Как живет и меняется лучший фестиваль из тех, что проходят неподалеку от России

8 сентября 2017 в 13:48
Flow Festival / Janita Autio
С каждым годом музыкальных фестивалей в мире все больше. Но при всем богатстве выбора финский Flow вот уже много лет объективно вне конкуренции — по крайней мере среди тех, что проходят не за тридевять земель от российских границ. И вот почему.

Flow идеально вписан в городскую среду. Ты можешь приехать на метро, на такси, на велике (у входа есть парковка). Не нужно спать в палатке и месить калошами грязь, как на «Нашествии». Но и жилья рядом нет. Значит, соседи не вызовут копов, а Децл не напишет в твиттер, что музыка мешает спать.

В теории в Москве такое можно было бы проворачивать на бывших заводских территориях. Но фестиваль Outline, который двигался ровно в этом направлении и из техно-мессы перерождался в ивент с более широким музыкальным спектром, благополучно придушили.

Территория Flow предельно компактна. На площади, которую занимает Пикник «Афиши», можно было бы уместить 4–5 Flow. В результате все настолько рядом, что ты только что цепенел под жесткий лайв Нины Кравиц, как уже 300 шагов спустя оживаешь под The xx. При этом ты не смотришь на них в бинокль, как на типичном фестивале в английских полях!

Раз сцены так близко, то они будут друг друга перекрикивать, верно? В теории — да, на практике — нет. Как они это делают, я понятия не имею.

Есть ли в этой компактности хоть один минус? Да, организатор не может продавать билеты бесконечно. Лимит вместимости Flow — в районе 25 000 человек. Тесновато там стало уже пару лет назад — в праймтайм возникали заторы и пробки из людей. К 2017-му с проблемой разобрались — причем методами из арсенала урбанистов. Одну сцену утащили совсем ко входу, где раньше стояли велики. Техно-двор отправили на место, где стояли туалеты. Людские потоки перенаправили. Стало попросторнее.

А вот как работают сцены Flow. На главной, естественно, хедлайнеры и мейнстрим. Но если в последнем временном слоте здесь будет мировая звезда, то в первом, скорее всего, какая-то финская достопримечательность, а посредине можно обнаружить рэпера средней руки. Красный тент пару лет назад проапгрейдили — с тех пор по вместительности он приближается к главной сцене. И калибр артистов тут тоже крупный. Третий, черный тент рассчитан на классных музыкантов второго эшелона.

Идем дальше. Круглую 360-градусную сцену, на которой всегда биток и места следует занимать заранее, отводят под джаз и фолк, фанк и соул. Тут главное — интимность площадки. За счет нее не самые топовые звезды дарят зрителям уникальные переживания. Для музыкальных экспериментов и электроники не всегда танцевального склада есть площадка Voimala. Для еще более глубокого погружения обустроена сцена Other Sound. Наконец, топтать под техно идут в Resident Advisor Front Yard. Словно кому-то может показаться, что 7 основных сцен мало, организаторы обустроили еще 3 дополнительные локации с музыкой: совсем безвестные артисты либо финские диджеи крутят там самую разную музыку. Это, конечно же, очень много по нашим меркам. Предложите организатору любого московского фестиваля оборудовать 10 сцен и понаблюдайте за реакцией.

Еда на фестивале в России — это когда ты стоишь в очереди за посредственным бургером чуть ли не полчаса. На Flow запредельный выбор стритфуда от лучших гастрокафе и ресторанов Хельсинки. И алкоголь на любой кошелек: пиво, крафт, вино, бары с шампанским (другое дело, что все недешево). И вместо походников в дождевиках и болотных сапогах вокруг скандинавские модники во всем новом.

Как выглядит форс-мажор на Flow? В 2017-м один из фестивальных дней был скомкан штормом. Полдня погода была идеальной, но к вечеру небо почернело, налетел ураган и принес ливень.

Что произошло дальше: выступления на всех открытых площадках немедленно остановили. Выступления во всех тентах тоже остановили, а людей оттуда оперативно выдворили — понятно почему. Зрители либо сбежали, либо попрятались под навесами и козырьками, либо замотались в полиэтилен.

Через какое-то время ветер стих, а ливень сменился дождиком. Для начала музыку включили в маленьком техно-дворике — так россиянка Инга Мауэр превратилась в ситуативного хедлайнера фестиваля. Затем заработали две сцены, находящиеся в капитальных постройках. Но их вместимость никак не позволяла компенсировать простой четырех главных сцен. На лайв-сет Нины Кравиц на улице стояла очередь — страшно представить, что творилось внутри.

Примерно на два или три часа нормальный ход фестиваля был сломан. Но вскоре после того, как шторм ушел в сторону российской границы, а персонал убедился, что все шатры в безопасности, выступления продолжились. От природных явлений никто не застрахован, но оказалось, что если действовать четко, то выйти из них можно с минимальными потерями.

Что кардинально не так с Flow? Если забыть (хотя как забудешь?) о высоких северных ценах на вообще все, то главная проблема — это жилье. В Хельсинки в даты фестиваля улетучиваются квартиры и места в хостелах, так что вопрос аренды стоит решать за 4–5 месяцев до — либо переплачивать. В остальном это самый великий фестиваль современности — уж простите за эмоции.

Расскажите друзьям