Ученые измерили самый короткий промежуток времени

16 октября 2020 в 18:27
Изображение на превью: Zoltan Tasi/Unsplash

Физики из Германии впервые изучили, сколько времени нужно фотону, чтобы пересечь молекулу водорода. Продолжительность процесса оказалась самым коротким промежутком времени, который на сегодняшний день успешно измерили, сообщают в Университете Гете во Франкфурте.

Египетский химик Ахмед Зеваил получил Нобелевскую премию в 1999 году за измерение скорости, с которой молекулы изменяют свою форму. Для этого он использовал ультракороткие лазерные вспышки в фемтосекундном диапазоне — 0.000000000000001 секунды.

Немецкие физики-атомщики во главе с Рейнхардом Дернером впервые оценили процесс распространения света в молекуле, который по времени короче фемтосекунд. Они облучали двухатомную молекулу водорода лучами рентгеновского лазера PETRA III на ускорительной установке DESY в Гамбурге. Исследователи выставили уровень энергии так, чтобы одного фотона было достаточно для выброса обоих электронов из молекулы водорода.

Выяснилось, что фотону требуется 247 зептосекунд (10 в степени –21), чтобы пройти от одного атома водорода до другого. Ученые сравнили частицу с плоским камешком, который запускают по поверхности воды. Дважды касаясь поверхности, он вызывает образование сначала одной, а затем второй волны. Расходясь, начинают накладываться одна на другую.

Ранее американские физики выяснили, почему вода, разогретая в микроволновке, а не в чайнике, не подходит для заварки чая. Оказывается, СВЧ разогревает жидкость неравномерно из‑за отсутствия конвекции, то есть круговорота воды, который переносит тепло со дна сосуда к его верхней части.