Завтрак, обед и ужин на «Плутоне»: кто делает новый клуб на Artplay

20 октября 2017 в 09:45
В последний год в Москве ночные клубы чаще закрывали, чем открывали. Проект Pluton, запустившийся на минувших выходных на новой территории центра Artplay, готов прервать эту скорбную традицию. «Афиша Daily» рассказывает о его идее и создателях.

Абстрактный гул и электронный скрежет, мелькающий свет и мутный видеоарт, ошарашенная публика и вводящее в ступор действо. Посреди зала стоит стела с буквой «М», которые раньше устанавливали у станций московского метро. Она неплохо рифмуется с проемом из стеклоблоков и кафельными простенками. Чувствуется простор, который раньше был заполнен станками: лет тридцать назад тут явно все гремело и лязгало. Лязгает и теперь.

Вместо заводского оборудования теперь здесь сцена, но неясно — на ней выступают или уже сворачивают свои провода музыканты. У сцены творится пластический перформанс, отдаленно напоминающий слэм на хардкор-концертах. Но он совсем не попадает в звуковое сопровождение — нойз. При этом в баре, к которому выстроился кордон из не снимающих куртки людей, крепкого алкоголя нет вообще, только пиво и затейливые коктейли (например, есть вариация на шприц с ликером из бузины и клаб-мате). Нельзя сказать, что в происходящем чувствуется какая-то тяга к саморазрушению. Скорее обстановка на заводе «Плутон» в минувшую субботу напоминала крупномасштабный эксперимент. И наверняка более странного места в Москве не найти.

Stiff Limp на фестивале Erotika vol. 6 в прошлую субботу

С 1930-х на заводе «Плутон» делали электровакуумные СВЧ-приборы и нечто под названием «безнакальные магнетроны». В одном из зданий до сих пор работает производство. В 2016 году промышленный комплекс вошел в состав центра дизайна Artplay, к которому он примыкает с Нижней Сыромятнической улицы — над заездом с ее стороны уже появилась неоновая вывеска центра. В ближайший год здесь должна начаться реконструкция территории с преображением промзоны площадью более 50 тыс. метров. Конкретного проекта пока нет, но стоит предположить, что за ориентир возьмут структуру Artplay с выставочными пространствами, магазинами, кафе и офисами — успешную настолько, что под этим брендом проводят редевеломент заводов в Петербурге.

Студенты-архитекторы базирующейся на московском «Артплее» школы МАРШ предложили окутать один из корпусов «Плутона» железными лесами, вставив туда обитаемые контейнеры-скворечники. Была еще идея устраивать на фасадах вертикальные сады и погрузить все здания в зелень. Другой проект — более реалистичный — фокусируется на заводской площади, которую предполагается превратить в форум для ярмарок и фестивалей.

Образ будущего у завода «Плутон» туманен, и это лучший момент, чтобы проводить тут эксперименты — над музыкой, искусством и людьми. На них решилась команда оргкомитета фестиваля Synthposium. В августе 8-е строение стало одной из фестивальных площадок — организаторы предупредили, что она очень under construction. А в октябре она превратилось в клуб с таким же, как у завода, названием. Промоутеры Synthposium утверждают, что давно присматривались к помещению и по-настоящему полюбили его благодаря внутреннему двору перед входом.

Внутри все устроено максимально просто и даже брутально: один зал с высоченным потолком и галерея на втором этаже, куда надо подниматься по крутой железной лестнице. Сверху можно смотреть вниз — на концерты и слэмы. Или прогуляться в пока неприспособленные комнаты, где с советских времен остались плакаты о пожарной безопастности и уважении к труду. В них, по словам команды, на ближайшие пару месяцев въедут их друзья и единомышленники: одну, например, уже застолбили под мастерскую инженеры-музыканты Playtronica. Часть мебели перекочевала в новое место со склада закрывшейся «Рабицы». Служба охраны под руководством легендарного Вячеслава «дяди Славы» Дмитриева, которая работала в прошлые выходные, — тоже оттуда. Но заявлять о каких-либо правах наследования «Плутон» не собирается.

Наири Симонян
Владелец музыкального агентства Main in Main, экс-барабанщик Pompeya, партнер проекта Pluton

«История этого места началась летом, когда нам удалось провести здесь фестиваль электронной музыки и технологий Synthposium. Мы практически сразу стали думать о том, как эта локация могла бы жить после фестиваля, и вот теперь запускаем «Плутон». Если честно, мы вообще не думали о преемственности с ЭМА и «Кругозором», с которыми нас сравнивают. У нас просто не было времени на эти раздумья.

Мне очень нравится наш проект за стихийность и некоторую непредсказуемость: каждый день тут появляется что-то новое. Мы не стремимся завоевать публику громкими именами. Мы хотим создать некую среду, которая сама по себе будет интересна горожанам, чтобы пространство было хедлайнером. И акцент мы делаем на вечерние мероприятия, которые будут больше похожими на театральные представления. У каждого события будет понятное начало и конец — мы не собираемся давать музыку сплошным потоком от заката до рассвета. В этом плане у нас есть ряд гипотез, которые хочется проверить на практике».

Кто есть кто: «Плутон» как сайд-проект

Команды фестиваля Synthposium, агентства Main in Main и клуба Powerhouse

Алексей Панков
Mаin in Main, ассистент
Макс Волынсков
Main in Main, Synthposium, пиар и коммуникация
Наиля Гольман
Powerhouse, ивент-менеджер
Александр Пас
Playtronica
Виктор Глазунов
Playtronica
Виктория Ю
Powerhouse, старший менеджер площадки
Павел Тюн
Main in Main, управляющий площадки
Андрей Алгоритмик
Powerhouse, партнер проекта
Олег Ма
Supspace/Deepsound — партнер проекта «Плутон», технический директор
Павел Андреев
Powerhouse, шеф-бармен
© Pluton

«Плутон» подчеркнуто аскетичен — как в смысле интерьера, так и в плане идеологии. Перед заведением расположен харизматичная площадка, но никакой параллельной программы для улицы не предусмотрено. Тут не хотят устраивать «двор чудес», который был в «Рабице» или «Арме», и как-либо сбивать внимание с происходящего в зале. Основатели вообще просят не ассоциировать «Плутон» с понятием «ночной клуб» — танцам будет уделено совсем немного внимания. Сюда будет интересно приходит на эмбиент, джаз и классику, а фанатам более радикальных штук — на арт-перформансы, нойз, его аналоговые и цифровые ответвления.

Андрей Алгоритмик
Основатель клуба Powerhouse и агентства Plusplusplus, партнер проекта Pluton

«Мы не привязываемся к каким-либо рамкам, однако, на наш взгляд, в Москве есть дефицит в экспериментальном звуке без ярко выраженной прямой бочки по ночам. Красивейшее пространство «Плутона» просит эмбиента, неоклассики, дрона, полевых записей. Само собой будут и концерты: хип-хоп, новая рок-волна, авангардный джаз и электронные номера с модульными синтезаторами. В музыкальном плане мы ориентированы на интуитивную эклектику».

Конечно, никто не будет под руки выводить из «Плутона» танцующих или делать замечания тем, кто ведет себя веселее остальных. Но задача у авторов проекта звучит как манифест: «Плутон» собирается разрушить стереотип о том, что на всяком освободившемся заводе в Москве надо устраивать культовую рейв-нору и не изобретено в мире ничего лучше техно. Учитывая обострившееся внимание правоохранителей к ночной жизни, это вынужденный ход. А если принять во внимание, что русский рейв окончательно выпал в мейнстрим c шутками про Никиту Забелина, то «Плутон» можно считать побратимом клуба «Дом» в Овчинниковском переулке. Он также воплощает идею творческой лаборатории, не работает для какой-то одной субкультуры и дает пристанище всем музыкам, не поместившимся ни на академических, ни на рок-площадках. И таких мест, которые как бы и не нужны, в городе всегда не хватает.


Расписание ближайших вечеринок в Pluton — в фейсбуке клуба.

Расскажите друзьям