Себастьян Феттель уходит из «Ф-1»: он не стал легендой, хотя ему прочили будущее Шумахера

30 июля 2022 в 17:34
Фото: Morgan Hancock/NurPhoto via Getty Images
Завершает карьеру один из самых парадоксальных чемпионов «Формулы-1» — Себастьян Феттель. Несмотря на четыре титула, многие не спешат причислять немца к легендам. Владимир Завьялов вспоминает карьеру Феттеля и грустит о том, что она будто бы прошла в ожидании чего‑то большего и оставила ощущение недосказанности.

Интернет хранит фото, где маленький Феттель горделиво держит два кубка, а чуть поотдаль от него сидит Михаэль Шумахер с таким хитрым прищуром, будто уже знает — растет чемпион!

Этим фото позже очень любили символизировать преемственность поколений и подчеркивать талант Себа, проявившийся еще в юности. Чемпион действительно рос. Это чувствовалось в 2005 году, когда в европейской «Формуле-3» дерзкий новичок бросал вызов гегемону Льюису Хэмильтону, — иронично, что это повторится десять лет спустя ровно в тех же ролях. Это чувствовалось летом 2007-го, когда новичок подменил травмированного Роберта Кубицу и в первой же гонке в «Формуле-1» занял восьмое место. Это чувствовалось, когда Себа тем же летом пригласили уже на постоянной основе в «Торо Россо» — дочернюю команду «Ред Булла», концерна, пришедшего в королевские гонки как к себе домой.

Дальше был топ-пилотаж в дождь в Китае (четвертое место) и мощный сезон-2008 с сенсационной победой в Монце: еще никогда гонщики прежде слабой «Торо Россо» не бывали на подиуме. И всегда где‑то рядом с талантом Феттеля находилось везение. Травмировался Кубица? Себастьян получает шанс дебютировать в «Ф-1». Смутьян и шалопай Скотт Спид подрался с боссом «Торо Россо» и вылетел из «Ф-1»? И тут Себу выпал шанс — гоняться с лучшими уже на постоянной основе. Везение или нет: в 2008 году «Торо Россо» выкатила, вероятно, лучшую машину в своей истории — и Себ полетел на ней на высокие места.

Но важно не то, что Феттелю давали шансы, а то, что он ими пользовался.

В 2009 году Себа позвали в основную команду «Ред Булла». Везение или нет — еще год назад основная команда уступала дочке по очкам, а сейчас полетела в топы. И он сразу поехал на уровне топ-пилотов и даже изобразил математическую конкуренцию с будущим чемпионом Дженсоном Баттоном — и занял итоговое второе место.

Дальше последовала золотая эра карьеры Феттеля: четыре чемпионских кубка подряд (с 2010 по 2013 год включительно), 34 победы в Гран-при, 1326 очков.

В 2013-м Феттелю было 26 — ни один пилот «Формулы» в его возрасте не был настолько титулован!

Но формульное сообщество Феттель скорее злил. Одни раздражались, что побеждает не их любимый пилот (теги: Хэмильтон, Алонсо, Баттон) и не их любимая команда («Феррари», «МакЛарен»), а какой‑то молодой выскочка на какой‑то «газировке». Другие считали, что это «Ред Булл» настолько хорош, а не Феттель. Третьи искали заговор в команде «энергетиков» и считали, что Феттелю дают машину лучше, чем его напарнику Марку Уэбберу, поэтому один выигрывает, а другой нет.

В 2014 году наступила эпоха новых моторов, «Мерседеса» и Льюиса Хэмильтона. Немецкий концерн подготовил машину лучше, чем «Ред Булл». На радость хейтерам Феттель провалил сезон: ни разу не победил и проиграл по очку новому напарнику — Даниелю Риккардо.

Один неудачный сезон не порушил профессиональные котировки Феттеля. Его карьеру рассматривали сквозь единственный ориентир — Михаэля Шумахера.

Причина понятна: пути обоих были удивительно схожи. Оба ходили талантами в юниорах. Оба дебютировали в «Ф-1» волею случая. Оба хорошо заперформили буквально сразу. Оба стали чемпионами в третий полный сезон в «Формуле» на топовом болиде команды «без истории» (Шумахер — на «Бенеттоне», Феттель — на «Ред Булле»). Не говоря уже о том, что оба — немцы.

В 2015 году Феттель пошел в «Феррари» — то ли за авторизацией в стане великих чемпионов, то ли за личным вызовом, то ли просто за возможностью погоняться в любимой с детства команде. Последнее, кстати, чистая правда: в интернете есть кадры, где юный Феттель тусит на базе «красных» в Маранелло и болеет за команду и Шуми.

Но красивой истории не получилось. «Феррари» уступала «Мерседесу», а Феттель не выиграл ничего. За пять лет Себ превратился из страстного фаната «красных», бурно отмечающего каждую победу, в потухшего, демотивированного и надломленного пилота с кучей ошибок и провалов.

Пик технических возможностей «Феррари» при Себе пришелся на 2017 и 2018 годы: машина местами была быстрее «Мерседеса», и Феттель имел все шансы на пятое чемпионство. Увы, в этот момент Себ все чаще стал ошибаться, бить болиды, скандалить и просто слабо ездить.

Квинтэссенция Феттеля в «Феррари» — Гран-при Германии 2018 года: Себ ехал на первом месте, но не справился с дождем и разбил машину.

Последние годы Себа в «Феррари» — боль: «Мерседес» стал гегемоном, Феттель стал еще хуже пилотировать, а в команде появился молодой и сильный второй пилот Шарль Леклер, который смотрелся сильнее и свежее титулованного немца. В сезоне-2020 монегаск просто поиздевался над Феттелем, набрав в три раза больше очков, чем он.

После «Феррари» Себ гонялся в скромном «Астон Мартине» — за это время можно вспомнить разве что второе место в сумасбродной гонке в Баку в прошлом году. Последнее время Феттель казался уставшим от гонок даже на пресс-конференциях и интервью: много говорил о защите окружающей среды вместо «Формулы-1», был непривычно откровенен и как будто не парился о собственных выступлениях. 28 июля стало понятно почему. Себ завел инстаграм (став последним в паддоке пилотом, кто это сделал) и рассказал на камеру, что устал от гонок и хочет проводить время с семьей.

Уход Себа — грусть, символизирующая конец эпохи, которая, кажется, обещала гораздо больше.

Феттель настолько приучил нас в первые годы к неизбежности союза своего таланта с большой удачей, что за последние семь лет мы так и не смогли избавиться от ощущения постоянного ожидания, что вот еще один неудачный сезон за «Феррари», и мы увидим Себа времен лучшего себя в «Ред Булле».

В итоге неудачи и ошибки Себа и команды стали стирать в памяти его чемпионства за «Ред Булл». Сейчас на спортивных сайтах плюсуют комменты о «четырех титулах на халяву» и «самовозах», которые Феттель только и водил. Но забывают, что чемпионат-2010 был вырван на зубах, буквально в последней гонке. Как, впрочем, и титул в 2012 году, когда гонки выигрывали вообще все подряд, и сверхпреимущества не было ни у кого.

Грустная ирония: самый закрытый от медиа пилот современности (повторяем: инстаграм завел только в 2022 году) сам в определенной степени стал жертвой медиа. Как верхней их части — аналитики, экспертизы и журналистских мнений, — так и нижней — болельщицких комьюнити, форумов и комментариев. И хардкорному старорежимному Хуану-Мануэлю Фанхио из 1950-х, и даже старшему Шумахеру из 2000-х пришлось проще — на них не давила волна комментариев.

Феттель уходит — и оставляет миру четыре титула. Знаете, у кого столько же? У великого Алена Проста. Больше — только у Фанхио, Хэмильтона и Шумахера. Комментарии сотрутся, а кубки останутся. Себ — уже великий.