Посмотрите на свою вульву: зачем изображать женские гениталии и делать с них слепки

27 декабря 2019 в 19:10
Фотография: anilbolukbas/Getty Images
Активистку Юлию Цветкову этой осенью обвинили в ЛГБТ-пропаганде и распространении порнографии за рисунки вульв и обнаженного женского тела, которые она выкладывала в соцсети. Авторка «Афиши Daily» Милана Логунова решила выяснить, зачем люди во всем мире делают интимные портреты, натуралистичные слепки вульв и говорят о вагинах.

Я сижу в кресле, раздвинув ноги, голая ниже пояса. Смотрю в окно на панораму зимнего города, пока мастерица Евгения надевает резиновые перчатки и прицеливается к моей вульве. Я немного переживаю, но стараюсь не паниковать раньше времени. Момент волнительный — это первый раз, когда будут делать слепок моих гениталий. Признаться честно, раньше никто на нее, кроме врачей, так пристально не смотрел, да и я сама никогда не смотрела на нее в зеркало — все знакомство только на ощупь. Не припомню, чтобы и мальчики засматривались на вульву — обычно я прошу выключить свет. Меня знобит: вдруг она получится уродливой?

Евгения садится напротив, рукой поправляет лепестки вульвы. Затем берет из чаши густую голубую массу, чем‑то напоминающую зубную пасту, и накладывает ее между ног. Евгения улыбается без капли смущения — кажется, это первый человек, который улыбается моей вульве. Немного холодно, но я успокаиваюсь, и меня больше не знобит. Откидываюсь на спинку кресла и расслабляюсь. Через 20 минут мастерица уже отдает гипсовый портрет моей вульвы. Половые губы действительно похожи на ребристые, мягкие лепестки — чуть больше, чем я себе их представляла, но все равно приятные взгляду. Разглядывая слепок, мне становится спокойнее — наверное, мое тело не такое уж и непривлекательное, как я думала.

Дело Юлии Цветковой и репрезентация женского тела

Юлия Цветкова — активистка из Комсомольска-на-Амуре, которую этой осенью обвинили в распространении порнографии за бодипозитивные иллюстрации и картинки, отдаленно напоминающие вульвы, а также в ЛГБТ-пропаганде за театральную деятельность. В подростковой театральной группе «Мерак» она ставила спектакли, в которых выступала за свободу женщин и женского тела, в группе «Монологи вагины» в «ВКонтакте» публиковала рисунки вульв, а в других соцсетях — рисунки проекта «Женщина не кукла». Прокуратура сочла эту деятельность незаконной и потребовала шесть лет тюрьмы. 11 декабря суд оштрафовал Юлию Цветкову на 50 тысяч рублей за ЛГБТ-пропаганду. Уголовное дело о распространении порнографии еще открыто — Юлия находится под домашним арестом.

Дело Юлии Цветковой вызвало большой резонанс: с 6 по 9 декабря активисты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и многих других городов стояли в одиночных пикетах. 21 декабря московские активисты организовали выставку в поддержку девушки. 28 декабря такая же выставка пройдет в Петербурге.

«Юля почти не известна в Москве, но очень важна в небольшом Комсомольске-на-Амуре, и то, что происходит сейчас, — это способ медийного убийства человека», — говорит Владимир Комов, активист движения Action. «Безусловно, теперь я беспокоюсь и за себя, и за друзей, которые так или иначе связаны с секспросветом, — рассказывает скульптор Мария Додосова. — Какие меры предосторожности нужно предпринимать — непонятно. Теперь можно закрывать большие книжные сети, продающие книгу «Viva la vagina», электронные СМИ, которые когда‑либо затрагивали тему вульв, а таких за последние три года было немало». Режиссерка София Васенкина говорит, что «пошлость» — понятие крайне растяжимое. «На мой взгляд, в пошлости есть определенная неуместность, в то время как искусство будет нести какую‑то конкретную мысль и выражать автора. Сейчас рисунки Юли называют пошлостью, хотя ничего пошлого в них нет», — заключает она.

Репрезентация женских половых органов в массовой культуре — это далеко не всегда порнография. Уже давно во многих странах подобная деятельность считается бодипозитивным трендом.

В средствах массовой культуры женские части тела, в том числе вульвы, изображаются нереалистично — слишком маленькими, аккуратными и гладкими, а наличие клитора может игнорироваться вообще. Из‑за этого многие женщины стыдятся своего тела: они записываются на пластическую операцию половых губ, стесняются открыто разговаривать с гинекологом о своих проблемах, считают мастурбацию постыдным занятием и за всю свою жизнь могут ни разу не посмотреть на свою вульву в зеркало, заранее считая ее уродливой.

По мнению активистов — таких как Юлия Цветкова — репрезентация «живых» половых органов может решить проблему. По этой причине во всем мире бодипозитивные художники делают интимные портреты женщин, оригинальные слепки, керамические и другие сувенирные изделия с вульвами, а также ставят спектакли, где женщины разговаривают от лица своих половых органов. В России таких творцов тоже много: я поговорила с ними и даже попробовала некоторые услуги на себе, чтобы понять, насколько это поможет мне в принятии моего тела.

То самое место и зачем ему слепки

В дейтинг-приложении на вопрос «Как дела?» мужчина скидывает мне дикпик. Я не знаю, как реагировать, потому что вижу перед собой не фото, а белый слепок. Парень по имени Юра опережает мое возмущение и отвечает: «Сегодня на феминисткой ярмарке волонтерил и торговал слепком своего пениса. Этот гипсовый, еще есть шоколадный и леденец». После расспросов я узнаю, что речь идет о работе феминистского бренда «Машино хозяйство», а парень дружит с основательницей и иногда помогает ей на мероприятиях. В основном Мария занимается оригинальными слепками вульв, а пенисы лепит заодно, чаще всего не эрегированные — она говорит, что многие мужчины стесняются показывать пенис именно в таком скукоженном и расслабленном состоянии.

Техника создания слепка гениталий проста. Сначала на вульву или пенис наносят специальную смесь — гипоаллергенный материал, который используют дантисты. После затвердения полученный объект помещают в форму для заготовок — например, в круг. После в форму заливается гипс. Изделие сохнет около 20 минут. Готовую скульптуру можно отшлифовать и покрасить в любой цвет, придать вид золота, бронзы или камня.

Мария работает у себя дома: обычная однокомнатная квартира в спальном районе, но с изюминкой — все поверхности в доме заняты свечами, конфетами, леденцами и даже тортами в виде человеческих гениталий. Каждый слепок уникален и сделан с модели. Как говорит сама Мария, «слепок — это возможность познакомиться с собой. Даже если ты поставишь систему зеркал, так близко свою вульву увидеть не получится. Кроме этого, от такой процедуры могут возникнуть негативные эмоции, в то время как слепок похож на арт-объект — на него приятно смотреть».

Мария говорит, что практика слепков распространена шире, чем принято думать. Технология довольно простая, поэтому многие студенты-скульпторы делают слепки себе и своим знакомым, пока учатся.

Евгения Разинкова учится на последнем курсе московского художественного института имени Сурикова и время от времени в своей мастерской тоже делает слепки вульв: в основном бесплатно для создания художественных инсталляций, но иногда и за деньги, чтобы окупить затраты на материалы. Я записываюсь к ней на сеанс — он длится примерно час, слепок выдается сразу же.

«Пару лет назад я сделала слепок своей вульвы, потому что мне хотелось отточить технологию, и вульва — это первое, что пришло в голову. Она маленькая, и с ней легко работать, — говорит Евгения, пока смешивает какие‑то порошки в чаше, чтобы сделать гипс. — После этого была стадия принятия. Вульва показалась мне очень даже симпатичной, хотя не такой, какую я привыкла видеть у порномоделей. Сейчас через меня прошли уже около 30 вульв. У меня больше не возникает бурных чувств, когда я на них смотрю. Все они очень разные, но все одинаково красивые».

Я надеваю джинсы и осматриваю мастерскую, пока застывает форма. Стандартные слепки вульв сделаны в форме небольшого круга, который помещается на ладонь. Есть и другие интересные работы — например, слепок женской груди, перевязанной веревками, или слепок ягодиц, из которых выглядывает анальная пробка. Все в оригинальных размерах. Причин сделать такой слепок может быть множество.

Евгения рассказывает, что одна девушка собиралась сохранить свой слепок, чтобы потом передать по наследству детям — ей показалось, что семейная галерея гипсовых вульв была бы красивой идеей.

В студии мастерицы я вижу арт-инсталляцию: к большой квадратной плите прикреплены слепки 36 вульв. Они светятся разноцветными огнями, словно фонарики. Глядя на это, я вспоминаю, что изображение вульв часто используется в современном искусстве — к примеру, «Великая стена вагины» британского художника Джейми МакКартни: в 2011 году он сделал 400 уникальных гипсовых слепков вульв разных форм и размеров — там есть вульвы близняшек, транссексуалов, женщин до и после родов, пациенток после лабиопластики (эстетическая пластическая операция по изменению внешнего вида половых губ. — Прим. ред.), вульвы женщин разного возраста.

— А пенисы ты не делаешь? — спрашиваю я Женю.

— Пока что я делаю проект только с женщинами, но чуть позже начну работать со всеми моделями. Делать мужские слепки сложнее, чем женские. Пенис должен 10 минут находиться в эрегированном состоянии, при этом раствор довольно холодный.

Об этой же проблеме говорит другой скульптор из Петербурга. Ринат Моисеев уже 10 лет делает слепки частей человеческого тела. «Вульвы в последние пару лет пользуются большим спросом, когда как из всего спектра частей тела [пригодных для создания слепков] пенисы заказывают меньше всего, — говорит он мне. — На мужском теле часто много волос, которые просто портят маску при вынимании, да и модель испытывает дискомфорт. А еще это уже считается дурным вкусом, в отличие от слепков вульв. Часто их делают, чтобы подарить, а иногда приходят парами — процедура сближает людей».

Сделать слепок пениса можно в домашних условиях, без помощи мастера: например, с помощью набора Clone Boy, который продается в секс-шопах. Кроме необходимых порошков и жидкостей для смешивания в наборе имеется вибратор, который можно вставить внутрь слепка и таким образом использовать как секс-игрушку. На промовидео создание слепка кажется простым, однако на практике это далеко не так. Я тоже взяла на тест-драйв эту игрушку. Для простоты попыталась создать клон банана, но в итоге форма получилась неровной, жидкий латекс протек. Спустя три часа работы получившийся слепок на ощупь оказался липким, а на внешний вид — немного уродливым.

Футболки, мыло, брошки, чашки и другой вульва-бизнес

Амстердамская художница Хильда Атланта занимается необычным художественным активизмом. Каждый день с 2016 года она выкладывает в свой инстаграм @the.vulva.gallery по одному рисунку вульвы — все эти изображения сделаны на основе фотографий ее подписчиц. Черные, оливковые и розовые, сморщенные, упругие и растянутые — в этой галерее Хильда собирает вульвы всех цветов, форм и размеров, чтобы показать, какими они бывают на самом деле.

«Если вы человек с вагиной, но не занимаетесь сексом с человеком с вагиной, то вряд ли видите чужие вульвы, кроме идеальных крошечных вульв из порно, — говорит она в одном из интервью. — В результате вы можете почувствовать, что с вашей вульвой что‑то не так: половые губы более упрямы, чем должны быть, а кожа темнее».

В 2019 году в Нидерландах вышел бодипозитивный мерч с ее работами: на сайте можно заказать календарь, переводные татуировки, наклейки и носки. Хильда уже известна во всем мире, и теперь каждый день ей присылают фотографии гениталий, чтобы та их нарисовала. Художница не берет денег, но получить интимный портрет крайне сложно — очередь слишком большая.

Если любоваться своей вульвой психологически сложно, то можно окружить себя изображениями абстрактных интимных губ, чтобы привыкнуть к ним. В Британии эту идею продвигает первый в мире музей вагины. Кроме выставок в их магазинчике можно увидеть вязаные вульвы, вульвы-брошки, натуралистичные вульвы-подвески.

В России похожей деятельностью уже четыре года занимается волгоградский бренд Mylochlen, который варит мыло в виде гениталий. Например, мыло в форме вульвы можно заказать по 150 рублей за штуку. «Сладкие причиндалы» — другой секс-позитивный бренд, уже из Красноярска, который делает натуралистичные шоколадные вульвы, а вот аккаунт @oriori_store предлагает заказать менее провокационную брошь-вульву, внешне напоминающую цветок. У одесской современной художницы Евы Ятт можно купить авторские футболки с изображением вульвы. Этой весной у нее прошла выставка скульптур-вульв G-Cult, на которой были представлены вульвы-планеты, вульвы-цветы, вульвы-мебель и даже вульвы-шляпы.

В Петербурге секс-позитивные чашки производит мастерица Евгения Борыня. С 2018 года она делает керамические чашки ручной работы, на донышке которых вылеплена небольшая вульва. В своих постах Евгения говорит, что изготавливает их для привлечения внимания, чтобы больше людей начинали интересоваться бодипозитивными идеями. Недавно мастерица также стала делать вульвы-брошки.

Скандинавская художница-феминистка Лив Стремквист в книге «Плод познания» объясняет необходимость по-новому изображать женские половые органы тем, что в учебниках и атласах по анатомии во всем мире почти всегда отсутствует изображение и описание клитора и половых губ. «Это акт психологического генитального обрезания, — пишет она. — Такое неполное и неточное описание женских гениталий может подтолкнуть девочку-подростка лечь на пол с зеркальцем и прийти к выводу, что с ней что‑то не так. То, что не имеет названия, не существует». В связи с этим активистка требует переосмыслить анатомическое изображение женской половой системы.

О чем думает вагина

«Монологи вагины» — постановка в жанре документальной драматургии. Она была написана американской феминисткой Евой Энслер и впервые показана на Бродвее в 1996 году. В спектакле женщины разного возраста, телосложения и социального положения озвучивают рассуждения о своей вагине. Монологи составлены на основе двухсот реальных интервью, в которых Ева попросила женщин рассказать правду о том, что они думают о своих половых органах.

Подавляющее число респонденток признались, что ни разу не смотрели на свои гениталии в зеркало, ни разу не мастурбировали, потому что в детстве их за это наказывали, во время секса испытывали стыд, а к своей вульве относились с отвращением.

Эти откровенные истории стали громким признанием, но не единственной заслугой Евы Энцлер как активистки. 14 февраля 1998 года Ева учредила организацию V-day, которая выступает против любого насилия над женщинам и теми, чья гендерная идентичность совпадает с женской. Манифест организации гласит, что любая активистка любой страны мира может получить права на постановку спектакля «Монологи вагины». Основные условия: участвовать в спектакле должны непрофессиональные актрисы, а вся выручка с представления обязана идти на благотворительную поддержку женщин, оказавшихся в трудной ситуации.

В России в 2019 году «Монологи вагины» ставила режиссерка София Васенкина — весной и летом она показывала спектакль в московском арт-пространстве «Эфир». По ее словам, организация V-day не только дает права на спектакль, но и помогает. Например, чаще всего в спектакле участвуют актрисы, которые когда‑то пережили насилие или чувствуют неудовлетворенность своим телом. Таким образом, участие в постановке может стать для них терапевтическим событием. Психотерапевты, участвующие в постановке, ведут с ними групповые беседы по принятию своего тела, а иногда просят выполнять задания: рассмотреть свою вульву в зеркало или написать монолог от лица собственной вагины.

— Репетиции, может, даже более важны, чем спектакль, — рассказывает режиссерка София. — Они снимают чувство отчужденности от собственного тела и скованность, связанную с разговорами о наших телах. Все-таки не каждый день ты намеренно садишься обсуждать с группой других женщин свою вагину.

В 2016 году спектаклю исполнилось 20 лет. В одном из интервью на вопрос, как за все это время изменилась ситуация, Ева Энцлер ответила так: «Я удивлена, что в этом сезоне, спустя 20 лет, на участие в спектакле зарегистрировались 700 женщин. Культура почти не изменилась, поэтому спектакль по-прежнему актуален — может быть, даже больше, чем когда‑либо. Когда женщины рассказывают свои истории перед сотнями людей, для меня становится ясно, что многие зрители раньше не знали о масштабе проблемы и благодаря этому опыту уходят полностью преобразованными и изменившимися. Недавно была сделана версия «Монологов» с транс-женщинами — это было потрясающе».

Терапевтическая практика писать монологи от лица своей вульвы или о своей вульве теперь ушла далеко за пределы спектакля, и она распространена шире, чем принято думать. Время от времени отечественные активистки просят женщин описать свою вульву, а некоторые даже делают рисунки. Для многих женщин это стало поводом наконец-то рассмотреть интимную часть своего тела и постараться найти в ней что‑то прекрасное.

В рассказах можно встретить такие истории:

«Моя вульва — темная с фиолетовым оттенком, хотя вся моя кожа, наоборот, светло-оливковая. На моей вульве есть волосы, но мало, никогда ничего с ними не делаю, они редкие, черные и прямые».

«В 14 лет я обратила внимание, что мои малые половые губы на самом-то деле ни разу не малые. Они огромные, почти черные, и их края, слегка припухлые, похожи на кружева. Это сейчас я люблю свою вульву, а в период с 16 до 19 лет я копила на лабиопластику».

«Малые половые губы у меня разного размера — правая небольшая, плотная и розовая, левая — тонкая, как лепесток цветка, и синеватого оттенка. Хоть когда‑то меня это беспокоило, сейчас она кажется мне просто прекрасной».

Вульва на подоконнике

Признаться честно, посмотреть на свою вульву в зеркало я пока не решилась — такая простая процедура, но почему‑то она все еще кажется мне отталкивающей. Когда в 12 лет на моем лобке впервые стали появляться волосы, они казались мне неестественными и некрасивыми. В 15 лет, когда я впервые покрасила волосы на голове, заодно решила нанести краску и на лобок — лучше бы я так не делала. Кожа покрылась сыпью, и с того момента я решила, что больше не буду смотреть туда.

Сложно точно сказать, почему у меня сложилась такая неприязнь к своей вульве. Может быть, образ того, как должно выглядеть женское тело, распространился настолько повсеместно, что я даже не замечала, когда, где и что видела. А может быть, дело совсем не в культуре, и моя проблема — это обычная подростковая хандра по поводу изменений тела.

Но все же я не могу отрицать, что стала смотреть на свою вульву чаще. Прямо сейчас слепок с нее лежит на подоконнике рядом с книгами и цветами, и я смотрю на него каждое утро, когда пью чай. В гипсовом варианте вульва действительно кажется мне красивой: неровности на коже придают ей рельефности — их хочется разглядывать. Возможно, в скором времени слепок поможет мне полностью принять свое настоящее тело. Когда я принесла копию вульвы в редакцию, мне сказали: «Ух ты, почему она такая маленькая и милая?» — после этого я поняла, что порой отношусь к своему телу предвзято.