарисовал свою первую обложку для винила — это был альбом «Udacha 13» исполнителя Gamayun. В 2018 год выпустил обложку для сингла Хаски «Иуда». А в 2020 году ко мне обратился Азамат Кудзаев, также известный под псевдонимом Miyagi, с просьбой сделать арт для обложки пятого студийного альбома Miyagi & Andy Panda «Yamakasi». Основой для изображения стали образы, навеянные треком «Там ревели горы». Очень близкая мне тема, так как я вырос в горах.

Обложка для сингла Хаски «Иуда»

В том же году я начал работу над обложками к романам Виктора Пелевина из серии «Собрание сочинений. Виктор Пелевин» для издательства «Эксмо». Началось это сотрудничество, как мне кажется, довольно необычно. Я решил прочитать романы Пелевина в порядке их хронологического написания, начиная с «Омон Ра». По горячим следам я стал рисовать образы, возникающие в воображении при прочтении и создал альтернативные обложки для несуществующих в то время изданий, своеобразный фан-арт. Я выложил результат в сеть, и его заметили! В итоге я выпустил обложки для книжной серии по заказу издательства. В том же году вместе с писательницей Глорией Му я начал работать над иллюстрациями к ее фэнтези-трилогии «Игра в Джарт», которая вышла в свет в 2022 году.

О первой выставке и планах на будущее

В начале марта этого года в галерее Jart в Москве состоялась моя первая выставка. Когда я заканчивал работу над изданием книги Глории Му, галерея предложила мне организовать выставку, где будут выставлены оригиналы иллюстраций к произведению, а также несколько работ, не относящихся к главной теме выставки и выполненных в другой технике. Я очень благодарен всем, кто помогал подготовить выставку: сотрудникам галереи, куратору Оксане Санжаровой, чьи лекции по истории изобразительного искусства я с интересом слушаю, и, конечно же, моему сыну и двум дочерям, которые с первых дней и до самого закрытия выставки активно помогали в организации и освещении и всячески меня поддерживали. Мне оставалось лишь привезти работы, высказать некоторые пожелания по оформлению и расположению и предложить музыкальное сопровождение.

Когда я впервые увидел свои картины в экспозиции галереи, я, конечно же, испытал эмоции, которые трудно передать словами: это и приятное волнение, и удовлетворение от проделанной работы, и одновременно желание сделать что‑то новое, более интересное. До выставки казалось, что мне интересна только иллюстрация, дизайн обложек. Но увидев свои работы со стороны как объекты искусства, я заинтересовался выставочными форматами, если можно так выразиться. Захотелось заняться живописью, графикой, смешанными техниками и создавать арт, не связанный с иллюстрацией и дизайном.

Сейчас я изучаю новые техники и их сочетания, осваиваю не свойственные мне ранее форматы. Из планов на будущее — новые выставки и, возможно, создание обложек для альбомов известных музыкантов. Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы все-таки ничего не хотел бы изменить. Я любил свою профессию, приносил пользу на своем месте, смог создать семью, стать отцом троих замечательных детей.

Мой совет начинающим художникам — учиться, много работать, уметь находить вдохновение буквально во всех проявлениях окружающего мира, от черного до белого, не стесняться спрашивать совета у более опытных и взрослых. Главное — помнить, что в любой момент твой жизненный путь может стать другим, и все может измениться к лучшему».
Расскажите друзьям