Как авторка детективов Энн Перри скрывала, что сама совершила жестокое убийство

14 апреля 2023 в 21:43
Фото: San Francisco Chronicle/Hearst Newspapers/Getty Images
13 апреля в возрасте 84 лет скончалась писательница Энн Перри — авторка более 50 исторических детективов. Свою карьеру она начала после того, как провела пять лет в тюрьме за убийство матери подруги. «Афиша Daily» вспоминает ее историю и рассказывает, как писательница хранила свой секрет и как реальное преступление повлияло на ее творчество.

Джульет Мэрион Хьюм, позже известная как Энн Перри, родилась 28 октября 1938 года в Лондоне в семье физика и брачной консультантки. К шести годам у нее развился туберкулез, поэтому спустя пару лет, после окончания Второй мировой войны, девочку отправили жить к приемной семье на Багамские острова, чтобы восстановить здоровье.

В 13 лет Джульет воссоединилась с семьей, и вместе они переехали в город Крайстчерч в Новой Зеландии, куда ее отца пригласили на должность ректора Университетского колледжа Кентербери. В то же время Джульет начала посещать старшую школу Крайстчерча для девочек, где познакомилась с Полин Паркер. Девушки стали много времени проводить вместе: придумывали волшебные миры в духе Средневековья, восхищались знаменитостями, например оперным певцом Марио Ланца, и мечтали стать великими писательницами.

Однако, когда Джульет было 15 лет, ее родители решили развестись. Отец лишился работы, поэтому возвращался в Англию, а девушку собирались отправить к родственникам в Южную Африку. Новость так сильно шокировала подруг, что мать Джульет даже предложила Полин присоединиться к ее дочери. Но шансов, что мать Полин отпустит ее в такое дальнее путешествие, почти не было. Тогда девушки нашли выход — убить родительницу.

«Казалось, что лучшего решения просто нет, — вспоминала позже Энн Перри. — [Полин] говорила, что, если я уеду, она покончит с собой. И я ей поверила».

22 июня 1954 года девушки встретились с Онорой Паркер в парке Виктории. Когда та наклонилась рассмотреть красивый камень, который специально подложили на дорогу, подруги забили ее до смерти половиной кирпича, завернутой в чулок. Девушки рассчитывали, что одного удара будет достаточно, но ошиблись: на теле погибшей нашли более 45 повреждений.

Дело подростков-убийц из благополучных семей стало сенсацией. Так как подсудимые были несовершеннолетними, они не имели права выступать в суде и не могли рассказать свою версию событий. В итоге участники процесса сместили фокус дела на тесную связь девушек и их фантазии. Кроме того, в суде зачитывали дневниковые записи Полин, из‑за которых подозрения и пали на подруг. В них она рассказывала, как они вместе планировали преступление: «Обсуждали наши планы по убийству матери, многое пришлось уточнить. Как ни странно, меня не мучает совесть (или странно то, что мы такие сумасшедшие?)».

Джульет Хьюм и Полин Паркер — реальное фото и воссозданное на съемках фильма «Небесные создания»

За день до убийства Полин оставила такую запись: «Позвонила Дебора (так девушка называла в дневнике свою подругу. — Прим. ред.), мы решили использовать кирпич в чулке, а не кулек с песком. Обсудили убийство полностью. Волнуюсь так, будто планирую вечеринку-сюрприз. Так что в следующий раз, когда я напишу в дневнике, мать будет мертва. Так дико, но так приятно».

Обеих девушек признали виновными и приговорили к пяти годам тюрьмы. Их развезли по разным учреждениям и обязалиСуществование этого условия опровергает министерка юстиции Саманта Барнетт в книге Грэма Паркера «Невероятно умно: Паркер, Хьюм и убийство, которое шокировало мир». больше никогда не встречаться. Если бы они ослушались, то вернулись бы за решетку навсегда. Позже Перри признавалась, что, несмотря на тяжелые условия жизни, тюрьма — «лучшее, что с ней случалось». «Именно там я упала на колени и раскаялась», — говорила она.

В 1959 году Хьюм вышла из тюрьмы, сменила имя на Энн, взяла фамилию отчима Перри и уехала из Новой Зеландии.

Детские мечты сбываются

После освобождения девушка около 20 лет работала в ретейле, на канцелярской работе, а также бортпроводницей, диспетчером лимузинов и страховщиком. И лишь потом решила осуществить детскую мечту и попробовать себя в писательстве. Ее первый роман «Призрак с Кейтер-стрит» вышел в 1979 году. С тех пор Перри выпустила более 50 романов в жанре исторического детектива, в том числе серии, посвященные полицейскому Томасу Питту из Лондона Викторианской эпохи и детективу Уилльяму Монку. В 2019 году она начала серию романов про женщину-детектива Елену Стэндиш. Кроме того, Перри посвятила пять книг эпохе Первой мировой войны, написала четыре янг-эдалт-романа и множество коротких рассказов.

Обложка романа Энн Перри «Реквием в Брансвик-гарденс»

За свою жизнь писательница продала более 26 млн копий романов. В 1998 году лондонская The Times внесла ее в список 100 величайших авторов детективов XX века вместе с Агатой Кристи и Артуром Конаном Дойлом.

По словам самой Перри, в своих романах она предпочитала смещать фокус с самого расследования на то, какое давление оно оказывает на вовлеченных в него людей, как влияет на их взаимоотношения. «Для меня крайне важно исследовать мораль, — добавляла она. — Мне интересно, как люди поведут себя, когда окажутся в подобных обстоятельствах и столкнутся с внутренними конфликтами, которые проверят их на прочность».

В 2007 году шотландский писатель Иэн РэнкинАвтор цикла романов об инспекторе эдинбургской полиции Джоне Ребусе спросил Перри в интервью: «Не кажется ли вам ироничным то, что с вашим бэкграундом вы зарабатываете написанием детективных романов?» На что писательница ответила: «На самом деле я просто хочу писать книги, а преступление — хорошая завязка».

Без права голоса

Строя карьеру писательницы, Перри не стремилась раскрывать свое криминальное прошлое. Возможно, мир бы никогда не узнал ее настоящее имя, если бы в 1994 году новозеландский режиссер Питер Джексон не решил снять по мотивам истории фильм «Небесные создания». По сюжету героини Кейт Уинслет и Мелани Лински сближаются, а затем решают убить мать последней.

О выходе фильма писательница узнала от своего агента. Он же сообщил ей: в связи с премьерой новозеландский журналист опубликовал материал, в котором установил, что Джульет сменила имя на Энн Перри. «Все, чего я добилась в качестве достойного члена общества, оказалось под угрозой. И в очередной раз историю моей жизни интерпретировал кто‑то другой, — вспоминает свою реакцию писательница в интервью The Guardian в 2003 году. — Так было в суде, когда я была несовершеннолетней: мне не дали слова, и оставалось лишь слушать ложь из чужих уст. И теперь это произошло в фильме. Никто даже не пытался поговорить со мной. Я ничего не знала о нем до самой премьеры. А потом думала лишь о том, что теперь моя жизнь рухнет».

Одним из грубейших домыслов как сценаристов, так и участников процесса, по мнению Перри, было предположение о том, что между ней и Полин были сексуальные отношения. Намек на романтику между героинями был так очевиден, что The NYT назвала свою рецензию на фильм «Фантазии и любовь, которые привели к убийству».

Кадр из фильма «Небесные создания»

В то же время журналистка Клэр Мэби, которая изучила материалы дела и стенографии заседаний, отмечает, что «лесбийский нарратив» зародился во время разбирательства, в котором участвовали лишь мужчины. «Высказывания прокурора, защиты и судьи были полны мизогинии и гомофобии, — пишет она. — Прокурор говорил, что убийство было „жестоко спланировано и преднамеренно совершено двумя очень умными девушками с грязными помыслами. <…> Дома у доктора Хьюма они изливали душу в писанину, которую называли романами, проводили много времени в одной постели и планировали дальнейшую совместную жизнь“».

А психиатр, который обследовал девушек, сформулировал свои выводы так: «Есть доказательства того, что они вместе принимали ванну и часто разговаривали на сексуальные темы. Эти отношения нездоровые сами по себе, но, что более важно, они препятствуют развитию взрослых отношений. Я имею в виду формирование привязанности к людям противоположного пола. Гомосексуальность часто приводит к паранойе. Когда я впервые увидел двух девушек, понял, что они попытаются прикинуться сумасшедшими».

Энн Перри так никогда и не вышла замуж. По словам ее друзей, ей было тяжело строить отношения из‑за трагичного прошлого, которое она пыталась держать в тайне. Последние годы жизни писательница провела в доме на севере Шотландии. Документальный фильм «Интерьеры» изображает ее как пожилую женщину с красными волосами и в очках, которая от руки пишет романы. Ее круг общения состоял из секретаря, который перепечатывал манускрипты; брата, ушедшего на пенсию врача, помогавшего Перри с поиском данных; лучшей подруги, живущей по соседству, муж которой работал у писательницы водителем, и собаки по кличке Снут.

«В каком‑то смысле дело же не в осуждении, — говорит она в фильме. — Я сделала столько‑то хорошего и столько‑то плохого. Что важнее? В конечном счете дело в том, кто я. Я человек, которому можно доверять? Я сострадательная, учтивая, терпеливая и сильная? <…> Если вы сейчас такой человек — даже если вы сделали что‑то плохое в прошлом, — вы, очевидно, изменились. <…> Важно лишь то, кем вы стали к моменту, когда ваше время подошло к концу».

Расскажите друзьям