Почему в ресторанах не рады посетителям с детьми? Обсуждаем с экспертами

12 августа 2022 в 13:30
Фото: FamVeld/Getty Images
Одна из самых больших претензий родителей маленьких детей к Москве: им часто кажется, что детям не рады в городских кафе и ресторанах, причем не только сотрудники, но и другие посетители. Почему это происходит? Мы обсудили с экспертами индустрии, у которых есть маленькие дети.
Евгения Голомуз

Автор поварских программ академии STANFOOD, специалист по подбору шеф-поваров и управляющих в рестораны

Анна Масловская

Cоздательница украшений Anna Maslovskaya jwlr. В прошлом — гастрожурналистка и редактор раздела «Еда» в Afisha.Daily

Полина Шереметьева

Сооснователь PR-агентства PiN Pr Boutique, фотограф

Владимир Чистяков

Совладелец ресторанов Folk, Grace Bistro и бренд-шеф Buro TSUM

Почему «детские рестораны» — немодный жанр?

Евгения Голомуз: В «семейные» рестораны ходят очень редко. Как правило, в субботу или воскресенье, когда нужно чем‑то занять детей, или по праздникам — чтобы отметить чей‑нибудь день рождения без мытья посуды и остальной головной боли. Если кто‑то просто хочет поесть, он, скорее всего, отправится в обычный ресторан без ребенка.

Анна Масловская: Нет самого запроса. Когда я писала про рестораны, я встречала не так много семей с детьми. [Я писала про] модные, классные рестораны, там была отличная гастрономия, но туда не ходили семьи с детьми, к сожалению. Это немножко другая история. Там люди заняты другим, и ребенку, на мой взгляд, в таких ресторанах быть не комильфо (смеется).

Владимир Чистяков: О теме нехватки ресторанов для детей много говорят, как, например, и о зожных ресторанах. Но на самом деле не так много людей, которые реально готовы ходить по заведениям и есть там зожную еду. Также и с детьми.

Из моих знакомых, у которых есть дети, только 10% ходят с малышами по ресторанам.

Остальные выбирают ресторан как место, куда ты хочешь прийти и насладиться атмосферой. А на семейный отдых рассчитаны «Андерсоны» и другие подобные им места, где есть и игровая комната, и пеленальный столик и тому подобное.

Когда ты родитель, тебе, естественно, хочется, чтобы в каждом ресторане была игровая, стульчик и аниматор, который бы развлекал твоего ребенка, чтобы ты мог отдохнуть. Но это неправильный подход. Это как приходить в мясной ресторан и говорить, что ты не ешь мясо, а хочешь овощи и прочей низкокалорийной еды обязательно растительного происхождения.

Я всегда исходил из потребности своего ребенка: когда он был совсем маленький, я приходил в любой ресторан, он сидел у меня на коленях, и если была возможность его покормить, я кормил. Эту проблему всегда можно решить: например, купить «ФрутоНяню» по дороге. Когда сын стал постарше, нужно было уже учитывать, что хочет он. Но ни разу не было такого, что я пришел в ресторан, в который он не хочет, и требую того, чего мы априори здесь получить не сможем.

Каким должен быть ресторан, дружелюбный к детям?

Анна Масловская: Дружелюбный к детям ресторан — это дружелюбные к детям люди. Не так важно оформление (все эти пеленальные столики и так далее), важнее — насколько искренне люди относятся к детям и к молодым матерям.

Например, недавно мы были в одном хорошем дорогом загородном отеле. Там были детские стульчики — целый ряд! Мне нужно было немного покормить своего сына Ваню. Я отошла в уголочек. Как правило, в местах, где я бываю, на мои действия никто не обращает внимания. Да и сама я не обращаю ни на кого внимания, так как считаю, что для матери, у которой есть ребенок, это очень естественно.

В том отеле бармен косо смотрел на меня — даже агрессивно. Он подозвал официантку, поговорил с ней, потом она подошла ко мне и как‑то странно со мной разговаривала в духе: кормить тут нельзя, вы можете помешать кому‑то из гостей. При этом гостей не было — были только мы, наша компания. Но тому бармену что‑то не понравилось, и его настроение создало атмосферу колкости во всем пространстве. Находиться там стало неприятно.

Ни подгузники, ни детские стульчики, ни пеленальные столики не гарантируют того, что вам будет комфортно с ребенком в конкретном месте.

Важнее, какие люди работают в ресторане и какие люди туда приходят: насколько они френдли к тому, что у вас есть ребенок любого возраста. Под «френдли» я не имею в виду то, что там говорят или делают что‑то особенное. Я говорю именно про внутреннее состояние, искреннее и глубокое. Потому что с ребенком ты можешь делать что угодно и где угодно. Даже если нет специальных условий, мама может своего малыша и переодеть, и покормить. Во многих местах в Европе, например, принято находиться большой семьей, и это все происходит естественно. У нас же ресторан — это такой выход, и мамы редко ходят туда с детьми.

Евгения Голомуз: Я думаю, что любой ресторан, в который заходит ребенок с родителями или няней, должен быть к ним дружелюбен. Там не должны бояться детей и делать круглые глаза — ни официанты, ни управляющие, ни хостес.

В меню всегда должно быть блюдо, которое ребенок может съесть, либо повара должны быть готовы упростить имеющиеся позиции. Например, в местах с суши всегда есть какие‑нибудь роллы с огурцом или авокадо, в итальянских ресторанах — пицца «Маргарита» или простая «пустая» паста с томатным соусом. Многие шефы, особенно в новых модных ресторанах, не любят упрощать свои блюда, мотивируя это тем, что люди пришли поесть именно у них. Но послушайте: любой ресторан, куда пришли гости, должен уметь адаптироваться к ним, в том числе к детям.

При этом я не считаю, что во всех ресторанах обязательны детские стульчики, пеленальные столы и подгузники. Такое может быть только в специализированных детских клубах или ресторанах. Подгузники есть у 99% родителей, и они пользуются определенными брендами. Пеленальный стол — скорее блажь, чем надобность. К тому моменту, когда ты уже готов выходить с ребенком, ты можешь его легко перепеленать практически в любых условиях. Тут важнее вопрос: почему так мало людей ходит с детьми по ресторанам? Наши рестораны недружелюбны к родителям с детьми, да и вообще ко многим группам населения: инвалидам в колясках и пожилым, не очень активно ходящим по ресторанам.

Полина Шереметьева: Ресторанов, дружелюбных к детям, действительно немного. Иногда формат заведения не предполагает нахождения там гостей группы 0+, иногда даже при всем желании владелец не может зонировать помещение из‑за небольшой площади или особенностей локации. Поэтому может не быть пеленального столика или отдельной комнаты для детей. А вот стульчики сейчас есть если не везде, то во многих ресторанах, особенно которые по своей концепции предполагают, что семья с ребенком туда охотно заглянет.

Например, первый ресторан, куда я пошла со старшим сыном, когда ему было около года, был Remy Kitchen Bakery на Бронной. Стулья Stokke, отзывчивый персонал, а еще очень вкусный хлеб. При этом именно к семейным я бы его не отнесла, но все, что было необходимо маме с маленьким ребенком, там было. Конечно же, если идти компанией подруг с детьми, то я бы скорее выбрала места, которые ориентированы именно на отдых с детьми.

Владимир Чистяков: Не все заведения могут себе позволить детскую игровую комнату, но самое простое и необходимое: стульчики для детей или детское меню — то, что я пропагандирую в своих ресторанах. И, конечно, надо учитывать запросы, когда ребенок аллергик или какие‑то продукты не ест, — всегда можно попросить приготовить что‑то специальное или, наоборот, что‑то из существующего блюда убрать.

С какими проблемами можно столкнуться, когда идешь в ресторан с детьми? Что нужно, чтобы это исправить?

Полина Шереметьева: Самое неприятное, когда сталкиваешься с бытовыми проблемами еще до того, как зайти в ресторан. Например, когда я в 2022 году не смогла попасть в заведение из‑за отсутствия пандуса, то очень расстроилась. И это даже не про доставку ребенка в коляске до столика, но про возможность для любого человека с ограниченными возможностями попасть внутрь.

Чтобы хорошо провести время с ребенком, надо всего-то продумать все от и до, иметь план Б по каждому пункту и не терять бодрого настроя.

И когда все это разваливается из‑за пандуса, становится обидно.

Но главное — это конкретные люди, персонал. Однажды сконфузившись с младшим сыном, я попросила о помощи у охранника одного очень крутого ресторана, и он схватил все мои вещи и понес в служебное помещение, чтобы мы могли переодеться. Благодарности моей не было предела. Это было очень знаково для меня в плане формирования позиции, что никто никому ничего не должен, но человеческие отношения в ресторане или где бы то ни было еще всегда должны победить наличие или отсутствие влажных салфеток или котлеты на пару.

Анна Масловская: Во-первых, пространство. В ресторане, где очень тесно и мало места, ребенку быстро станет скучно — особенно если мы говорим про совсем малыша, а не про того, кто может сидеть на стуле и вести себя «почти по-взрослому».

Во-вторых, культура и атмосфера. Сейчас я вижу, что мои подруги с детьми спокойно приходят тусоваться в рестораны и не чувствуют себя напряженно. Но мы всегда много ходили по разным заведениям, для нас это естественно. А вот те, кто нечасто бывает в ресторанах и вдруг оказывается там с детьми, они еще больше закрываются. С этой точки зрения, кажется, комфортнее всего в итальянских ресторанах. Культура, сама еда — все это настраивает на то, что туда можно пойти всей семьей. А какой‑нибудь современный ресторан авторской кухни — по атмосфере это история не про детей.

Или, например, мой любимый «Москва — Дели», где все ходят босиком, и весь ресторан — как большая игровая зона. Ваня бегает там в мире всяких деревяшек и медной посуды. Работники в основном не парятся — для них естественно, что рядом ползает ребенок. Они общаются с ним, придумывают ему занятия.

Но бывает непросто: ребенок же хочет все исследовать, всюду залезть руками, что‑то захреначить (улыбается) — твою одежду и все вокруг. Ну кому интересно это все убирать? Плюс крики или плач — это тоже может раздражать и сотрудников, и других посетителей. Я думаю, что если в каком‑то заведении вы чувствуете, что вам не рады, нужно верить интуиции и не ходить туда. Это нормально.

Евгения Голомуз: Единственной сложностью и неудобством, с которыми сталкивалась я, были люди (смеется). Это были гости, которые пришли приятно провести время и не хотят видеть маленького ребенка. Или официанты, которые не хотели обслуживать стол с маленьким ребенком, потому что он разлил воду, раскидал еду.

Моему сыну сейчас три с половиной года, он активный посетитель ресторанов с самого рождения, и могу сказать, что он все еще разливает воду, раскидывает еду.

Не все рестораны готовы к тому, что стол с маленьким гостем нужно обслуживать по-другому.

Те, кто помудрее, уже научились предоставлять минимальный набор вроде раскраски, карандашей, пазлов или еще чего‑нибудь поинтересней. Даже если у вас нет раскрасок и чего‑то специального, на стол, куда сели гости с ребенком, как минимум хлеб нужно поставить мгновенно. Это решает сразу многие проблемы: ребенок перестает носиться и орать, требуя телефон или игрушку. Жует и успокаивается.

Но самая большая сложность — все-таки гости. Российский ресторанный бизнес еще очень молод, ходить по ресторанам в России еще считается «выходом в люди». Очень часто такой выход — особенное время для человека. В этом случае чужие дети считаются неудобством, помехой во времяпрепровождении. Это единственная сложность.

Расскажите друзьям