Аналитики предупредили, что каждый десятый выпускник вуза в РФ рискует остаться без работы

6 июля 2017 в 22:35

В условиях переизбытка выпускников вузов на рынке труда и при сохранении спроса на трудовые ресурсы с высшим образованием около 10% молодых специалистов рискуют остаться безработными. Такой вывод следует из исследования «Реформа высшего образования: Отечественный и зарубежный опыт», проведенного аналитическим центром при правительстве России.

Аналитики пришли к выводу, что при переизбытке кадров с высшим образованием работодатели продолжают испытывать острый дефицит в выпускниках со средним профессиональным образованием. Предложение превышает спрос более чем на 20% по состоянию на начало 2017 года.

Снижение зарплат среди преподавателей в вузах приводит к тому, что все больше специалистов задумываются о смене профессии. «Если в 2013 году, согласно данным социологического опроса, 18,4% преподавателей вузов хотели бы сменить работу, то на 2017 год показатель увеличился в 1,2 раза», — говорится в исследовании.

Также в России наблюдается процесс постепенного омоложения преподавательского состава в вузах. Если четыре года назад один из десяти специалистов был младше 30 лет, то сегодня этот показатель увеличился до каждого шестого. Соотношение преподавателей к студенческому составу продолжает падать — на сегодня менее 9 студентов приходится на одного специалиста.

Обращаясь к зарубежным примерам реформирования образовательных систем, аналитики выделили несколько ключевых, по их мнению, особенностей: посещаемость не всех занятий примерно у половины студентов, наличие работы на полный или неполный рабочий день и смена вузов во время обучения у двух третей обучающихся.

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. Законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования был принят в 2007 году, окончательное ее введение состоялось в 2011 году. В результате все выпускники по окончании бакалавриата получают дипломы европейского образца и могут продолжить обучение в любом вузе, входящем в Болонскую систему.