ПРОЕКТ «АФИШИ DAILY»

Главные герои, события и явления десятых

КОЛОНКИ

Политолог Екатерина Шульман — о политической жизни десятых

Кинокритик «Афиши Daily» Станислав Зельвенский — о кино десятых

Редактор «Афиши Daily» Николай Овчинников — о состоянии музыкальной журналистики

Редактор «Афиши Daily» Николай Удинцев — о новой реальности

Для проекта про 2010-е годы редакция «Афиши Daily» попросила друзей и героев издания написать два письма самим себе. Одно отправлено в 2010 год, который открывал уходящее десятилетие, второе — в 2030 год, неизвестное будущее, в которое мы входим с началом 2020 года.

2.

Владимир Мухин

Шеф-повар ресторана «White Rabbit»

5.

Лена Кончаловская

Креативный директор бара «Стрелка»

6.

Аня Дзядко

Проектный менеджер Ельцин Центра, ресечер

7.

Маша Гончарова

Культуролог, детский литературный критик

8.

Игорь Колесников

Журналист, блогер

9.

Артем Темиров

Соучредитель кооператива «Черный»

Главный редактор «Афиши Daily» Трифон Бебутов — о переходе в новое время

За сутки до вынесения приговора фигуранту «московского дела» Егору Жукову весь рунет читал его речь. А в фейсбуке «Афиши» один из пользователей написал: «Уже и на „Эхо“ взяли, и в „Новую“. Молодец мальчик, далеко пойдет». Казалось бы, нет никакого смысла обращать внимание на этот комментарий, но именно к нему и нужно присмотреться.

Последние 30 лет Россия переживала борьбу политических и бизнес-элит, перемены общественных настроений, формирование новых идеалов и возвращение старых, оценку собственной роли в мировой истории и, конечно же, особого пути. Многое менялось, но все конфликты происходили между людьми, которые боролись либо за влияние, либо за капиталы. Они отлично понимали правила игры и могли предугадать шаги друг друга, а теперь столкнулись с чем‑то новым.

Совершенно неважно, станет ли Егор Жуков политиком и если станет, то каким. Важно только одно: на смену титанам, чье профессиональное становление началось в новой России тридцатилетней давности, приходит другое поколение. Оно не думает об извлечении выгоды, не размышляет о том, как купить машину или квартиру. Жукову не очень-то и важно, будет ли он работать на «Эхе» и в «Новой»: не для этого он выходил с протестами летом 2019 года и не ради этого сидел под домашним арестом. Поколение, которое набирает обороты, — это поколение планетарного, а не ипотечного запроса.

Параллельно с российской повесткой — в странах куда более развитых — главным героем года стала Грета Тунберг, заявившая, что ее детство украдено, а сама она будет бороться за спасение планеты. В свой адрес она получила немыслимое количество комментариев из всех частей мира, а звучали они куда более агрессивно, чем комментарии в адрес Жукова.

Хейтеры Греты Тунберг и Егора Жукова — в подавляющем большинстве люди, сформированные другой реальностью, у них иные мотивации и цели. Они искренне верят, что активность Жукова и Тунберг — это попытки вписаться в конъюнктуру, стать актуальными и получить от этого персональную выгоду. Недоброжелатели молодых активистов оценивают их деятельность через собственную оптику, примеряют на них привычную для себя мотивацию. Этот конфликт поколений неизбежен — ни Тунберг, ни Жукова попросту не понимают на ментальном уровне.

Все вышеописанное можно уместить в главный мем года «Окей, бумер». В этой фразе, произнесенной в парламенте Новой Зеландии, заложена легкая и ироничная интонация, которая, однако, отзывается эхом — правда, не Москвы, а будущего.