Согласно «Новой хронологии», Иисус Христос родился в Крыму, Богородица была ростовчанкой, а египетские фараоны оказались европейцами. Тому, как подобное возможно, посвящены три этажа первого мультимедийного музея в Ярославле. Мы выяснили, кто работает в Музее «Новой хронологии» и как к нему относятся люди.

Математики Анатолий Фоменко и Глеб Носовский еще в студенчестве начали увлекаться альтернативной историей — эти идеи были широко распространены на мехмате МГУ, где они учились. В 60-х годах теорией альтернативной истории революционера Николая Морозова увлекся преподаватель факультета, профессор Михаил Постников. Он даже прочитал для сотрудников и аспирантов пятичасовой курс, в котором разбирал его методы. Лекции посещали и Фоменко, и Носовский.

Именно на теории Морозова, опровергнутой научным сообществом более ста лет назад, базируется «Новая хронология». Он был знаменит в московских гостиных вековой давности тем, что отсидел в тюрьме около 30 лет за участие в революционном движении, из них 25 лет — в одиночной камере. Возможно, тогда он и обдумал концепцию завершенного в 1932 году семитомника «Христос», в котором интерпретировал библейские образы мистических зверей как упоминания созвездий, падения комет, звездных групп и прочих реальных астрономических явлений. Таким образом, он сделал заявление, что «разгадал» все непонятные места в Библии, назвав свой подход естественно-научным. Эти древние тексты, которые так вольно интерпретировал Морозов, по его мнению, были написаны еще в раннем Средневековье. Также Морозов сформулировал теорию тотальной фальсификации истории, его знаменитая цитата «Античность — это Средневековье» описывает всю концепцию.

Авторы же «Новой хронологии» предлагают собственную реконструкцию истории человечества, в основе которой лежит гипотеза о существовании гигантской империи на месте современной России, охватывающей в том числе Северную и Южную Америки. Центром империи был город Владимир (лингвистическая гипотеза строится на том, что Владимир означает «владеющий миром»).

Как и Морозов, Фоменко утверждал, что существующая история человечества значительно короче, чем принято считать, и не прослеживается ранее X века нашей эры. До этого момента, согласно теории, не было письменности, поэтому не могло сохраниться никаких исторических свидетельств. Как говорит сотрудница музея, все непонятно, «а что сохранилось — то не сохранилось все равно».

«Позднее вписывание» исторических событий Фоменко объясняет враждебными политическими силами. Причем оно происходило постоянно, на протяжении всей истории: каждая правящая династия хотела иметь более древнюю родословную и приписывала подвиги славным предкам в глубокой древности.

Экскурсоводка уверенно винит во всем в том числе власть капитала: по ее словам, фальсификация нужна для улучшения продаж якобы древних предметов искусства. Директор музея Михаил, очень увлеченный теорией Фоменко, считает, что мировые хранилища культуры доверху набиты подделками, которые невозможно продать, так как их цена завышена и они ошибочно приняты за национальное достояние. С его слов, политические силы зря глобально фальсифицировали всемирную историю.

Друзья музея

Мультимедийный музей нового взгляда на историю открылся в 2019 году. Его здание расположено в самом сердце исторического центра Ярославля — музей занимает всю усадьбу князя Куракина, построенную в первой половине XIX века. Три этажа посвящены всемирной истории человечества, которая умещается там довольно компактно, так как, по теории Фоменко, началась она относительно недавно. Всего в музее 14 залов, цена билета — 800 рублей. Людей практически нет, о чем говорят сами сотрудники музея, несмотря на то что в туристах нет недостатка: набережная напротив здания забита людьми.

Музей существует на частные пожертвования, его главными спонсорами являются крупные бизнесмены: Вадим Якунин, владелец крупнейшей в России фармкомпании «Протек», а также сети аптек «Ригла». А второй — Олег Жаров, успешный предприниматель, меценат и, как ни иронично, коллекционер настоящих древностей. В 2000 году он основал группу компаний «Эколлайн» которые занимаются проектированием природоохранных объектов. Жаров ежегодно открывает в Ярославской области по одному частному музею, из‑за чего многие жители и музейные работники относятся к нему с огромным почтением.

Мультимедийная экспозиция и пустые залы

«Вот все, что вы видите, заказано в Европе», — с гордостью говорит одна из смотрительниц, показывая металлический аудиогид, вмонтированный в стену. Он выглядит как бронзовая и очень тяжелая душевая лейка в духе дизайна нулевых. Такое устройство есть возле каждой интерактивной панели.

Зрителя окружает огромное цифровое пространство: в каждом зале множество интерактивных панелей, вся информация кликабельна. На первом этаже можно послушать голографического диктора, который объяснит, как все было на самом деле. Изображение включается в глубине темной комнаты, и четкий голос телеведущего начинает объяснять, что то, что слушатели изучали в школе на уроках истории, — циничная выдумка, а правда заключается в том, что даже Куликово поле на самом деле находится на месте современной Москвы. Все потому, что «классические ученые» ошибались.

Большую часть экспозиции, помимо египтян, которые оказались европейцами, занимает история Иисуса Христа, пересказанная в стиле дворцовой византийской интриги.

Согласно теории Фоменко и Носовского, Иисус был наследником престола и участвовал в борьбе за власть, но все кончилось для него плачевно. Математики рассматривают Христа исключительно как историческую личность: царя славян, основавшего правящую династию на Руси.

«Управленец, кстати, был неплохой», — отметила смотрительница. На вопрос «А были ли возмущения верующих по этому поводу?» сотрудница музея говорит: «Чего у нас только не было!» И добавляет, что гости возмущались во время экскурсий, скандалили с управляющими и даже пытались подавать в суд.

Впрочем, чаще всего в музее царит тишина. В залах пусто, только семейная пара увлеченно активирует аудиогид. «Столько денег вбухали, а практически никого нет, не хотят люди напрягаться и узнавать правду», — сокрушается сотрудница музея.

В то же время отзывы на музей поражают разнообразием: у одних он вызывает искреннее недоумение, других восхищают технологические решения. Есть место и переписи конспирологов: «Русских просто очень боятся, поэтому русское мировое господство до сих пор скрывается официальной наукой», «Приятно увидеть место, где открыто признают, что вся история нашей Великой России отрицается, а официальная история тщательно сфальсифицирована немцами Шлецером и Миллером».

Восторженных отзывов несколько меньше, чем саркастичных и не всегда цензурных: «Вот что может математика животворящая, если ее пустить на самотек. Легкость мысли необыкновенная».

Борьба за чувства верующих и историков

Открытие музея сопровождалось рядом скандалов. Одних ярославцев возмутило то, что согласно «Новой хронологии», они живут в Великом Новгороде. Других разгневала интерпретация жизни Иисуса Христа.

Активисты даже составили петицию с требованием закрыть музей, который, по их мнению, ставит под угрозу чувства верующих и нарушает права детей на объективное образование. Однако сотрудники музея, по словам управляющего, воспринимают подобное недовольство как происки «классических историков», которые не хотят, чтобы человечество «узнало правду».

Конфликт между жителями города и музеем разросся до такой степени, что, несмотря на разгар пандемии в сентябре 2020 года, атаман Ярославского казачьего общества Илья Семенов вместе со своими товарищами приходил пикетировать здание и даже написал заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело из‑за оскорбления чувств верующих, но безуспешно. Громкости скандалу добавил выход телепрограммы «Тем временем. Смыслы» литературоведа, профессора НИУ ВШЭ Александра Архангельского, который назвал музей «антиисторическим аттракционом».

На критику музея резко ответил открытым письмом главный меценат Олег Жаров. «И программа Александра Архангельского на телеканале „Культура“, и петиция Костиковой, и казачьи пикеты у музея, и инициирование всевозможных проверок с попытками возбуждения уголовных дел по статьям предоставления недостоверной информации, экстремизма, оскорбления чувств верующих — это звенья одной цепи», — утверждает он в письме. А вся суть нападок, по мнению предпринимателя, заключается не в антинаучности музея, а в попытке дискредитировать частные музеи.

Власть авторитетов

На протяжении всей истории существования теории «Новая хронология» методы реконструкции исторических событий Фоменко и его последователей активно критиковали и ученые. Однако это не помешало открыть мультимедийный музей, все содержимое которого буквально говорит о солидных финансовых вложениях и профессиональной работе с выставочным пространством. Кроме того, Фоменко по-прежнему носит звание почетного профессора математического факультета МГУ и академика РАН.

Главный акцент в продвижении идей «Новой хронологии» делается на том, что Фоменко и его товарищи — профессиональные математики с серьезными академическими достижениями. О том, что Фоменко академик, рад сообщить каждый музейный сотрудник. А математика — дело серьезное, о чем напоминает множество экспонатов: сначала иллюстрируется некое историческое событие, а потом в зале представляется совершенно непонятная формула или статистический метод, благодаря которому, например, стало ясно, что Христофор Колумб работал на российского государство и открыл Америку. Впрочем, формулы и методы почти всегда оформлены очень красиво — на огромных интерактивных панелях. Понятнее от этого, они конечно, не становятся, но флер наукообразности сразу появляется.

Для самых неусидчивых отснято огромное количество материалов, лекций и даже получасовых фильмов, которые можно посмотреть прямо в музее.

«Наш Анатолий Тимофеевич Фоменко проделал безумный труд», — именно так почетно, по имени-отчеству его и называют сотрудники. Любопытно, что из‑за сильной вовлеченности в теорию они не очень любят сам музей — он им представляется рекламным объектом для новичков в «Новой хронологии».

«Знаете, для меня здесь нет ничего нового. Я уже намного глубже погрузился в теорию. О, на тему орды есть несколько книг, а вот про Христа-Андроника обязательно почитайте „Царь славян“, или вот, чтобы как следует разобраться, есть для начинающих „Новая хронология для всех“. Там всего десять книг в серии, но если тяжело читать, обязательно посмотрите двухчасовое видео Анатолия Тимофеевича об ошибках хронологии», — после небольшой экскурсии, которую провел сам директор музея, у меня на руках оказался список литературы, ссылки на открытые источники и небольшой перечень фильмов, посвященных теории.

Однако самое тяжелое впечатление, несмотря на доброжелательность, открытость и гостеприимство сотрудников, производит постоянный акцент на том, что «история — это не наука», и педалирование противостояния «классических» историков, которые «травят» Фоменко, даже пытаются срывать его конференции. Действуют они, как считают в музее, из страха потерять ученые степени, «когда все узнают правду». Несколько музейных сотрудников единодушно признали: «Мы буквально в осаде».

«Ну конечно, все это из‑за денег, — считает смотрительница музея. — Сколько вообще историков нагрели руки на преподавании якобы настоящей истории?» Мы сидим в минималистичном кинозале с дизайнерским интерьером и самой современной аудиосистемой, в историческом особняке в центре Ярославля, так что реплика про деньги выглядит бесконечно иронично.

«Фолк-хистори» под видом науки

Многочисленные труды Фоменко и его последователей ученые относят к «фолк-хистори». Основная черта жанра состоит в преднамеренном искажении фактов, игре с датами, цифрами, событиями для создания захватывающей, псевдонаучной концепции. Главные претензии ученых к методам Фоменко заключаются в том, что в построении своей теории он полностью отвергает данные филологии, лингвистики, археологии, истории искусства, палеографии, нумизматики, астрономии и весь собранный массив данных.

«Новая хронология» еще в 1999 году собрала на историческом факультете МГУ свыше 400 ведущих специалистов: академиков РАН, профессоров истории, докторов физико-математических наук, синологов, лингвистов, археологов. Но только рассматривали теорию не как прорыв истории, а как феномен популярной культуры на исторической базе; конференция так и называлась: «Мифология „Новой хронологии“». Именно после этой исторической во всех смыслах конференции в профессиональной среде историков термин «фолк-хистори» вошел в обиход.

Из‑за широкой популярности теории Фоменко научное сообщество активно критиковало все его концепции: лингвист, академик Андрей Зализняк написал опровержение по лингвистической части «Новой хронологии», доктор физико-математических наук Михаил Городецкий довольно подробно объяснил что математическая часть в династических дубликатах у Фоменко полностью несостоятельна. Критики теории из среды специалистов по дендрохронологии и радиоуглеродному анализу указали, что в книгах о «Новой хронологии» методы датирования описываются на момент их развития времен 60-х годов прошлого века и что радиоуглеродный анализ сейчас серьезно откалиброван и полностью согласуется с исторической хронологией. Одним словом, ученые из самых разных областей довольно легко разрушают любые гипотезы Фоменко.

«Если автор — математик, да еще высокого ранга, то у него все должно быть „математически доказано“. Этих читателей я приглашаю прежде всего осознать, что и сам Анатолий Фоменко не претендует на то, что все его утверждения об истории математически доказаны. Вообще, математически доказать можно только математическое утверждение», — поставил точку в дискуссии о жизнеспособности и математической обоснованности исторической концепции Фоменко Зализняк.