Как помочь старшекласснику выбрать профессию? Рассказывают эксперты

21 февраля 2023 в 13:20
Фото: PhotoAlto/Frederic Cirou/Getty Images
Что такое карьерная грамотность и почему она особенно важна для подростков? Всем ли нужно учиться в 10–11-х классах? И как понять, что делать после школы, если у ребенка нет явно выраженного интереса ни к какой карьере? Мы задали эти вопросы экспертам платформы профориентации подростков «Профилум».

Карьерная грамотность — это способность человека использовать знания, умения и навыки для сознательного выбора профессии и успешного построения карьеры. Эти навыки важны всем, кто находится на рынке труда. Но особенно сильно карьерная грамотность нужна подросткам: ведь им только предстоит выбрать сферу, в которой будет интересно работать, и подобрать оптимальный вариант образования. А сделать это без понимания, как устроены современные профессии и как найти среди них свою, практически невозможно.

Именно поэтому внеурочные программы по развитию карьерной грамотности становятся все популярнее в государственных и частных школах.

Ирина Савицкая

руководитель отдела разработки контента в «Профилуме»

Как показывают исследования, к 8–9-му классу большинство школьников очень слабо ориентируются в карьерных возможностях и в среднем могут назвать всего 10 профессий. При этом им уже нужно определиться — идти в колледж или техникум или продолжить обучение в школе и затем поступать в вуз. Чтобы принять это решение осмысленно, необходимо понимать, в каком профессиональном направлении развиваться и какое образование понадобится. Этот выбор во многом определяет взрослую жизнь на много лет вперед. Но его сложно сделать сознательно без представления о разнообразии профессий и возможных карьерных траекториях.

Поэтому карьерная грамотность — важный навык для подростков. Сегодня существуют проекты, которые помогают формировать насмотренность в профессиях, проходить профессиональные пробы. Один из них — государственная онлайн-программа профориентации «Билет в будущее». Однако полноценное изучение карьерной грамотности требует регулярности и системного подхода, при этом должно быть доступно максимальному количеству детей.

С учетом этих предпосылок был разработан курс карьерной грамотности для школ. Его проходят ученики 8–9-х классов в рамках внеурочной деятельности. За год они посещают 34 занятия, которые включают в том числе деловые игры, разработку собственных проектов, работу в группах, викторины и другие вовлекающие форматы. Обучение проходит в гибридном формате — онлайн + офлайн. За время курса подростки изучают особенности более 400 профессий и 28 отраслей. Рынок труда разнообразен и постоянно меняется, и у школьников есть возможность узнать всю актуальную информацию о профессиях на цифровой платформе. Школьники учатся подбирать профессии и отрасли, основываясь на своих способностях и интересах, проходят подробную профдиагностику на платформе и получают рекомендации о подходящих профессиях. К концу курса молодые люди уже вполне уверенно могут выбрать подходящие профессиональные направления, в которых смогут максимально реализовать свой потенциал.

Всем ли нужен вуз сразу после школы?

Виталий Алтухов

директор по разработке и исследованиям компании «Профилум»

По данным Минпросвещения РФ, сегодня 60% выпускников 9-х классов и 30% выпускников 11-х классов выбирают программы среднего профессионального образования. В России насчитывается более 3600 профессиональных лицеев и колледжей, в которых учатся около 3,3 млн студентов. Для сравнения: в вузах на начало прошлого учебного года обучалось около 4,22 млн студентов.

Выбор в пользу высшего или среднеспециального образования зависит от целей. Так, у высшего образования есть ряд очевидных преимуществ. Больше времени на выбор вуза и подготовку к поступлению, выше экономическая отдача от образования, более разнообразный круг специальностей в целом. С точки зрения долгосрочных инвестиций такой выбор может быть более перспективным. Но есть и свои минусы. Финансовая отдача от полученного образования начнется гораздо позже, чем в случае среднего профессионального образования. А если работать не по специальности, то есть риск вообще в целом не окупить все затраченные финансовые и временные вложения.

После колледжа или техникума можно гораздо быстрее выйти на рынок труда, чем после вуза.

В среднем срок обучения в два раза быстрее, и стоимость такого образования существенно ниже. При этом востребованных специальностей, которые можно получить в среднеспециальных учебных заведениях, не меньше. Так что выбор такого образования — хороший вариант для тех, кто хочет поскорее начать работать. К тому же такие образовательные заведения уже ориентированы на потребности рынка труда, поэтому сразу есть понимание, где работать после обучения. Значимый для многих плюс — не нужно сдавать ЕГЭ, зато после обучения можно поступить в вуз. И этим «транзитным» путем пользуются около 20% семей.

Высшее образование необходимо тем, кто хочет строить карьеру или развиваться в той области, где не обойтись без академической базы. Но, как уже было сказано, такое обучение требует больше инвестиций и подразумевает более долгосрочную отдачу. Если же интересы подростка лежат в более прикладной плоскости или семья не готова вкладывать большие средства в образование, то лучше выбрать среднее профессиональное образование. Есть множество актуальных и востребованных специальностей, которые можно получить в колледже и после этого быстро трудоустроиться. К тому же сохраняется возможность комбинированного пути: сначала получить среднее профессиональное, а затем высшее.

Как помочь детям найти интересную для них самих область образования и мотивировать на развитие в ней?

Евгений Лурье

директор по продукту в «Профилуме»

В возрасте 13–14 лет важно дать ребенку возможность попробовать себя в разных областях. Отмечайте, чем он занимается в свободное время, что смотрит. Даже если какой‑то из интересов ребенка кажется вам поверхностным, не осуждайте, а лучше попробуйте понять, что именно его цепляет. Например, он может увлекаться видеоиграми, а в действительности его интересует не только процесс игры, но и экономическая модель стримингов и монетизация персонажей. Не обесценивающий, а внимательный и открытый разговор дает возможность увидеть интересы ребенка глубже.

Подростки не всегда могут соотнести свои интересы и увлечения с выбором будущей профессии. Это связано в том числе с недостаточным кругозором: дети имеют представление только о профессиях ближайшего окружения — членов семьи, родителей, друзей. Но невозможно хотеть стать тем, о ком ты ничего не знаешь. Поэтому стоит формировать насмотренность, осознанное внимание к тому, как устроена профессиональная деятельность.

Вот что могут сделать родители

Рассказывайте о своей работе

Сходите вместе в офис или дайте ребенку возможность послушать онлайн-совещание. Важно, чтобы погружение в вашу работу было честным, а не рафинированным и формальным. Делитесь сложностями и успехами; расскажите, как вы «сражаетесь с демонами» и побеждаете их. Вскоре подросток сам начнет задавать вам вопросы: «А что нового у тебя на работе? Как прошел день?»

Дайте возможность узнать о профессиях за пределами семьи

В мире существует более 40 тысяч профессий, так что каждый человек может найти занятие, в котором он сможет раскрыть свой потенциал. Для формирования насмотренности в профессиях можно сходить на ярмарку вакансий или образовательную выставку. На подобных мероприятиях важно показать пример подростку, задавая подробные вопросы о той или иной профессии, о зарплатах в отрасли. Затем предложить задавать такие вопросы самостоятельно.

Помогите пообщаться с теми специалистами, чьи профессии интересны ребенку

Если ребенок уже определился с тем, какая профессия или сфера деятельности ему интересна, будет полезно узнать об этой карьере как можно больше. Поищите того, кто занят в этой сфере, и дайте ребенку возможность самостоятельно расспросить этого человека о том, как устроена его работа.

Организуйте встречу с карьерным консультантом

Она будет особенно полезна на этапе, когда нужно выбрать образовательную стратегию и найти мотивацию для поступления в определенное учебное заведение. Консультант поможет расширить «карту местности», определить потенциал ребенка и мотивировать на дальнейшие шаги.

Благодаря всем этим инструментам подросток может сопоставить, что, если нравится рисование и компьютерные игры, он может заняться 3D-моделированием, востребованном в разных отраслях. А если интересны тексты, при этом он легко находит общий язык с разными людьми и следит за трендами, то есть потенциал стать сильным пиар-специалистом. Так у подростка появится понимание, в какой сфере и отрасли ему было бы действительно интересно работать и, как следствие, какие навыки и знания для этого нужно развивать. Это и станет естественной мотивацией к обучению.

Расскажите друзьям