Александр и Наталья
Поженились в первый раз, когда Александру было 23 года, а Наталье — 18. Прожили в первом браке 12 лет, в разводе были семь лет. Весной 2016 года снова поженились.
Игорь и Инга
Поженились, когда Игорю было 29 лет, а Инге — 27. Прожили в браке семь лет, были в разводе пять лет. Во второй раз поженились в 2014 году.
Мы с Игорем познакомились, когда мне было 26 лет, а ему 28. Я занималась рекламой, он — пиаром. Мы жили в Краснодаре. У него за плечами уже был один развод. Они с будущей женой встречались с детства, потом поженились, чуть позже она ему изменила с его другом, и вскоре об этом узнал весь город. Спустя некоторое время мы с ним познакомились, все закрутилось, как в фильме, мы решили, что это любовь, и стали жить вместе. Через год я забеременела и мы поженились. Потом Игорю предложили хорошую работу в Москве, я уволилась, взяла сына и поехала с ним строить семейную жизнь на новом месте.
Мы прожили вместе еще пару-тройку лет (в общей сложности первый брак длился семь лет) и больше не смогли. Начался кризис, который мы не сумели преодолеть. Мы всегда давали друг другу много свободы. Муж мог позволить себе погулять, выпить с друзьями, в том числе и с друзьями противоположного пола, и прийти под утро, то же могла сделать и я. Но в какой-то момент и у меня, и у него стали появляться подозрения, сомнения друг в друге. Еще одним поводом для ссор стал тот факт, что через некоторое время после нашего переезда в Москву Игорь перевел в столичную школу свою дочь от первого брака и захотел, не посоветовавшись со мной, прописать ее в квартире, которую мы купили совместно. Я случайно об этом узнала и втайне пошла и написала заявление, что я не согласна на прописку его дочери у нас и прошу в мое физическое отсутствие никого в мою квартиру не прописывать. Вместе мы это никак не обсуждали, настолько стали далеки друг от друга. Когда он пошел в ФМС оформлять документы дочери и узнал о том, что я сделала, он был взбешен. Последней каплей для него было то, что я не поехала провожать его в аэропорт, когда он улетал в командировку. Мы сильно поссорились. Не могли ни договориться, ни обсудить, ни отступить.
Это были сумасшедшие семь лет. Затем мы ужасно тяжело разводились. Были и тяжбы в судах, и дележка квартиры, и разбирательства с алиментами. Если меня сейчас спросить, какое самое ужасное событие в моей жизни, я отвечу, что это тот бракоразводный процесс. Суд разделил квартиру пополам. Жить там втроем стало невыносимо, я сняла жилье и съехала с сыном. Игорь переехал работать в Тверь по контракту. В нашей квартире осталась жить его дочь. Через три года хозяйка съемной квартиры срочно попросила меня съехать — и я вернулась в ту квартиру.
С момента развода прошло пять лет. За это время я успела побывать в гражданском браке. Мой мужчина очень хорошо относился и ко мне, и к сыну. Сын его очень полюбил. Но я его не смогла полюбить так, как бывшего мужа. Когда поняла это, поблагодарила его, и мы расстались.
Игорь в Твери в те годы создал новую семью, у них родилась дочь, они запустили общий бизнес. А вскоре после того, как его уволили с работы и забрали служебную квартиру, его супруга отобрала у него и бизнес, и общий автомобиль. Он позвонил мне и сказал, что находится в отчаянии. Через пару дней приехал в нашу квартиру с чемоданом временно пожить.
Сначала мы четко поделили пространство (в одной комнате он, в другой — я с сыном). О возобновлении отношений не шло и речи. Первые девять месяцев он был безработным, занимался поиском заработка и домашними делами. Когда я приезжала с работы, меня дома ждал ужин. Потом как-то естественно получилось, что мы вместе пошли одевать сына к школе, обсуждали его школьные дела. Такие совместные заботы нас опять сблизили. Сын долгое время держал отца на расстоянии и, если честно, до сих пор до конца не принял его. А у меня все снова вспыхнуло, началась вторая жизнь. Я поняла, что люблю Игоря.
Однажды вечером мы сели, поговорили о прошлых ошибках и просто простили друг другу все. Сейчас мы на те же грабли не наступаем. Я уверена, что люди меняются. Когда ты выходишь замуж в 25 лет, ты еще сам про себя ничего не знаешь. Ты не можешь обещать любимому человеку быть верным, благородным, жертвенным хотя бы потому, что в этом возрасте еще не успел побывать в разных ситуациях и проверить, так ли это. Человек в 25 и тот же человек в 40 — это как Нил и Волга. Игорь, который раньше вообще не шел на уступки, теперь делает их колоссальное количество. В нашем первом браке муж был чрезмерно ревнивым (настолько, что это выводило меня из себя), тратил кучу денег на путешествия, несмотря на то что у нас были более важные нужды (оплата которых в итоге ложилась на мои плечи), у него не было понятия «семейный бюджет», был только его собственный, отдельный от нашего с сыном. Раньше он без спроса приводил свою дочь — и я должна была что-то готовить и заниматься ею. С дочерьми он теперь общается на нейтральной территории. И вообще, мы больше не обсуждаем его детей, только нашего сына.
Прошлое осталось в прошлом, сейчас мы вообще друг другу не припоминаем того, что было. Когда мы снова сошлись, все его родственники были рады. Мои родители восприняли это спокойно. У меня нет мысли, мол, а вдруг все снова будет, как раньше. За время нашего расставания я сделала неплохую карьеру, купила себе отдельную квартиру. Я пережила это и стала более независимой. У меня были сомнения только первый год, после того как мы воссоединились. Было боязно, я часто оглядывалась. А потом раз и все — началась вторая жизнь. Если постоянно будешь возвращаться мыслями назад, то ничего хорошего не выйдет. Даже если и во второй раз ничего не выйдет, то и ладно, это тоже опыт.
Наш с Ингой первый брак был вполне нормальным. При этом было, конечно, много ошибок, боли, непонимания, это все накапливалось, приводило к конфликтам.
Основной причиной была ревность, причем с обеих сторон. Мы старались не ограничивать друг друга в свободе передвижений, оба любили повеселиться в компании друзей, куда-то уйти с приятелями на всю ночь. Например, вполне могла произойти такая ситуация: я сижу дома с ребенком вечером, а Инга уходит с друзьями развлекаться до трех часов ночи, я ее жду, она возвращается, начинается скандал. Бывало, что мы менялись ролями. Случалось, что ревновали на пустом месте, как это часто по молодости бывает, а порой были поводы для этого, мы много ссорились. Дыма без огня не бывает.
Сейчас мы также можем по отдельности пойти куда-то со своей компанией отдохнуть, но относимся к таким ситуациям проще: ко второму браку мы созрели, стали доверять друг другу гораздо больше. Вообще, в первых отношениях у нас было довольно много нехорошего. Мне кажется, в основном это было из-за того, что мы друг друга не слушали, не слышали, да и не пытались этого делать. Только недавно узнал, что Инге казалось, что якобы мы раньше прямо делили имущество, территорию, что у нас были какие-то недопонимания по поводу финансов. Мне, наоборот, кажется, что таких вопросов у нас вообще не возникало и проблемы были только с ее стороны. Зачастую дело не в том, что происходит, а в возрасте, в котором ты на это смотришь и реагируешь, в пылкости, в твоей точке зрения. Теперь ей кажется, что у нас нет недопонимания в отношении финансов, а как по мне, ничего не менялось в моем поведении, я как вел себя в этом вопросе, так и веду.
Несмотря на то что было очень много ссор и обид, когда Инга сообщила, что хочет развестись со мной, я был категорически против, не понимал, зачем нужно расставаться, тем более что у нас растет общий ребенок. А потом подумал и решил, что так будет лучше. Разрыв отношений у нас был довольно жестким, оба были уверены, что это навсегда.
За время, проведенное врозь, мы многое пережили, переосмыслили, повстречали разных людей. Я решил вернуться к жене и сыну, потому что они моя семья. С сыном отношения даже не пришлось налаживать, потому что мы с ним отлично проводили время, даже когда были с женой в разводе, я брал его отдыхать с собой, он был рад, что мы снова стали жить вместе. Когда мы с Ингой воссоединились, у меня, конечно, были опасения, что мы снова все нечаянно разрушим, но потом я стал замечать, что с возрастом мы стали гораздо терпимее друг к другу. Прошлыми ошибками друг друга не стыдим. У меня отношение к нашим с Ингой двум бракам сейчас как к жизни с двумя разными людьми. Мы очень изменились, а, если быть точнее, мы именно повзрослели, сформировались. Теперь мы стараемся сознательно предотвращать конфликты, потому что они способны разрушить даже самые крепкие отношения.