«Афиша Daily» выбрала 25 наиболее примечательных музыкальных альбомов марта, снабдив их обзорами, оценками и ссылками на прослушивание. Материал подготовлен в партнерстве с новой музыкальной платформой TBRG Open.
Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей»
Современный популярный русский рэп сторонится проблем: условный Яникс выбирает развлечения и гедонизм. ATL предлагает психоделический эскапизм. Последний альбом Оксимирона — замечательный подростковый сайнс-фикшн, Стругацкие 2.0. Альбом Скриптонита — Буковски от рэпа, в его алкогольно-наркотическо-эротическом аду ему все равно хорошо. О том, что жизнь — дерьмо, слушателю расскажет, как это ни парадоксально, один Pharaoh — получится убедительно, но без деталей: я разлагаюсь среди леса, а отчего, зачем и что дальше? Вывалившийся из ослабевших рук стариков флаг рэпа как музыки про «плохо убранные улицы» (ироничное определение из журнала «Афиша» десятилетней давности) подхвачен — только вместо иронии напряженные песни, полные черноты, боли и иррациональной нелюбви к ближнему, сегодня вызывают как минимум неподдельный интерес. И понятно почему — ведь усаживая русскую поэзию на самый актуальный флоу сегодняшнего дня, неприятным голосом Хаски с нами говорит настоящее время. 9,5/10
Apple Music
«БЦХ» «Эллинский секрет»
Перебравшийся в Москву музыкант из Ульяновска Виктор Исаев, создатель проекта «БЦХ», записывает, нужно это признать, невероятно обаятельный и актуально звучащий меланхоличный поп, который хочется немедленно провозгласить нашим ответом на деятельность Фрэнка Оушена (впрочем, сам автор называет вышедший в начале марта мини-альбом «Эллинский секрет» посвящением Принсу). К сожалению, есть подозрение, что массовый успех этому материалу не угрожает. Пусть в iTunes он и сопровождается тегом «поп», но поп сегодня требует действовать в лоб. Сложно представить, что многие слушатели услышат в первом треке отсылки к «Улитке на склоне» Стругацких и захотят разматывать этот клубок дальше. Но «БЦХ», очевидно, интереснее говорить с этими немногими. 8/10
Apple Music
Anohni «Paradise»
В прошлом году лидер Antony and the Johnsons неожиданно совершила радикальное перевоплощение: окончательно определилась с тем, что она теперь женщина, стала зваться Энони и сменила барочный инди-поп на громогласный политизированный арт-трэп, спродюсированный флагманами лейбла Warp Хадсоном Мохоуком и Oneohtrix Point Never. Дебютный альбом «Hopelessness» был тепло принят критиками и обеспечил Энони приток новых слушателей, что не отменило спорность нового направления. Вдохновленный текущей политической повесткой дня диск звучал избыточно, пафосно, громогласно и китчево, напоминая крикливый транспарант на демонстрации. Выпущенный ему вдогонку «Paradise» продолжает эту линию (чего стоит хотя бы название композиции «Jesus Will Kill You»), однако на релизе неожиданно находится место и для неплохой поп-песни. «Ricochet» — самый эйфорически танцевальный трек исполнительницы со времен «Blind» Hercules and Love Affair: в нем Энони звучит как андрогинная повелительница диско, и ей это необыкновенно идет. 6/10
Apple Music
Смоки Мо «День третий»
Рэп о духовном росте, искуплении и внутренней силе от человека, уже вписавшего свое имя в историю хип-хопа на русском. В жанре, порой излишне концентрирующемся на внешних атрибутах доминирования, сегодняшнего Смоки Мо интересуют лишь внутренние процессы. Порой его тексты слишком уж напоминают брошюры, которые люди в туниках раздают у метро. Фразы вроде «Твоя сила — твой адвокат и твой учитель» или «Мы гости на этой планете. Истинный дом держится в секрете» одним могут показаться сакральным знанием, другим — пустопорожней чушью. Интересно сравнивать путь Смоки Мо с просветленными маршрутами, которыми движется артист Ассаи, его давнишний коллега по петербургскому объединению «Кухня запись». Учитывая, что сценическая история Смоки Мо насчитывает без малого 20 лет, понятно желание артиста в песнях обращаться к новой смене рэперов. Даже поучать их, радуясь при этом достижениям и соревнуясь в технологичности звучания. Революции жанра оставьте молодым, Смоки же готовит себя к чему-то иному. 7/10
Apple Music
Drake «More Life»
Дрейк называет «More Life» плейлистом, хотя, как и микстейп «If Youʼre Reading This Itʼs Too Late», он тянет на полноценный альбом. Это не продолжение прошлогоднего бестселлера «Views», но исследовательская работа на тему инъекции мелодичной электроники в рэп. Среди прочего присутствуют карибские ритмы, нью-вейв и хаус. Один из треков полностью отдан Скепте. В песне «4422» солирует Самфа. В «Get It Together» — главном хите диска — молодая британская певица Джорджи Смит и продюсер из ЮАР Black Coffee. Дрейк охотно уходит в тень, но «More Life» не перестает быть его работой. На месте и его морозный канадский романтизм, и ухающие глубинные биты, и общее настроение позднего вечера на полупустой улице, и неудержимый дрейковский апломб. Он вновь припоминает грехи Мику Миллу. Он говорит, что его пытались догнать многие и ни у кого не вышло. Он признается, что популярность тяжело переносить. 8/10
Apple Music
ATL «Лимб»
На третьем альбоме, грузном и темном, под клацанья и уханья, напряженное электро и глубокий бас своих земляков Dark Faders чувашский рэпер ATL поет о болезненном детоксе (эффектный рефрен «Мама, роди меня обратно» под тоненькое электро), исполняет оду микрофону («Майк») и отрешенно рассуждает о ненависти к человечеству («По синей-синей планете себя размазывает жирная, безобразная биомассса»). Еще присутствуют астронавты, шаманы и языческие ритуалы. Разнообразный, по сути «Лимб» все равно остается монолитом. С интонацией незаинтересованного наблюдателя под ритм звучащей будто из-под воды дискотеки ATL пестует свой ад, умело жонглируя словами. Прошлый альбом ATL «Марабу» остался в тени вышедших тогда же «Горгорода» и «Дома с нормальными явлениями». Сейчас у него нет конкурентов — самое время наконец-то его полюбить. 9/10
Apple Music
Ed Sheeran «÷»
В марте все песни с нового альбома Эда Ширана «Divide» попали в топ-20 британского хит-парада — сработала новая система учета продаж: их стали складывать с прослушиваниями в стриминговых сервисах. Одновременно музыкальные издания стали щедро выдавать ему оценки одна ниже другой. Если вкратце — потому что песни получились просчитанными, скучными или омерзительными. «Divide» — это и в самом деле собрание штампов добродушного сонграйтерства на примерно одну и ту же тему: любовь, слабость, любовь, слабость, пьянка. Новый альбом напоминает своей тотальной всеядной консервативностью пластинки Адель. Оба предлагают привлекательный образ, который хочется примерить (все преодолевшая женщина и улыбчивый счастливчик). Оба стараются сгладить углы: это максимально безопасные в своей душевности песни, которые равным образом идут каждому. Это как раз и раздражает: Ширан сделал всеугодный альбом, в котором полно въедливых песен, но нет должной страсти и крепкого стержня. Средняя температура по поп-музыке. 5/10
Apple Music
«АЛ-90» «Черемушки Грув»
Винил мурманского проекта «АЛ-90» «Черемушки Грув» издал на своем лейбле Tape Throb один из апологетов шероховатого аналогового хауса Эндрю Моррисон, более известный как The Cyclist. Три трека плюс ремикс все того же The Cyclist несут в себе размытые воспоминания о рейве 90-х, словно бы запечатленные на медленно разрушающемся, рассыпающемся от старости носителе. «АЛ-90» видит красоту в отсутствии четкости, его оптика расфокусирована, зря что ли вместо голосов у него звучат только отголоски. Холодные хаус и джангл русского Заполярья — вы восхитительны. 8/10
Вконтакте
Depeche Mode «Spirit»
Предыдущие три альбома группы звучали как необязательный аванс перед обязательным туром по стадионам. Невнятный блюз, тяжелое — как падающий на дощатый пол железный штырь — уханье электронных барабанов, назойливое синтетическое жужжание. В этом сумраке терялись и харизма, и эмоция, и песня. «Spirit» — первый удачный шаг за долгое время. Потеряв хватку хитмейкеров, Гор и остальные спасаются атмосферой из альбомов середины 80-х: блюзовый мрак, четко выверенная пульсация, ударные, как мощные пощечины, страстно тянущий строчку за строчкой Гаан. Пик — будто бы саморазоблачительная «Going Backwards» («мы не эволюционировали, мы потеряли уважение, мы потеряли контроль») и тягучая мрачная «Fail». Проблема «Spirit» более не в звуке, а в том, что впервые за 30 с лишним лет (после «People Are People») DM увлеклись общественно-политической повесткой — группа то вопрошает, где революция, то страдает жалостью к человечеству, то под занавес восклицает: «Люди, о чем же мы думаем?» Странно и неуместно от группы, которая всегда славилась описанием, восхвалением и низверганием собственных страстей, а не рассуждениями в духе постов в фейсбуке. 6/10
Apple Music
Gnoomes «Tschak!»
Ко второму альбому «Гномы» из Перми стали веселее и танцевальнее, если подобные определения вообще применимы в описании такой музыки, как шугейз. Да-да, по большому счету Gnoomes продолжают играть именно что шугейз с краут-роковым налетом, только на «Tschak!» дуэт гитарам все чаще составляют синтезаторы советского производства. И те и другие жужжат на славу, но к приятной какофонии примешивается немного блюра — как и их коллеги по гитарным пошумелкам из Питера Pinkshinyultrablast, Gnoomes куда востребованнее за границей, чем на родине, и уже в мае–июне планируют большой тур по Великобритании и Европе. В России же пермяки пока обещают сыграть только 8 июля на фестивале «Боль». 7,5/10
Apple Music
«Весна» (компиляция)
Первый сборник лейбла «Береза» вышел в 2013-м — на компиляции «Russian Ghetto Compilation Vol.1» «Гости из будущего», София Ротару и Шуфутинский получали новое прочтение, главным образом через призму все еще модного тогда чикагского джука. Несвойственное, вообще-то, взявшимся за проект молодым электронщикам внимание к советской и постсоветской махровой попсе тогда принималось за иронию и легкую издевку. Ну так вот сегодня кажется, что это был абсолютно логичный и правильный шаг: во всем этом веселом перепахивании народных хитов больше правды, чем в старательном равнении на то, что там сегодня звучит в «Бергхайне». Другое дело, что изначальная идея вряд ли была так хороша, чтобы ставить ее на поток: спустя четыре года и десяток «березовых» релизов шутка стала выглядеть затянувшейся — впрочем, это не помешало появлению на «Весне» сразу нескольких дельных треков (если решите послушать какой-то один на пробу, выбирайте ремикс BMB Spacekid на Антоху МС). 6/10
Bandcamp
Fleece Flower «Что ты видишь»
Совсем новая группа из Петербурга Fleece Flower выпустила вполне убедительный дебютник. То есть с оговорками, конечно: альбом «Что ты видишь» получился неровным, такие треки, которые не беда бы не услышать никогда, там тоже присутствуют. Да и не все любят плохо записанный стереотипный постпанк с похожим на мелодекламацию глухим вокалом. Но! Там, где у них что-то щелкнуло, сработало и зажглось, вдруг возникли совершенно чудесные песни вроде «Кажется» и «Миг». Имеет смысл следить. 6,5/10
«ВКонтакте»
Jacques Greene «Feel Infinite»
За прошедшие 6–7 лет музыка, которую выпускает канадец Жак Грин — прихотливая изобретательная смесь RʼnʼB, хауса и бейса, — из чего-то пионерского, остроактуального и прорывного превратилась в приятное, комфортное, милое ретро. Для того чтобы находиться на переднем краю, Грину не хватает резкости и нажима. Дебютный альбом «Feel Infinite», выпущенный лейблом LuckyMe, иллюстрирует это в полной мере. Впрочем, никто не говорит, что эти песни не способны срезонировать с вами или заставить забыться на танцполе. 6/10
Apple Music
Pharmakon «Contact»
Маргарет Шардье выступает в жанре power electronics на нью-йоркской нойз-сцене с 17 лет. Ее музыка находится где-то между индастриалом и дроуном и по большей части представляет собой пульсирующий скрежет с вкраплениями истошных воплей, пропущенных сквозь дисторшн. «Contact» — ее третья пластинка на престижном инди-лейбле Sacred Bones, и на первый взгляд альбом представляет собой очередные тридцать минут переваливающихся скрежещущих битов пополам с захлебывающимся воем. Однако не все так просто: по словам исполнительницы, на «Contact» она исследует выход сознания за пределы тела и трансцендентные состояния. Ее музыка также слегка прибавила в дроуне, но не растеряла в хлесткости и тяжести; поклонники должны быть довольны. 6/10
Apple Music
Laura Marling «Semper Femina»
Дочь британского аристократа и владельца звукозаписывающей студии, Лора Марлинг зарекомендовала себя как одна из самых стабильных артисток. Из шести ее сольных альбомов три номинировались на Mercury Music Prize, каждый без исключения из ее дисков собирал восторженную прессу, каждый, как считается, был чуть-чуть лучше предыдущего. Новый альбом «Super Femina» продолжает эту линию, для нее это очередная удача, и на этой пластинке Марлинг снова предстает одной из лучших в своем деле. Каждая из девяти ее новых композиций детально прописана и чутко спродюсирована, от аранжировок захватывает дух, и все они вместе составляют монолитный слепок содержательного современного женского фолка. Из слабых мест в «Semper Femina» стоит выделить в целом пастельные тона пластинки и не слишком выразительный вокал исполнительницы, которые будто не позволяют этой талантливой записи проявить себя в полную силу и сполна поглотить слушателя. 7/10
Apple Music
Jamiroquai «Automaton»
Рецепт звука британского коллектива не менялся на протяжении десятилетий: Jamiroquai примерно всегда играли причесанный дистиллированный диско-фанк со смачным извивающимся басом, гитарой в духе Найла Роджерса и мягким вокалом Джея Кея. На первом за семь лет альбоме «Automaton» Jamiroquai слегка изменились: сделали акцент на синтезаторах и сместили свой саунд в сторону синт-фанка. Заглавный трек первым обозначил перемены, но так и остался самой смелой и нетипичной композицией обновленных Jamiroquai. По большей части на «Automaton» звучит все тот же диско-фанк, что и прежде, разве что чуть более наэлектризованный. Поклонники получают то, за что давным-давно полюбили группу: грув на месте, а партии басиста Пола Тернера звучат сочнее, чем когда-либо. Среди прочего в треке «Hot Property» можно услышать женский голос, вещающий бессмыслицу на чистом русском. 7/10
Apple Music
Talaboman «The Night Land»
Житель Барселоны Джон Талабот 5 лет назад издал альбом «Fin» — это была возведенная на фундаменте хауса и балеарика самая безутешная танцевальная музыка на свете. Уроженец Стокгольма Аксель Боман заставил говорить о себе, выпустив в 2010 году на лейбле у DJ Koze хаус-хит «Purple Drank» — с тех пор он прочно в обойме заметных европейских клубных игроков. Совместная деятельность каталонца и скандинава сначала проходила в форме редких совместных фестивальных выступлений или изнурительных 10-часовых back-to-back-диджей-сетов — а спустя пару лет материализовалась и в релиз на уважаемом лейбле R&S. На «The Night Land» есть все: приключения синтезатора, средиземноморская расслабленность и необязательность, неторопливый кач — и тоталитарная танцпольная техно-поступь в треке с приятным слуху русского человека названием «Samsa», и невыносимо печальный надрыв в самом эмоциональном сочинении «Loserʼs Hymn». 8/10
Apple Music
Charli XCX «Number 1 Angel»
Новый релиз британской поп-реформаторки, заработавшей имя сначала созданием песен-кричалок для Icona Pop, Гвен Стефани и Игги Азалии, а уже потом — сольными хитами и репутацией девочки-проблемки, для которой работа по правилам — это отстой. «Number 1 Angel» она грозилась слить в сеть после отказа лейбла выпустить его в формате фри-микстейпа, как того хотела Charli. Это обстоятельство якобы заставляет смотреть на релиз как на нечто менее существенное, но не стоит: это крайне симпатичный электропоп о созвонах среди ночи, плавящих металл касаниях и о том, как плохим девочкам делать хорошо. Может, здесь и нет второго «Boom Clap», способного штурмовать чарты, зато есть задор праздника непослушания (хотя бойкими песнями про кунилингус в 2017 году мало кого удивишь), сплавляющего тин-манифесты с пузырящимся и грохочущим бабл-гам-трэпом авторства резидентов лейбла PC Music. Не слипнется, но самую малость приторно будет. 7,5/10
Apple Music
«Озера» «Феррари»
Анонимный дуэт из Москвы скрывает лица под масками животных. От этого их концерты порой напоминают театральный перформанс: парень и девушка поют, развернувшись спиной к зрителям, а на сцене верховодит труппа танцоров. Использование масок было бы простым артистическим ходом, если бы так удачно не дополняло минималистичный поп «Озер» о неразрывности звериной и человеческой натур — таков лейтмотив их уже второй по счету EP. «Зверь не может кого-то любить, зверю хочется только выть», — выводит звонкий девичий голос, а дальше все по классике: то, как волк она завоет, то заплачет как дитя. Что бы ни делала, звучит волшебно. 8/10
Apple Music
The Magnetic Fields «50 Song Memoir»
Лидер проекта The Magnetic Fields Стефин Мерритт — признанный мастер крупной формы. Главный альбом его группы, вышедший в 1999 году, носит название «69 Love Songs», содержит, как следует из названия, 69 композиций о любви, расположившихся на трех компакт-дисках, и является одним из величайших «тройников» в истории. У свежего альбома «50 Song Memoir» схожие масштабы: в 50 композициях на пяти дисках Мерритт последовательно рассказывает историю своей жизни, по одной песне на один год существования. Меррит сполна отдается этой записи, играет на ста различных инструментах и максимально насыщает эти песни своим фирменным мелодизмом и неподражаемым юмором. В одном из треков он описывает отношения трехлетнего себя с домашним котом («68: A Cat Called Dionysus»), в другом повествует о влиянии, оказанном на него пионером нью-вейва Джоном Фоксом («83: Foxx and I»), в третьем рассказывает о том, как завалил экзамен по этике («86: How I Failed Ethics»). «50 Song Memoir» — не просто лучший альбом The Magnetic Fields за восемнадцать лет, но еще и один из самых оригинальных и любопытных инди-релизов года с таким количеством и качеством материала, что его хватит на то, чтобы вернуться к бокс-сету еще не раз до конца этого года. 8,5/10
Apple Music
Ronald Bruner Jr. «Triumph»
Старший брат Тандеркэта и один из заклинателей барабанных палочек на позапрошлогоднем «The Epic» Камаси Вашингтона, Рональд Брунер-младший созрел для выпуска первого сольного альбома. Сам Рональд называет свою музыку прогрессивным соулом, но на деле под этим романтичным названием скрывается фьюжн из соула, RʼnʼB и приджазованного попа. Ну а самое интересное в «Triumph», конечно, что материал для него был записан в то же время, что и трехчастный эпос Вашингтона, на той же студии и теми же музыкантами (среди которых, помимо уже упомянутых Камаси и Громокота, Джордж Дюк, Мак Миллер, Тейлор Грейвс и многие другие). Так что если вы хотели знать, «из какого сора…», то теперь можете спать спокойно — вот из этого. 7/10
Apple Music
TQD «UKG»
TQD — это UK garage-супергруппа, которую составили Royal-T, DJ Q и Flava D, не первый день известные английские музыканты, кто-то дольше, кто-то меньше действующие на поле пересечения хауса, бейслайна, грайма и упомянутого выше гэриджа. Не столь уж и редкая ситуация, когда в жанр, давно и прочно выпавший из трендов, приходит новое поколение и выясняет — там еще есть где развернуться, повторилась и здесь. Дебютный альбом трио, так и названный «UKG», — это гулкий, тягучий бас, прихрамывающий бит и много-много грува: велосипед не изобретен, Америка не открыта, просто сочинено еще 10 треков, с которыми хорошо на танцполе. 7/10
Apple Music
Rick Ross «Rather You Than Me»
Роскошно, пафосно и неинтересно. Рик Росс вот уже в девятый раз записывает один и тот же альбом: лакшери-рэп о жизни сочнее, чем бургеры у Тимати, бороде пышнее, чем у Шуфутинского, и бассейнах больше, чем у Канье и Дрейка. Фирменная южная неспешность и мастерство красиво кинуть понт под бит сделали его в начале десятых одной из центральных фигур рэп-сцены, но с тех пор о каких-либо изменениях творческого метода говорить не приходится. «Rather You Than Me» берет драмой, но ненадолго: в одной из песен — назойливым писком отслеживающего устройства, сомкнутого на лодыжке рэпера, в другой — наездом на Бердмэна, хип-хоп-магната, причастного к запуску карьер Дрейка, Ники Минаж и Лила Уэйна. Меняет ли это общую картину? Ответьте сами. Лучше сделайте, как подсказывает название: послушайте кого-нибудь другого, а там, глядишь, и десятый альбом выйдет — торжественный и точь-в-точь такой же. 5,5/10
Apple Music
Spoon «Hot Thoughts»
На «Hot Thoughts» техасцы Spoon продолжают гнуть линию, прочерченную в том числе ими же еще на рубеже веков. То есть играют простой, всепобеждающий и местами даже обескураживающий инди-рок. При этом у них вновь получается образцовый для 2017-го гитарный альбом, ну разве что по сравнению с предыдущим полноформатником «They Want My Soul» здесь больше хитов. В сложившейся ситуации у всех нас есть, по сути, только два варианта: присоединиться к снобам, обсуждающим, какой же популярнейший рифф конца 1970-х напоминает тема «Shotgun», или танцевать и вылавливать Бритта Дэниела и Ко на летних европейских фестивалях. 7/10
Apple Music
Mount Eerie «A Crow Looked at Me»
Свежее творение вашингтонского инди-музыканта Фила Эльверума — посвящение скончавшейся от рака жене, вместе с которой он воспитывал маленькую дочь. Среди многочисленных недавних пластинок, посвященных смерти («Blackstar», «Carrie & Lowell», «Benji»), эта, пожалуй, наиболее откровенная: исполнитель вываливает на слушателя все свое горе и в деталях, даже не рифмуя строчки, описывает переживания человека, лишившегося своей половины. В первом же треке «Real Death» Эльверум повествует, как обнаружил посылку с сюрпризом для дочери, которую перед смертью заказала его жена, в «Forest Fire» он поет о том, как развеял на холме ее прах и не мог свыкнуться с тем, что эта горстка пепла — его самый близкий человек. Свои горькие, предельно откровенные белые стихи музыкант выводит поверх немелодичного, робкого, акварельного фри-фолка — музыка выходит беспросветная и невероятно тяжелая. 7/10
Apple Music

TBRG Open — спецпроект о музыке, который поможет узнать, где развлекались, что слушали и чем жили представители поколений Z, Y, X, Baby Boomers и что происходит в мире музыки прямо сейчас