Вы можете совершенно не интересоваться велоспортом, но вы наверняка слышали о «Тур де Франс» — главной велогонке мира. Главный редактор Gruppetto.ru Салим Макеев рассказал, почему стоит познакомиться с легендарной гонкой поближе.

В чем прелесть гонки

«Тур де Франс» — один из трех гранд-туров, веломногодневок протяженностью в 21 этап. Гонщики преодолевают несколько тысяч километров и выходят на старт почти каждый день (за более чем три недели у них будет всего два дня отдыха). Просто принять участие в «Туре» — мечта любого велогонщика, к которой многие идут долгие годы. Во многих других видах спорта главным стартом считается Олимпиада, в велоспорте эту роль выполняет «Тур». Победа в общем зачете «Тур де Франс» — вершина велоспорта.

Так считают и болельщики: по мнению многих европейцев, «Большая петля» (неофициальное название «Тур де Франс») — одно из главных спортивных событий года. Только на обочине дороги за три недели гонку успевают посмотреть миллионы человек.

Желтая и гороховая: какие майки носят лидеры гонки

Как и на «Джиро д’Италия» лидеры зачетов носят майки определенных цветов. Во Франции лидер общего зачета гоняется в желтой майке. Причина та же, что и на «Джиро», и связана она с газетой, которая организовывала гонку в начале XX века. В Италии это была La Gazzetta dello Sport, страницы которой розового цвета. Во Франции — газета L’Auto с желтыми страницами.

Андре Грайпель, за которым следует Найро Кинтана во время восхождения на Мон-Ванту на «Тур де Франс-2021»
© Laurent Coust/SOPA Images/LightRocket/Getty Images

Впервые знаменитая желтая майка появилась на «Большой петле» в 1919 году, ее первым владельцем стал французский гонщик Эжен Кристоф.

Майка лучшего спринтера на «Туре» зеленого цвета, а майку лучшего горного гонщика (в народе — «горного короля») называют гороховой — она белая с большими красными точками. Совпадает по цвету на «Джиро» и «Туре» только майка лучшего молодого гонщика (до 26 лет), она белого цвета.

Еще существует неофициальное звание «красного фонаря» (на французском — Lanterne Rouge) гонки. «Красный фонарь» — велосипедист, который занимает последнее место в общем зачете. Раньше к последнему вагону пассажирских поездов во Франции подвешивали красный фонарь, оттуда и пошло это название. Отдельной майкой «красного фонаря» на «Тур де Франс» никогда не награждали.

Как появился «Тур де Франс»

«Тур де Франс» был создан благодаря ожесточенной конкуренции двух французских газет в конце девятнадцатого века — Le Velo и L’Auto. Продажи L’Auto падали, и ее инвесторы требовали от редакции решительных действий. В центре Парижа, в офисе газеты L’Auto, 20 ноября 1902 года прошло заседание редакции. На повестке дня было обсуждение предложений по повышению продаж газеты.

Последним из выступающих был 26-летний Жео Лефевр — журналист, который писал о велоспорте. Лефевр выступил с докладом, в котором сообщил, что проведение велогонок положительно влияет на популярность газет и может повышать их продажи. Он предложил провести гонку длиной в шесть дней, которая должна пройти по всем регионам Франции.

Главный редактор газеты Анри Дегранж не был уверен в успехе этой затеи, в то время как финансовому директору Виктору Годде она пришлась по душе. Благодаря Годде проект Лефевра был одобрен. В январе 1903 года L’Auto официально объявила о создании «Тур де Франс», а в июле того же года француз Морис Гарен стал ее первым победителем.

В следующем году разорилась и закрылась газета La Velo, которая конкурировала с L’Auto. Решающее значение в этом сыграл «Тур де Франс», который оказался популярнее гонок, организованных La Velo.

Бельгийский велогонщик Ромен Мас, победитель «Тур де Франс», празднует свою победу на «Парк де Пренс», Париж, 28 июля 1935 года
© Roger Viollet/Getty Images

«Тур де Франс» в первые же годы стал одним из главных событий Франции. Такая слава имела не только положительные моменты. На некоторых гонщиков нападали болельщики, сами гонщики жульничали и нарушали правила. В 1904-м Дегранж, который стал директором «Тура», даже решил закрыть гонку, но быстро передумал.

L’Auto продолжала проводить «Большую петлю», делая паузы только в период Первой и Второй мировых войн. В 1944 году L’Auto закрыли из‑за связей с нацистской Германией, но через два года Жак Годде (сын Виктора Годде) создал газету L’Équipe, которая стала неофициальном продолжением L’Auto. Управление «Тур де Франс» перешло в руки L’Équipe.

Красивый финиш

«Тур де Франс» традиционно заканчивается в самом центре Парижа, на Елисейских Полях. Так было не всегда, впервые веломарафон финишировал на Елисейских Полях в 1975 году. Идея оказалась настолько удачной, что от нее не отказываются уже на протяжении почти 50 лет.

Последний этап гонки часто называют «этапом дружбы», но такое название корректно только отчасти. Участники обычно стартуют в окрестностях Парижа и едут на не самой высокой скорости, обсуждают события прошедших трех недель. Скорости заметно увеличиваются, когда пелотон добирается до Парижа и начинаются финишные круги в центре города.

Пелотон проезжает по Елисейским Полям в Париже во время 108-го «Тур де Франс-2021»
© Tim de Waele/Getty Images

Чаще всего последний этап заканчивается массовым групповым спринтом, но бывали и исключения. В общем зачете в заключительный день обычно ничего не меняется, но борьба за зеленую майку все еще продолжается.

Ходят слухи, что в скором времени от традиции откажутся, правда, всего лишь на год. Говорят, что в 2024 году «Тур» может завершиться не в Париже. Все дело в летней Олимпиаде, которая состоится этим же летом в столице Франции.

Рекордсмены «Тура»

Главная велогонка мира проходила уже 108 раз. Первое место в общем зачете чаще всего занимали французы — 36 раз, но последняя их победа датирована 1985 годом. Уже 37 лет хозяева «Тура» не могут его выиграть — это главная спортивная боль Франции. Вряд ли в 2022 году ситуация изменится, шансов у французов практически нет.

Бельгийцы побеждали на «Большой петле» 18 раз. Правда, их безвыигрышная серия длится еще дольше, с 1976 года. В последние десятилетия велоспорт становится все более интернациональным, а география победителей расширятся.

Французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс, испанец Мигель Индурайн — рекордсмены по количеству побед в общем зачете. Каждый из них выиграл «Тур» пять раз.

Эдди Меркс, победитель «Тур де Франс» в июле 1969 года в Венсене, Франция
© Keystone-France/Gamma-Rapho/Getty Images

Победителем спринтерского зачета чаще других становился Петер Саган. Он выигрывал зеленую майку семь раз. Знаменитый словак планирует «пошуметь» на гонке и в 2022 году.

Француз Ришар Виранк — рекордсмен по победам в горном зачете, у него семь гороховых маек. Соотечественник Виранка Сильвен Шаванель принимал участие в «Тур де Франс» 18 раз, он лидер по этому показателю.

Больше всего этапов в желтой майке лидера проехал Эдди Меркс — 96. Все тот же Меркс и британец Марк Кавендиш — рекордсмены по количеству побед на отдельных этапах. Оба выиграли на «Туре» по 34 этапа. Кавендиш сравнялся с Мерксом в прошлом году и мечтал стать единоличным лидером, но его команда Quick-Step Alpha Vinyl не заявила его на гонку, выбрав другого спринтера — голландца Фабио Якобсена.

Самый невезучий велогонщик в истории

Француза Раймона Пулидора можно считать самым невезучим гонщиком в истории. Он восемь раз становился призером общего зачета «Тур де Франс», но ни разу не сумел победить. Он всегда был где‑то рядом, но никогда не примерял желтую майку, даже на один этап.

Пулидор пользовался безумной популярностью среди болельщиков, но его карьера пришлась на эпохи двух великих гонщиков. В начале 60-х Пулидор проигрывал Жаку Анкетилю, а в конце 60-х и начале 70-х — Эдди Мерксу. Последний раз призером «Большой петли» Пулидор стал в 1976 году, когда ему было уже 40 лет. На пьедестал общего зачета никогда не поднимались такие возрастные участники. Ни до, ни после.

Раймон Пулидор (слева) и Матье ван дер Пул (справа)
© Tim de Waele/Corbis/Getty Images

Мечту Пулидора о желтой майке исполнил его внук — голландский велогонщик Матье ван дер Пул. В 2021-м Матье выиграл второй этап «Тур де Франс» и на некоторое время перехватил лидерство в общем зачете. Произошло это через полтора года после смерти Пулидора. Свою победу и желтую майку Матье посвятил памяти деда.

Драма в Париже

Конец 80-х — это соперничество француза Лорана Финьона и американца Грега Лемонда. Финьон дважды выиграл «Тур де Франс» в довольно молодом возрасте (в 1983–1984 годах), а в 1985-м получил травму колена, которая сильно ухудшила его результаты в следующие годы.

Грег Лемонд выиграл «Тур» в 1986-м, а уже в следующем году вообще едва не погиб из‑за несчастного случая на охоте. Американца подстрелили, но он остался жив. Два года Лемонд практически не выступал.

В 1989-м Финьон наконец вернулся на свой лучший уровень и выиграл «Джиро д’Италия». Лемонд тоже стал постепенно приходить в себя, хотя ему приходилось гоняться в довольно скромной команде ADR. Перед стартом «Большой петли» главным фаворитом считался испанец Педро Дельгадо, но борьбу за победу повели именно Финьон и Лемонд, выдав самый драматичный финиш «Тура» в истории.

Лоран Финьон, Педро Дельгадо, Грег Лемонд (желтая майка), Бит Бреу, Роберт Миллар и Стивен Рукс соревнуются на этапе 17 (Бриансон — Альп-д’Юэз) «Тур де Франс-1989»
© Jean-Yves Ruszniewski/Corbis/Getty Images

Перед последним днем в Париже лидировал Финьон, который опережал Лемонда на 50 секунд. «Тур» заканчивался на Елисейских Полях, но не «этапом дружбы», а индивидуальной гонкой с раздельным стартом на 24 километра. Это был первый и единственный случай, когда организаторы решили закрыть гонку не этапом для спринтеров, а «разделкой».

Казалось, что победа почти в кармане у Финьона, 24 километра — слишком мало, чтобы отыграть 50 секунд, но Лемонд не думал сдаваться. Американец проехал невероятно быстрый этап, выиграл у Финьона 58 секунд и по итогам трех недель обошел француза всего на восемь секунд. Это минимальный разрыв между первым и вторым местами за все годы существования «Большой петли».

Что‑то похожее случилось в 2020-м. Тогда гонка закончилась «этапом дружбы», но за день до нее словенец Тадей Погачар выиграл гонку с раздельным стартом, привез своему соотечественнику Приможу Рогличу почти две минуты и вышел на первое место в общем зачете.

Величайшая афера в истории велоспорта

Американец Лэнс Армстронг в 1997 году победил рак, а с 1999 по 2005 год семь раз подряд занимал первое место в общем зачете «Тур де Франс».

Сейчас официально у «Большой петли» просто нет победителя в период этих семи лет. В 2013-м в телеэфире Армстронг впервые признал, что на протяжении большой части своей карьеры он и его партнеры по команде US Postal Service использовали запрещенные препараты.

Лэнс Армстронг во время 16-го этапа «Тур де Франс-2000»
© Mike Powell /Allsport/Getty Images

Велоспорт — вид спорта, который много раз сотрясали допинговые скандалы, но не один из них по масштабу не может сравниться со скандалом, связанным с Армстронгом.

В последние годы ситуация успокоилась. Принято считать, что велоспорт стал заметно чище. Косвенно это подтверждают и результаты ведущих гонщиков на знаменитых подъемах. Нынешние профессионалы едут в гору очень быстро, но до рекордов Марко Пантани, Лэнса Армстронга и Яна Ульриха все-таки не дотягивают.

Россияне на «Туре»

Гонщики из России никогда не выигрывали общий зачет «Тур де Франс». Денис Меньшов в 2008 и 2010 годах дважды финишировал в тройке, но призовое место у него осталось только одно. Результат Меньшова в 2010 году был аннулирован из‑за аномальных показателей в биопаспорте.

Ильнур Закарин на «Тур де Франс-2018»
© Justin Setterfield/Getty Images

Россияне победили на 11 отдельных этапах. Этого добились Дмитрий Конышев (четыре этапа), Сергей Иванов (два этапа), Вячеслав Екимов, Евгений Берзин, Денис Меньшов, Владимир Ефимкин и Ильнур Закарин.

«Тур-2022»

Нынешний «Тур де Франс» будет продолжаться с 1 по 24 июля. За 21 этап участники проедут 3346,5 километра. Средняя протяженность одного этапа — 159,4 километра.

Grand Depart («Большой старт») в этом году принимает Дания. Первый этап пройдет в Копенгагене. Это уже 23-й случай в истории, когда «Большая петля» начнется за пределами Франции. После третьего этапа гонщики получат день отдыха и переедут на территорию Франции.

Пятый этап состоится на северо-востоке страны, в том же регионе, в котором проходит знаменитая однодневка «Париж — Рубе». В этот день будут задействованы одиннадцать участков брусчатки.

На 11-м этапе участники поднимутся на два подъема высшей категории сложности и финиширует на вершине Коль-дю-Гранон. По ходу этапа будет пройден знаменитый перевал Галибье, который в очередной раз станет самой высокой точкой «Тур де Франс» (2642 метра).

На следующий день пройдет 12-й этап, который будет еще тяжелее. Сразу три перевала высшей категории сложности. Галибье, Коль-де-ла-Круа-де-Фе и Альп-д’Юэз — визитная карточка «Тура», самый популярный подъем в истории гонки.

Огромное значение будет играть 18-й этап, который пройдет в Пиренеях. В его маршруте один подъем первой категории и два — высшей, в том числе финишный Отакам.

После всех горных этапов состоится гонка с раздельным стартом на 40,7 километра. Она назначена на 20-й этап. После этого в общем зачете уже ничего нельзя будет изменить, останется только парижский «этап дружбы».

Фавориты

Главным претендентом на победу считается 23-летний словенец Тадей Погачар из команды UAE Team Emirates. Он выиграл гонку два раза подряд и имеет прекрасные шансы оформить хет-трик. Погачар одинаково силен на любом рельефе и практически не имеет слабых мест.

Победитель «Тур де Франс-2021» Тадей Погачар
© Jean Catuffe/Getty Images

Наиболее опасными соперниками Погачара все считают дуэт гонщиков голландской команды Jumbo-Visma — словенца Приможа Роглича и датчанина Йонаса Вингегора.

Роглич занял второе место на «Туре» в 2020 году, а Вингегор — в 2021-м. Недавно они заняли первые два места на очень престижной многодневке «Критериум Дофине».

Традиционно сильная команда Ineos Grenadiers надеется сразу на трех гонщиков: на колумбийца Даниэля Мартинеса и двух британцев — Адама Йейтса и Герайнта Томаса. Томас выигрывал «Большую петлю» в 2018-м. Меньше двух недель назад он занял первое место на «Туре Швейцарии».

Хорошие шансы на успех имеет единственный представитель России Александр Власов, выступающий в нейтральном составе. Гонщик немецкой команды Bora–Hansgrohe проводит отличный сезон. Многие специалисты считают, что он может претендовать на призовые места.

Где и как смотреть?

Первый этап многодневки стартует в пятницу, 1 июля, в 16.00 по московскому времени. Расписание всех этапов доступно на официальном сайте «Тур де Франс».

После ухода Eurosport с российского рынка официальной трансляции не будет. Но посмотреть гонку можно, если у вас есть оплаченная подписка на Eurosport Player (например, если вы платили на год вперед).

Бесплатно посмотреть «Тур» можно на австралийском канале SBS (для этого понадобится VPN-сервис с австралийским IP-адресом).

Подробности по теме
Много гор и 3500 км дистанции: зачем и как смотреть «Джиро д’Италия»
Много гор и 3500 км дистанции: зачем и как смотреть «Джиро д’Италия»