Ученые приблизились к созданию универсальной вакцины от рака

3 июня 2016 в 17:02

Немецкие ученые разработали методику получения универсальной противораковой вакцины. В ходе ранних клинических испытаний она успешно остановила рост опухолей у трех пациентов с меланомой. Результаты исследования опубликованы в Nature.

Сотрудники Университета Иоганна Гутенберга создали вакцину, которая содержит липидные наночастицы с РНК (рибонуклеиновой кислотой). Эксперименты на мышах показали, что после внутривенного введения наночастицы эффективно поглощаются клетками иммунной системы, заставляя организм поверить, что он имеет дело с вирусом. Имунные клетки извлекают из «вирусных» генетический материал и используют его для производства антигенов, способных присоединяться к раковым клеткам и помечать их как вражеские.

В эксперименте, описанном в издании, с раковыми антигенами и имплантированными под кожу опухолями вакцина полностью предохранила мышей от развития рака, в то время как все непривитые животные умерли в течение 30 дней.

После подтверждения эффективности и безопасности вакцины у животных исследователи перешли к первой фазе клинических испытаний на людях, в которой проверяется безопасность возрастающих доз препарата. Ученые вводили вакцину трем пациентам с метастатической меланомой. Испытания еще не завершены, однако предварительные результаты подтверждают эффективность препарата даже в низких дозах. К примеру, у одного из пациентов уменьшился объем метастазов в грудных лимфоузлах, у другого со времени хирургического удаления метастазов (в течение 7 месяцев) не наступает рецедив.