Редакция попробовала покупать продукты без упаковок, но эксперимент провалился

Фотография: Noel Hendrickson/Getty Images
Отказ от одноразовых упаковок — одна из главных тем этого года. Несмотря на широкое обсуждение, в России ежегодно используют больше 27 миллиардов пластиковых пакетов — этого количества хватит, чтобы три раза покрыть территорию Москвы. Проверяем, легко ли обычному горожанину отказаться от пластика. И как на это реагируют в магазинах и кулинариях.

«Братья Караваевы»

Таня Решетник
Шеф-редакторка раздела «Красота»

«Моя первая остановка — всем известная сеть столовых, куда я иду в обеденный перерыв. Беру с собой пластиковый контейнер и готовлюсь вызвать гнев очереди, когда начну объяснять официанту, что упаковать салат нужно в мою тару. Молодой человек по ту сторону прилавка и бровью не ведет на просьбу «В мой контейнер, пожалуйста!», спокойно накладывая еду в принесенную емкость. Правда, тут же я вспоминаю, что хотела заказать еще и суп, а лотка для жидкости у меня с собой нет. Эта попытка провалена наполовину, но лишь по моей вине».

Prime

Кристина Сафонова
Спецкорка

«На Даниловской мануфактуре, где находится наша редакция, не так много мест для быстрого перекуса, поэтому в «Прайм» я захожу почти каждый день. Большинство позиций здесь заранее упакованы в пластик или картон, исключение — сладкие хлебобулочные изделия на кассе и супы. Выбираю один из последних и прошу налить его в принесенную тару. В глазах девушки за кассой читается фраза из стикерпака «Пингвин в очках»: «Алло, вы шо … [ку-ку]?» — что не мешает ей выполнить мою просьбу.

На прощание она дает мне пластиковую упаковку с сухариками и тянется за пакетом. К слову, я отказываюсь от пакетов в «Прайме» уже несколько месяцев, но сотрудники все равно каждый раз спешат упаковать мою еду. Их реплики «Но вам же будет горячо!» подсказывают, что делается это из заботы о клиенте, но лучше бы они подумали об окружающей среде».

«Вкусвилл»

Дарья Благова
Редакторка раздела «Отношения»

«Я прихожу в магазин за помидорами и огурцами, там же решаю купить сетку для взвешивания овощей и фруктов (одна у меня уже была, но я ее оставила дома, с собой взяла большую тканевую сумку). Кладу в сетку три помидора, а два огурца просто бросаю в корзину. На кассе происходит вот что: продавщица взвешивает огурцы и кладет их в пластиковый пакет. Я возмущаюсь: «Но я же купила у вас сетку! Положите туда». Кассирша пожимает плечами, делает, как я сказала, и… выбрасывает пакет. Я стою такая эко-эко и не понимаю, как вести себя дальше.

Во «Вкусвилле» овощи и фрукты взвешивают на кассе — это плюс, потому что не приходится клеить бумажный ценник. Но претензий к этой сети у меня много. Здесь постоянно говорят о важности защиты окружающей среды (каждый магазин обклеен мотивирующими плакатами), но сами при этом используют очень много лишней упаковки. Например, там всегда можно встретить помидоры в индивидуальном лотке, хотя рядом в ящике лежат такие же. Экзотические фрукты, как правило, замотаны в пакет, а также в сеточку и коробочку, и варианта купить их без упаковки — нет.

Ну и самое главное: сеточка для овощей стоит 90 рублей, а потому никак не может конкурировать с бесплатным пакетом. Столь высокую цену на многоразовую упаковку я считаю проявлением лицемерия. Хотя, в общем-то, это касается всех магазинов: пора бы уже перестать возлагать ответственность за окружающую среду на одного лишь потребителя и взять на себя хотя бы часть обязанностей».

Кристина Сафонова
Спецкорка

«Сюда я отправляюсь с двумя шоперами. В один из них кладу виноград и 5 мягких помидоров — сразу понятно, сумку придется стирать. В другой — связку бананов, 3 огурца, несколько мандаринов и шпинат в пластиковой упаковке (это не по правилам эксперимента, но без него мне не обойтись). Купить что-то еще, не воспользовавшись пластиковым пакетом, — нереально. Чтобы преодолеть возникшее чувство неловкости, сразу же протягиваю парню за кассой первую сумку: «Это кишмиш, белый». Он — видимо, по привычке — спрашивает, нужен ли мне пакет, а затем без лишних слов взвешивает все мои покупки. Если бы не упакованный шпинат и необходимость идти за продуктами на следующий день (купила я явно недостаточно), можно было бы считать это победой».

«Ашан»

Таня Решетник
Шеф-редакторка раздела «Красота»

«Бегу в супермаркет сразу после работы и успеваю ворваться за полчаса до закрытия. Из офиса я прихватила пакет (пускай пластиковый, зато хотя бы использую его повторно) и многоразовый зип-лок из ИКЕА. В последний складываю шампиньоны, которые здесь продают на развес. Поверх леплю клейкий ценник — его сниму дома, а зип-локом воспользуюсь в следующий раз. Проблема возникает на кассе. Покупки складываю в принесенный с собой пакет, но под их тяжестью он расходится по шву. Решаю не покупать на кассе пластиковый пакет — это против правил эксперимента — и неловко рассовываю мелочи по карманам, а пакет с шампиньонами и упаковку яиц гордо несу в руках. Не слишком удобно. По-хорошему, нужно было взять с собой холщовый шопер, но я не всегда планирую поход в магазин с утра, когда выхожу из дома, так что остается только запастись тканевыми сумками на работе».

«Доброном» в районе Измайлово

Дарья Благова
Редакторка раздела «Отношения»

«Я прихожу в магазин с сеткой из «Вкусвилла», кладу туда помидоры, а два огурца просто бросаю в корзину. Сотрудница магазина, стоящая у весов, пытается наклеить бумажку с ценой и весом продукта на сетку, но она тут же отваливается — приходится лепить ее на корзину, а на кассе отдирать. На каждый огурец продавщица тоже наклеивает по бумажке (ни одного вопроса не задает!). На кассе продукты пробивают без проблем. С другой стороны, меня здесь знают давно и уже ничему не удивляются.

«Доброном» — это сеть супермаркетов, которая сконцентрирована в Измайлово (девять магазинов) и ближайших районах (еще четыре). Там большой ассортимент продуктов, неплохие овощи и фрукты (могут поспорить с теми, что во «Вкусвилле»). Мусора здесь используется, конечно, много: лотки-пенки, большие и маленькие пакеты, ценники для взвешивания. Но (уж не знаю почему) во всех магазинах «Добронома» продавцы толерантны к любым причудам покупателей, в основном они ведут себя вежливо и отзывчиво, а пакеты лишний раз не предлагают (кстати, они здесь платные испокон веков)».

«Перекресток»

Дарья Благова
Редакторка раздела «Отношения»

«Я наклеила ценник на огромный кочан капусты (выбрала самый неприглядный и расслаивающийся) и положила его на ленту. Проблем не возникает: пробивают, предлагают пакет — я отказываюсь, кладу капусту в тканевую сумку и ухожу. Минус в «Перекрестке» только один — без чека, приклеенного на взвешиваемые продукты, я обойтись не смогла. В остальном здесь все как в «Доброноме»: упаковки много, но продавцы реагируют спокойно».

«Оʼкей»

Кристина Сафонова
Спецкорка

«Пожалуй, самый удобный магазин для эксперимента. Во-первых, здесь неплохой набор продуктов без упаковки: фрукты и овощи, орехи и сухофрукты, рыба и мясо, а также выпечка из местной кулинарии. Во-вторых, недавно в «Оʼкей» появился сервис «Терминал самостоятельных покупок»: можно получить сканер и самостоятельно пробить все товары. А значит, не надо стоять в очередях, объяснять кассиру, почему хочешь обойтись без пакетов, и в суете распихивать купленное по шоперам. Единственный минус — без взвешивания продуктов и стикера с ценой не обойтись».

«Гастроном № 1» в ГУМе

Дарья Благова
Редакторка раздела «Отношения»

«Здесь я покупаю обожаемые мной сливочные помадки (да, они уже в упаковке, но других вариантов купить их просто нет). Кассирша пытается засунуть маленькую коробочку в большой пластиковый пакет. Я ее останавливаю. Она округляет глаза и спрашивает: «Ну почему же?» Дальше я, как рекомендуется в чек-листе Гринписа, вежливо объясняю, что забочусь об окружающей среде. Тогда женщина отвечает: «Хм, понятно, давайте тогда положу помадку в бумажный пакет?» Говорю, что и бумажная упаковка мне не нужна, потому что для ее производства используется древесина, а помадка вполне поместится в мой рюкзак. Кассирша бурчит: «Ну как хотите, конечно, но у нас очень красивые пакеты, к тому же бесплатные». Затем неохотно рассчитывает меня и, как мне кажется, провожает долгим взглядом.

Надо сказать, что «Гастроном № 1» не присоединялся ни к каким экоакциям. Он живет особенной жизнью дорогого магазина с сувенирной едой для иностранцев, поэтому я не испытала недоумения, которое обычно преследует меня в том же «Вкусвилле». А реакция кассирши говорит лишь о том, что широкая общественность, возможно, ничего не слышала о вреде пластика либо не восприняла это всерьез. И мне все чаще кажется, что в крестовый поход против одноразовой упаковки готовы пойти только мы с вами».

«Азбука вкуса»

Кристина Сафонова
Спецкорка

«Когда «Азбука вкуса» присоединилась к акции Гринписа «Освободи планету! #ПорвиСПакетом», на сайте сети появилось заявление: мол, да, у нас много пластика, но мы только за, если вы решите воспользоваться своим контейнером (этой страницы больше не существует. — Прим. ред.). На деле все оказалось не так просто.

На мою просьбу положить рулет из лосося в принесенную емкость сотрудница отдела «Кулинария» парирует: «А у нас и свои есть». В ответ я мычу что-то о том, что их упаковки сделаны из пластика и вообще одноразовые. Но девушка не сдается: «Так мы и в них согреть еду можем!» Получив от меня еще один отказ, она все-таки идет навстречу и кладет рыбу в мой контейнер. Проблема возникает, когда нужно приклеить ценник: после мини-совещания с коллегой девушка все-таки решается налепить стикер на мою тару. Очевидно, со своими упаковками в «Азбуку» заходят не часто».

«Магнит»

Дарья Благова
Редакторка раздела «Отношения»

«В супермаркете большой выбор овощей и фруктов, но я беру только три яблока, которые не люблю и которые мне на самом деле не нужны. Бросаю их в корзину и иду на кассу. Сотрудница магазина кладет яблоки по одному на весы, потом так же по одному убирает. От пакета я отказываюсь, бросаю фрукты в рюкзак. Ни одного вопроса мне не задают, никто не возмущается и не предлагает упаковать покупки.

Российские сторонники Zero Waste часто рекомендуют покупать фрукты и овощи в «Магните» — на них не приклеивают ценники, выбор большой, а пакеты использовать необязательно. Но я хочу отметить один важный момент: здесь ужасные овощи и фрукты (незрелые или гнилые, промежуточного варианта нет), поэтому выбирать просто не из чего. Яблоки, которые я взяла, оказались приличными — наверное, повезло».

Рынок

Кристина Сафонова
Спецкорка

«Перед тем как отправиться на ближайший к дому рынок, я составила список покупок и посчитала, сколько пакетов мне понадобится. В итоге взяла один шопер для овощей и зелени, зип-лок из ИКЕА для винограда и пластиковый пакет для картошки (это лучше, чем просто отправить его на мусорку). Но уже в первой лавке становится очевидной моя ошибка — за покупками я пошла с мужем, и пока продавщица с укоризненным взглядом складывает картошку в мой пакет, Глеб покупает хурму, завернутую в целлофан.

На входе в следующую лавку он предлагает забить на эксперимент, и я довольно быстро соглашаюсь. Продавцы на рынке оказались готовы к отказу от упаковок, а вот я под конец слишком устала от их укоризненных взглядов и постоянной суеты с экосумками («А куда лучше положить финики? А помидоры?»)».

Вывод

Во время эксперимента мы покупали в основном фрукты и овощи. Остальные продукты без упаковки найти не так просто (в этом может помочь рейтинг Гринпис). Пока в Москве есть всего один Zero Waste Shop — он находится на станции метро «Мякинино», и тем, кто живет не в соседнем районе, вряд ли захочется туда ехать после работы или в выходной. Неупакованные мясо, рыбу и крупы можно найти в некоторых сетевых магазинах Москвы или на рынках, но часто условия их хранения вызывают массу вопросов. Выбирая между качеством и отсутствием пластика, скорее остановишься на первом.

Необходимость тратить время на поиски нужных продуктов — не единственная сложность, если вы решили жить без отходов. Прежде всего, нужно обзавестись большим количеством многоразовых упаковок: текстильные сумки, авоськи, стеклянные банки для жидкостей, контейнеры — почти все из этого стоит дороже неэкологичных вариантов. Кроме того, заскочить по-быстрому в магазин уже не будет так просто: вам придется либо носить все упаковки с собой, либо бежать за ними домой.

Проблема есть и в реакции работников магазинов и кулинарий. Да, вам вряд ли откажут в просьбе положить продукт в ваш контейнер, но придется либо объяснять свое странное поведение, либо терпеть недоуменные взгляды. Пока владельцы продуктовых сетей не перестанут лицемерить (плакаты с призывами заботиться об окружающей среде при большом количестве пластика в магазине иначе воспринимать не получается) и не займутся обучением собственных сотрудников, вам придется играть роль городского сумасшедшего.

Что можно сделать с ситуацией, если вы не готовы идти на жертвы, но хотите заботиться об окружающей среде? Действуйте по мере сил. Не берите лишний раз пакеты и рассказывайте о вреде мусора знакомым.

Расскажите друзьям