«Мы живем от полета до полета»: истории женщин, которые занимаются авиамоделированием

24 августа 2018 в 20:10
Авиамоделирование — вид спорта, где главное — добиться того, чтобы сделанная руками модель самолета поднялась в небо. «Афиша Daily» поговорила с тремя девушками-авиамоделистками, которые запускают радиоуправляемые самолеты, летают наравне с мужчинами и не боятся предрассудков.

Ольга Кулясова, 39 лет

Медсестра, Московская область

Как приходят в авиамоделирование и что это такое

Я работаю медсестрой в Национальном медицинском исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов им. В.И.Шумакова. Живу в Московской области, в Монино, — у нас есть Музей ВВС, а раньше была летная академия, поэтому пилоты и самолеты всегда были перед глазами. Я тоже хотела стать пилотом, но в юности получила серьезную травму, не совместимую с профессией.

В Монино есть старый военный аэродром, где тренируются авиамоделисты пилотажной группы «Русь». В 2015 году я решила с ними познакомиться. Меня отговаривала подруга: «Как тебе не стыдно, одни мужчины, ты что». «Так мне не стыдно, я хочу узнать, что это такое. Каждый день сижу смотрю из окна на эти самолеты!» — ответила я и пошла к ребятам.

Костя, командир группы, объяснил, чем они занимаются. Сначала делают из пенопласта самолеты — небольшие метровые модели. Потом в готовую модель вставляют электродвигатель и камеру. Самолет с помощью специального пульта (как у детских радиоуправляемых машинок, но намного сложнее) запускают в небо. Камера передает изображение с борта самолета на специальный шлем. Пилоты надевают шлем и видят все, что происходит в небе, то есть как будто находятся в самолете. Такой вид пилотирования называется First Person View, или управление от первого лица. Для меня это как настоящий полет, только без перегрузок и противопоказаний по здоровью.

Зиму 2015 года я целиком посвятила Microsoft Flight Simulator (компьютерный авиасимулятор. — Прим. ред.), у меня даже есть джойстики, имитирующие оборудование самолета. Также я изучала физику полета, аэродинамику, теорию самолетовождения — все по толстым университетским учебникам.

О тренировках и самолетах

Над моим первым вылетом в 2016 году смеялась вся пилотажная группа. Наш пилот Дима подарил мне самолет, на котором надо летать без шлема, просто с помощью пульта управления. Со мной рядом встали пять человек. Я была вся такая смелая, уверенная в себе, я же летала на симуляторе.

Полет длился 13 секунд, самолет ушел в дерево. Но меня это не остановило

Сейчас мы тренируемся в основном в выходные дни. Пока со мной почти всегда находится инструктор, который готов в случае чего «подхватить» мой самолет. Еще страшновато сажать самолет и запускать его, очень боюсь за сохранность модели. Летаю не потому, что мне нужен адреналин, просто нравится. Я работаю в реанимации, мне и так адреналина хватает.

Как-то человек хотел приехать посмотреть, как мы летаем, и спросил: «Порулить дадите?» А в моделировании есть правило: мы не летаем на чужих моделях, каждый настраивает самолет под себя — вы же не дадите порулить на своей машине человеку со стороны, которого никогда не видели и не знаете. И я ему объяснила это все, сказала, что надо учиться управлять, он в ответ: «Да что там рулить, пенопласт, ерунда какая!»

У меня есть несчастный, но любимый маленький желтый самолетик. До меня он тонул в Москве-реке, ему уже много лет, я его разбивала сама, он летел в забор, мы его заново собирали. На этой модели сделала свой первый вылет самостоятельно: никому не сказала, набрала полную грудь воздуха, ушла в поле, поняла, что если этого не сделаю, то сама не полечу. Сделала подряд два вылета и не упала! Я и сама собрала один самолет. Ходила к мальчишкам из клуба юного техника, они объясняли мне, как сделать модель правильно.

Вот хочу на нее поставить светодиоды. За зиму сделаю модель с подсветкой и буду девочка со светящимся самолетом. Возле дома во дворе гоняю малютку-квадрокоптер. Ребята уже смеются: «Сколько у тебя самолетов, Ольга, скажи честно?»

Об отношении общественности

Даже спустя три года моего увлечения, когда я регистрировала модели на фестиваль «Московское небо» и связывалась с пилотами, в мою сторону была брошена фраза: «А че, мужика не нашли?» Но я привыкла. Если чего-то хочу, меня сложно остановить предрассудками. Не считаю, что есть мужские и женские хобби. И женщины, и мужчины есть среди врачей, парикмахеров, манекенщиков. Почему в авиации не быть женщинам?

Я знаю много историй, когда мужчины к любому женскому хобби, кроме стандартных вышивания и вязания, относятся скептически или вовсе негативно

У меня есть знакомая девушка, которая хочет управлять самолетом. А муж ей: «Ты на юг летаешь? Летаешь. Вот и хватит тебе». Другая знакомая мечтает прыгнуть с парашютом, просит на день рождения у мужа: «Хочу поехать в Коломну, прыгнуть в тандеме». Муж боится, что разобьется, и не пускает.

Часто задают вопрос: «А как ваш муж реагирует на то, что тут вы и четыре мужика?» Да нормально мой муж реагирует! Я его зову ездить с нами, но ему скучно там. У него другие увлечения. Муж знает, что подарить мне на день рождения: регулятор, аккумулятор… Он понимает, что для меня авиамоделирование очень важно. Из семейного бюджета на свое увлечение я деньги не беру — делаю кукол для собственного удовольствия. Могу мастерить и по полгода, потом продаю, а полученные деньги вкладываю в авиамоделирование.

Младший сын еще совсем маленький, но сказал, что будет летчиком. Мы ходим на аэродром, и он уже понимает, что нельзя трогать самолеты, приставать к взрослым во время пилотажа. Но я не считаю, что дети обязательно должны идти по стопам родителей. Каждый человек волен сам выбирать, кем он хочет быть.

У меня есть талисман — безумный слоник, который смотрит в небо. Когда мы были на фестивале «Тульские крылья», там летал большой самолет, и в нем сидел пилот Хрюша. На него нажимаешь, и у него глаза «выскакивают», смешная и сумасшедшая игрушка. Я скинула фото Хрюши подруге, сказала, хочу такого же. А подруга подарила мне слоника с глазами как у Хрюши. Теперь он всегда со мной, охраняет мой самолет.

Мужчины тоже такие: у кого-то мишка сидит в кармане, кто-то обходит самолет тридцать раз, кто-то надевает одну и ту же кепку на полеты. Они просто скрывают это, а я ношу талисман в открытую

Христина Лопачева, 15 лет

Школьница, Самара

О воздушных боях

Я живу в Самаре, учусь в школе, перехожу в девятый класс. Мой папа бывший летчик: с детства занимался авиамоделированием, а теперь ведет свой кружок по воздушному бою. Он пристрастил к этому делу и меня. У нас есть своя команда: в ней занимаются две девочки — одной семь лет, другой тринадцать, остальные парни. Думаю, нас так мало, потому что авиамоделирование — это моторы, топливо, болтики, гаечки. Технический вид спорта далеко не каждую девочку затянет.

Цель воздушных боев — срезать бумажную ленту, привязанную к хвосту самолета противника. На детский бой отводится две минуты, на взрослый четыре. Один сруб ленты — сто баллов. Можно срезать ее под корень, тогда и рубить будет нечего, а противник порубил три раза, у него триста очков, и все, он уже выиграл. Необходимо мастерство, чтобы порезать ленту по кусочкам и не уткнуться в землю. Для этого надо научиться пилотировать, хорошо управлять самолетом, вообще чувствовать модель, буквально летать с закрытыми глазами. Это, конечно, сложно, но чем больше тренируешься, тем круче становишься.

Передняя часть самолета для воздушного боя сделана из пенопласта, части самолета соединяются всякими реечками из дерева. На каркас модели ставится мотор. Мы управляем ею с помощью ручки, она связана с самолетом двумя проводами. Тянем ручку — и самолет пилотирует. Раньше папа делал модели за меня, потом я начала ему помогать и сейчас собираю самолеты уже полностью. Мой папа может собрать самолет за день-два, я за неделю.

Мой первый бой состоялся прошлой зимой в Тольятти.

Мне было тринадцать лет, и хладнокровия мне было не занимать

К тому же папа поддерживал, сказал: «Ничего не бойся». Я проиграла, но не расстроилась. Это было только начало. Чаще всего я соревнуюсь с юношами. Соревнования в Тольятти и в Чапаевске всегда одного уровня, и я езжу туда просто повысить свой опыт. Самый ценный для меня бой прошел в Стерлитамаке. Я ездила на него с двумя мастерами, которые были уже на соревнованиях в Европе. Одному я проиграла по времени (модель просто врезалась в землю и завести ее не удалось до конца боя), так что не очень обидно, и второму по неопытности.

О мечтах

Мне никогда не говорили, что авиамоделирование не женское дело. Чаще просто спрашивают, что это такое. Говорят: «Круто, классно, молодец», — и желают удачи на соревнованиях. Я уверена в этом спорте и достаточно уверена в себе. С мальчиками из команды у нас отличные отношения — мы и тренировках общаемся, и на улице гуляем.

Хочу получить КМС по воздушным боям, участвовать в Кубке России по воздушному бою. Поступать буду в Краснодарское летное училище. В будущем мечтаю управлять спортивными самолетами, но если не получится, пойду в гражданскую авиацию.

Светлана Игнатьева, 39 лет

Экономист, Вологда

Светлана

Как прийти в авиамоделирование

Мой муж занимается авиамоделированием более тридцати лет. Он посещал кружок, его привел туда его папа, тоже авиамоделист. Сначала супруг строил простенькие самолеты, потом занимался гоночными моделями. Когда мы с ним познакомились, муж пытался заниматься и музыкой, и авиамоделированием. Выбрал самолеты.

Сначала я не понимала увлечение супруга: самолеты стоят достаточно дорого — как можно тратить такие деньги на это? Но потом увидела пилотажные модели, а они такие красивые и разноплановые — и по размеру, и по расцветке, и по мощности, и по моторам. Люди с этими моделями делают такие удивительные номера. На одном из фестивалей я видела пилотирование Павла Белова под песню «Je tʼaime». Номер был невероятный. После я спрашивала у него, почему сейчас он больше не катает этот номер, что прошибает до слез. Он сказал: «Потому и не летаю, чтобы не плакали».

Я в авимоделировании третий год, сейчас пришлось приостановить это увлечение из-за того, что после одного тренировочного полета я разбила самолет. Так что пока занимаюсь в симуляторе дома. Я еще не выступаю, считаю, что моего умения недостаточно. Но задумки и желание есть, так что буду стремиться.

О тренировках и самолетах

Прежде чем выйти на поле, аэродром, фестивальную площадку, нужно долго тренироваться. Вот я уже столько учусь, а запускаю модель, и получаются морковки — самолет носом в землю. Можно взять пульт управления в руки, тут же запустить самолет и тут же разбить. Это труд, усилие, усердие, тут не до забав, во время полета любой авиамоделист всегда сосредоточен. Он должен следить за моделью, аппаратурой, техникой. Может, со стороны и кажется, что все легко и просто, но далеко не сразу полетишь даже в симуляторе.

Мы покупаем самолеты. Можно, конечно, делать самим, но у нас ни помещения, ни оборудования, ни материалов. Хотя однажды муж сам построил самолет и назвал его «Светлана». Во все крыло красного самолета была белая надпись, которая отчетливо виднелась в небе. Когда модель разбилась, было очень жалко и досадно. Все самолеты у нас любимые, они нам как дети.

Настоящим самолетом я управлять не хочу, боюсь высоты. Хотя меня прокатили на дельтаплане — это классно, ощущения непередаваемые.

О сложностях

В России авиамоделизм вообще не развит, со стороны государства поддержки нет. Вот у нас в Вологде был кружок, его закрыли, помещение отобрали. Потом выделили комнатку, где пилоты занимались с детьми бесплатно, — отобрали и это помещение. Хотя кружки авиамоделирования очень полезны: дети учатся плюс мастерят своими руками, развивают воображение.

Расскажите друзьям