Третий сезон «Мир! Дружба! Жвачка!» и другие русские сериалы, которые мы ждем в 2023 году

1 мая 2023 в 15:05
Фото: Premier
На 45-м ММКФ показали начало третьего сезона сериального хита «Мир! Дружба! Жвачка!» про подростков 1990-х. Рассказываем, каким оно получилось, сравниваем его с «14+: Продолжение» — еще одной подростковой драмой, показанной на фестивале, и советуем другие сериальные новинки из программы «Первая серия».

Летом 1996 года вся Россия встанет перед выбором: либо вернуться в коммунистическое прошлое и проголосовать за Зюганова, либо перебороть ностальгию, устремить свой взор в будущее и скрепя сердце отдать свой голос за Ельцина. Есть, впрочем, и третий вариант, о котором вспоминают в сериале, — Явлинский, но его, кажется, никто не рассматривает всерьез, уж больно далеко это «яблочко» укатилось от электората. Тем временем Санька Рябинин (Егор Губарев) и его закадычные друзья Вовка (Егор Абрамов) и Илья (Федор Рощин) заканчивают школу. Вовка уже работает на заводе, потому что ему надо кормить молодую семью: жену (Полина Гухман) и маленького сына. А Санька торгует видео- и аудиокассетами в ларьке (да, «братство крыши»Изначальное название сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»., которое во втором сезоне превратилось в «братство гаража», в третьем стало «братством ларька»), расстался с Женей (Валентина Ляпина) и многозначительно засматривается на симпатичную неформалку Ксюху (Александра Хромова), с которой у него общие музыкальные вкусы: обоим нравится Дэвид Боуи и группа Fugazi.

Также пока мама Саньки (Ксения Каталымова) сидит за решеткой по делу о финансовой пирамиде (напомним, что ее жестко подставили), из тюрьмы выходит его дядя Алик (Юрий Борисов), про которого все сначала думали, что он погиб в конце первого, а затем и в финале второго сезона. Неубиваемость афганского ветерана Алика уже реально превратилась в мем «Я жил в девяностые, но, несмотря ни на что, выжил». С другой стороны, авторов сериала нельзя обвинить в читерстве. В начале третьего сезона они, в отличие от шоураннеров третьего сезона «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем, объяснят, как именно один из главных героев «МДЖ» уцелел. И хотя объяснение выглядит несколько натянутым, кто всерьез будет против того, чтобы Юрий Борисов вернулся в сериал? То-то и оно.

К слову, в третьем сезоне стоит ожидать не только возвращения старых, но и появления новых героев. О Ксюхе, которая так похожа на Макс из «Очень странных дел» (американского побратима «Мир! Дружба! Жвачка», только про 1980-е), мы уже сказали. Еще стоит упомянуть ее гиперопекающего отца-мента (Виктор Сухоруков), тренера Алика (Юрий Кузнецов) и жену одного из членов его «афганской банды» (Варвара Шмыкова, которая уже снималась вместе с Борисовым в «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова). Надо полагать, все они сыграют не последнюю роль в сюжете, как и выборы 1996 года, которые выступают для героев смысловым водоразделом между прошлым и будущим, юношеством и взрослой жизнью, неспроста же третий сезон носит слоган «Последнее лето детства». Как и «Stranger Things», «МДЖ» заступают за территорию, где зло кроется не в демогорганах или грузинской мафии, а в том, что уже не сыграешь с друзьями в настолку Dungeons & Dragons или восьмибитную игру на приставке.

Взросление, кстати, стало ключевой темой не только третьего сезона «МДЖ», но и сиквела культовой подростковой драмы «14+», который тоже показали на ММКФ-2023. При этом фильм и сериал объединяет не только одинаковая тематика, но и актриса Полина Гухман. Только если в «МДЖ» она играет сварливую жену Вовки, то в «14+: Продолжение» Андрея Зайцева — новую пассию Глеба Калюжного. И хотя он по сюжету и расстался с героиней Ульяны Васькович, та все равно приходит ему в кошмарах в виде сварливой жены с маленьким ребенком на руках. Эта ситуативная перекличка со сварливой женой и Гухман выглядела бы смешно, если бы веселый ровно до середины сиквел «14+» не смотрелся настолько ужасно.

Пока авторы «МДЖ» без громкого пафоса снимают кино про свое детство и у них в итоге получается портрет поколения 1990-х, Зайцев вознамерился поставить амбициозный (в духе «Курьера» и «Я шагаю по Москве») портрет поколения 2020-х — и с грохотом провалился. Оказалось, что недостаточно провести ресерч во «ВКонтакте», как было в случае с первой частью «14+», чтобы ухватить дух времени. Зайцев снял кино не о зумерах, а свою фантазию о зумерах. Превратил героиню Гухман в оживший троп manic pixie dream girl (хотя справедливости ради надо заметить, что Ксюха в «МДЖ» тоже в него вписывается), а лав-стори — в рекламу военного призыва (не ведитесь на постер, который продает фильм как романтическую драму, а Васькович как одну из главных героинь!).

Герой Калюжного решает идти в армию, и никто не может отговорить его от этого решения. Сиквел идет два с лишним часа, и последние 45 минут это его долгие проводы на службу. На финальных титрах звучит песня «Комбат» группы «Любэ», а поскольку Калюжный идет служить с двумя друзьями и оказывается на понятно каком фронте, очевидно, что третья часть «14+» будет уже ремарковским романом воспитания в духе «На западном фронте без перемен». Пока же Калюжный не знает, как сказать обеспокоенной маме (Ольга Озоллапиня), что он собирается в армию (патриархальный аргумент «не служил — не мужик» в ее случае не работает), авторы «МДЖ» исследуют посттравматическое стрессовое расстройство и душевную травму Алика. И редко когда в отечественном кино (кроме, пожалуй, «Ноги» Никиты Тягунова и «Афганского излома» Владимира Бортко) можно было обнаружить такой внимательный и участливый взгляд в сторону ветеранов афганской войны, очередного потерянного поколения.

Иными словами, авторы «МДЖ» не только превосходят Зайцева в драматургическом департаменте, но и, что важно, в гуманистическом. Нет сейчас более неуместного кино, чем «14+: Продолжение», и более уместного, чем третий сезон «МДЖ». Пока один перочинным ножиком ковыряется в ране, другой пытается ее залечить: не случайно первое слово в название «МДЖ» — это «мир». Вот такие странные дела.

Смотреть

на Premier (с 4 мая)

«14+: Продолжение» выйдет в российский прокат 11 мая.

Какие еще сериалы показали в программе «Первая серия»?
«РАЙцентр» (на Ivi с 23 июня)

В 1994-м (то есть за два года до событий третьего сезона «МДЖ») над поселком Вармалей пролетает метеорит, а спустя 20 лет (то есть почти тогда же, когда над Челябинском грохнуло еще одно небесное тело) там собираются выпускники местной школы. Довольно быстро история с метеоритом всплывает из реки, а бывшие одноклассники, так называемые ксениалы (поколение между иксерами и миллениалами), начинают выяснять отношения и вспоминать прошлое. «РАЙцентр» — режиссерский дебют Данилы Чащина и оператора Эдуарда Мошковича («Территория», «Хэдшот») по сценарию Ирины Пивоваровой («Склифосовский», «Доктор Преображенский») — настоящая бомба. Это мультижанровое кино, в котором сайфай-хоррор, наподобие «В лесу сегодня не до сна», сходится в огненном экстазе со слешером про «поворот не туда», а комедийный детектив в духе «Ужина с убийством» — с социальной сатирой на российских реднеков (не забыта и отечественная литературная классика — в частности, гоголевский «Ревизор»). Кристина Асмус в невероятном парике играет, по сути, Наташу Лионн из «Покерфейса», а наш любимец Игорь Грабузов — Джеффри Комбса из «Страшил» Питера Джексона (хотя нечто подобное он уже делал в «1703»). Захватывающий сценарий, более чем компетентная режиссура — ждем продолжения!

«Ухожу красиво!» (на Wink с 20 июня)

У разведенного и глубоко пьющего оперуполномоченного Бориса Фадеева (артист Яглыч, ранее известный как Владимир Яглыч) обнаруживают наследственную онкологию. Полицейский решает уйти красиво (а заодно обеспечить родным, бывшей жене и маленькой дочке безбедную пенсию), поэтому на каждом новом задании рискует жизнью. Только вот незадача: из любой смертельной перепалки он выходит сухим из воды — его не берут ни пули, ни огонь. Комедийный боевик Михаила Полякова (режиссера второго сезона «Секретов семейной жизни» и свежего сиквела «О чем говорят мужчины») сшит по знакомым девяностническим лекалам, на которых, очевидно, росли сценаристы этого шоу. Копа на грани смерти, готового на все ради страховки, мы уже видели в «Коротком времени», а пропадающего на работе отца, который забывает про своего ребенка, кажется, во всех фильмах 1980–1990-х годов. Но «Ухожу красиво!» сшит так умело, что не превращается в чудовище Франкенштейна (а вот герой Яглыча с бодуна на него очень смахивает). В общем, дадим шанс этому, быть может, не самому оригинальному, но довольно смешному сериалу.

«Кошка» (на Start с 25 мая)

В городе пропадают дети, а следователь Сергей Седов (Анатолий Белый), несмотря на то что у него самого есть маленькая дочка, закрывает на это глаза. Тогда его принципиальная коллега Оксана Кошкина по прозвищу Кошка (Анастасия Тодореску) решает взяться за расследование дела. Вскоре оно будит глубоко зарытую в ее душе травму, связанную с отцом. Будь «Кошка» вьетнамским боевиком, она непременно была бы сиквелом «Магнума 578», который показали в другой программе ММКФ — «Дикие ночи». Там безутешный отец-дальнобойщик вставал на путь мести, после того как его маленькую дочку похищала мафия, торгующая детьми (судя по «Фурии», распространенная во Вьетнаме проблема). Однако «Кошка» не похожа на восточный экшн, несмотря на то что ее снял режиссер азиатского по духу сурвайвал-сериала «Игра на выживание» Карен Оганесян. А похожа она на типичную продукцию телеканала НТВ, только чутка подороже. Герои то с умным, то с тревожным видом ходят по различным локациям, общаются клишированными диалогами, а весь экшн в первой серии умещается в сцену погони в трамвайном депо. Не густо.

«Спасти единственного сына» (на Kion с 12 мая)

Если на ММКФ Ольга Озоллапиня дважды сыграла заботливую маму (в «Аде» и «14+: Продолжение»), то Алексей Серебряков — непутевого папашу. Сначала в «Единице Монтевидео», где его герой, онемевший в тюрьме врач, пытался установить контакт с беременной дочерью после выхода на свободу. А затем в сериале «Спасти единственного сына», где к его герою (тоже врачу) за помощью обращается давняя возлюбленная (Анна Ардова), которая говорит, что их отпрыска (Валерий Степанов из «Море волнуется раз») похитили в Греции. Точнее не просто похитили, а попытались завербовать в одну запрещенную террористическую организацию, спутав с другим человеком. Есть «папино кино», а это очень «мамино кино», место которому не на стриминге, а на канале «Домашний». Здесь, чтобы стать настоящим детективом, достаточно иметь планшетник, а о боевых искусствах авторы сериала, кажется, знают не больше зрителей. Вдвойне обидно, что «Сына» поставил замечательный режиссер Николай Хомерики, который, когда не снимает чуткое авторское кино («Сказка про темноту», «Сердца бумеранг»), снимает коммерческую халтуру («Тайны города Эн», «Селфи»). Впрочем, у него есть одно несомненное достоинство: Хомерики хорошо чувствует женщин и женскую аудиторию, которая смотрит такие сериалы в фоновом режиме по телевизору. Но будет ли она смотреть их фоном на стриминге? Скоро узнаем.

Расскажите друзьям