В конце апреля студентка МГУ заявила о домогательствах со стороны преподавателя. После этого учащиеся вуза написали открытое письмо против сексуальных злоупотреблений в университете. Несколько дней назад появился проект «Скажи громко», созданный шестью активистками, для поддержки пострадавших от харассмента в вузах. Мы поговорили с его авторками.

Авторки проекта «Скажи громко»

Анна Невольских, Дарья Ахапкина, Александра Сорокина, Ульяна Маханова, Татевик Аванесян, Анастасия Овчинникова

Идея проекта родилась в конце апреля, после появления нескольких заявлений студенток исторического факультета МГУ о домогательствах. Изначально мы планировали сделать что‑то более локальное: одной из идей было провести пикет в Zoom, записать его на видео и выложить как коллективное обращение от студенток. Но потом решили, что этого недостаточно, и можем сделать больше.

Проектом занимаются шесть человек: пять студенток четвертого курса филологического факультета МГУ и искусствоведка, выпускница другого вуза. Мы собрались в марте, когда вместе готовили акцию к Международному женскому дню. Некоторые из нас в этом году заканчивают учебу, и мы не думали, что до выпуска будем таким же составом делать другой проект совсем иного масштаба.

Наша цель — координировать пострадавших и специалисток, которые могут оказать им правовую и психологическую помощь. Также информантки могут дать согласие на публикацию их историй, при этом обязательно оговаривается степень анонимности, а если девушка захочет назвать имена, обязательна предварительная консультация с юристкой. У нас уже есть небольшая база юристок и психологинь, в ближайшие дни опубликуем их контакты на сайте. Но мы все еще очень ждем желающих сотрудничать и просим писать нам на почту.

Мы только запустились и нам пока еще не присылали историй. И, если честно, никто из нас не ждет, что волна поднимется моментально. Зато успеваем собрать базу специалисток и можем гарантировать помощь всем обратившимся.

Мы сами никогда не сталкивались с домогательствами в вузах. Вероятно, поэтому нам проще начать об этом разговор: нет связи с травматическим опытом. О масштабах проблемы сложно говорить в ситуации тотального замалчивания, но по разговорам с другими активистками понятно: то, что нам известно о домогательствах сейчас, — только вершина айсберга.

Культура молчания обеспечивает незыблемость авторитетов и гарантирует уважение к вышестоящим в иерархии. Университет, особенно российский, — довольно жесткая структура. Чтобы двигаться вверх или хотя бы просто держаться на плаву, нужно быть «удобной», не создавать проблем, не ставить авторитет и систему под сомнение.

Студенты далеко не всегда решаются даже просто пожаловаться на неадекватное поведение преподавателей, не говоря уже о таких серьезных заявлениях, как обвинение в домогательствах.

Плюс вопрос доказательств: его слово против ее слова, он в любом случае авторитетнее и скорее может претендовать на безусловную поддержку коллег и общественности.

Еще одна проблема: отсутствие комитета или ответственного сотрудника. Рядовая российская студентка, вероятнее всего, не знает, к кому ей обратиться, если она столкнулась с домогательствами. Опыт наших знакомых показывает, что травмированные девушки иногда могут обратиться за поддержкой к подругам, но не доносят произошедшее до сведения администрации. Сложно что‑то сделать, зная, что уставом вуза харассмент никак не контролируется — у нас в МГУ именно такая ситуация.

Подробности по теме
Возможны ли романтические отношения между преподавателем и студентом? Круглый стол «Афиши»
Возможны ли романтические отношения между преподавателем и студентом? Круглый стол «Афиши»

Более того, в конфликте, который разворачивается сейчас, выясняется, что гораздо больше тех, кто считает отношения преподавателей со студентками приемлемой практикой. Хорошо, что диалог между ними и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, начался. Да, со скандала и ругани в фейсбуке, но хотя бы начался. Другой вопрос, что пока это совершенно непродуктивно, потому что у спорящих разные исходные позиции, а активистки в этом споре находятся в уязвимом положении.

Мы на фоне этого думаем, как построить такой публичный диалог, в котором все будут друг друга слушать и слышать и будут одинаково защищены. Уже есть в разработке несколько идей, но пока просто хотим без проблем защитить дипломы. А потом все силы бросим на работу.