Ученые нашли человеческий мозг, превратившийся в стекло во время извержения Везувия

24 января 2020 в 09:20

Группа ученых из университета Неаполя совместно с профессором из Кембриджа опубликовала результаты изучения останков римлянина, погибшего в 79 году при извержении вулкана Везувий.

Останки были извлечены из‑под окаменевшего пепла еще в 1960-х годах. Сохранились грудная клетка, части конечностей, но самое интересное для исследователей — кусочки черного стеклообразного вещества в черепе. В опубликованной научной работе утверждается, что это фрагменты мозга умершего человека.

Такое возможно при витрификации — это процесс, при котором вещество горит при крайне высоких температурах, а затем резко охлаждается, превращаясь в стекло или глазурь. Известно, что римлянин сгорел при температуре около 520 градусов Цельсия.

На то, что обнаруженная учеными стеклообразная масса когда‑то была человеческим мозгом, указывают найденные в ней белки, а также жирные кислоты, характерные для волос.

«Мозг, сохранившийся со времен древности, — это крайне редкая археологическая находка. Это первый случай обнаружения человеческого мозга, расплавившегося таким образом под воздействием жара», — говорит антрополог Пьер Паола Петроне, руководившая исследованием.

Предполагается, что погибшему римлянину было около 25 лет. Он жил в городе Геркуланум и умер, по всей видимости, лежа на деревянной кровати.