30 главных альбомов сентября

11 октября 2016 в 23:25
«Афиша Daily» выбрала три десятка наиболее примечательных музыкальных альбомов прошлого месяца, снабдив их обзорами, оценками и ссылками на прослушивание.
Bon Iver «22, A Million»
Инди-трубадур Джастин Вернон, грустный парень, сочинявший идеальные песни для исполнения под гитару у костра, новым альбомом зашел на поляну электронной музыки и по-хозяйски там расположился — не выгнать. Чуть ли не главный современный герой своего жанра, фолк-музыкант, помогавший писать песни Канье Уэсту, автор интровертных сочинений, которые вдруг принесли ему «Грэмми» и стали звучать на многотысячных площадках, сменил гитарное бренчание на семплы, саксофон, автотюн и нарочно загрязненное звучание. На выходе образовалась поразительная работа, которая становится на одну полку с последними альбомами Джеймса Блейка и Френка Оушена — ну или даже с «Kid A», если пожелаете. 9,5/10
Apple Music
Nick Cave & The Bad Seeds «Skeleton Tree»
Чудовищный и душераздирающий «Skeleton Tree» негромок и медлителен, но так даже эффектнее. Альбом, который и слушать-то — мука, а уж сочинять и подавно, был записан Ником Кейвом после гибели его 15-летнего сына, упавшего со скалы. Любовь, потеря и безысходность — его хэштеги. В отличии от голливудских персонажей, проходя через скорбь и отчаяние, герой альбома не приходит ни к чему. Да и к чему тут можно прийти? Только мрак и пустота. 8,5/10
Apple Music
Solange «A Seat at the Table»
Это тоже альбом — политическое заявление, только сделано оно как будто бы потоньше, чем «Lemonade» ее старшей сестры. «A Seat at the Table» — это передовой инди-соул не для хит-парадов и одновременно исключительно нежный политпамфлет, поднимающий социальные, расовые и гендерные вопросы; непростой разговор о месте черного населения Америки в современном обществе. За столом — отряд талантливых коллабораторов: The-Dream, Рафаэль Саадик, Questlove, Ростам Батманглидж, Шон Николас Сэвидж, Kwes, Andre 3000. Постепенно выходящий из моды рэпер Лил Уэйн припас для «Mad» лучший за последние годы куплет. В «Donʼt Touch My Hair» к месту пришелся английский вокалист Самфа, чей будущий дебютный альбом тоже лучше бы не прозевать. 8/10
Apple Music
Jenny Hval «Blood Bitch»
В прошлом вокалистка готик-метал-группы, норвежская певица Енни Валь записала альбом, посвященный менструации. Насколько комфортной для обсуждения вам кажется эта тема? Автор альбома признавалась, что ей тоже не очень удобно, — но записала-таки эти гимны женской физиологии. Хрупкие, но энергичные, околдовывающие, с расфокусированным вокалом, они складываются в непростое, но увлекательное музыкальное переживание. 8,5/10
Apple Music
L’One «Гравитация»
Пока что, видимо, лучший русский рэп-альбом года и точно самый сильный в дискографии у LʼOne, «Гравитация» — финал его космической трилогии, где путь к славе рассматривается как попытка преодолеть земное притяжение, финалом которой становится путь назад, домой — к жене и сыну. В пересказе получается клише, но из таких клише выстроена половина голливудского золотого фонда. Вот и тут имеем убедительный и разноплановый мейнстрим-рэп с точным балансом американского и здешнего, модного и вечного, напускного и настоящего. 7,5/10
Apple Music
AlunaGeorge «I Remember»
Первый альбом дуэта был продуктом лондонского клубного андеграунда, равнялся на его лучшие образцы и шагал в одном строю с другими достойными самого пристального внимания новичками — теми же Disclosure, с которыми они делили хит «White Noise» и интерес прессы к новым законодателям популярного электронного саунда. «I Remember» — продукт глобальной сцены, он вцепляется в тренды, приобретает заметный карибский акцент, а еще — превращается в чистый и усредненный поп, теряя нишевый бэкграунд и, видимо, вместе с ним — важное ощущение новизны. 5,5/10
Apple Music
«Буерак» «Танцы по расчету»
Стрекот ритм-бокса, похожие до степени смешения истеричные гитарные партии, то и дело срывающийся голос, два скромника на сцене, меньше всего похожие на рок-звезд, — таков «Буерак», новые важные представители гитарной сцены и выбор поколения «ВКонтакте». Довольно важно проговорить, что это не та ситуация, когда «Афиша» заявляет кого-то как нового героя: они справились без нас, обойдясь сарафанным радио соцсетей. Участники «Буерака», молодые провинциальные интеллигенты, заняты переживаниями, копаниями в себе, а также неосознанным воскрешением музыкальной и визуальной эстетики 80-х — результатом чего стали эти 7 новых песен. Поначалу может показаться, что они не дотягивают до концертных хитов, выпускавшихся на синглах и EP, но первое впечатление обманчиво: просто обаяние этих неловких и наивных треков действует не сразу. Зато потом отвязаться крайне затруднительно. 8/10
Apple Music
«Самое большое простое число» «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим»
Фразу «Не надо стесняться» популяризировал другой артист, но и группе Кирилла Иванова она идет. Его то беззаботные и оптимистичные, то светлые и печальные песни-считалки смотрят на мир глазами ребенка, который дремлет в каждом из взрослых, только будить его большинство из нас не решается. Обезоруживающая искренность, пионерский задор в голосе, абсурд и веселье, зафиксированные в названии; нигде и ни у кого больше вы ничего подобного не услышите. 7,5/10
Apple Music
Nicolas Jaar «Sirens»
Шесть длинных треков, разлетающихся и расплывающихся, звонких и прозрачных, бесноватых, беспокойных, беспросветных и погранично смелых складываются в новый альбом чилийца Николаса Джаара. «Sirens» — работа одновременно личная и политическая, где разговоры с отцом музыканта соседствуют с невыученными уроками истории Чили, повторения которых он особенно боится, наблюдая за выборами в США. Сирены в этом случае не только мифологические создания, исполняющие губительно красивые песни, но и устройство для подачи сигнала тревоги. 8/10
Apple Music
Travis Scott «Birds in the Trap Sing McKnight»
Трэвис в 10 случаях из 10 проигрывает своим коллабораторам в содержательной части. Зато он на шаг впереди многих рэперов по части того, как стилизовать треки: Трэвис кладет мелодичный наавтотюненный флоу на жирный раскумаренный бит, щедро оснащает его вскриками, гиками и подвываниями, мямлит и не выговаривает текст, словно хочет показать: не так важны слова, как эмоции, интонации, ну и какая-то дикая витальность, вложенная в них. Его альбом более-менее об одном: вот он я, молодой и дикий, из квартала впрыгнул прямо в кресло из страусовой кожи, сплю с плохими и красивыми, всегда упорот, но на вечном стрессе, так что не заснуть без автомата и кодеина под рукой. 6/10
Apple Music
Pixelord «Human.exe»
«Human.exe» российского электронного музыканта Пикселорда — это ретрофутуристическая опера о том, как программа хочет стать человеком. Ее замысловатое слоеное звучание сочетает современное и трендовое с полузабытым и ностальгическим, а почти раздражающий шум — с идеально просчитанной красотой мелодий. Сейчас в большинстве жанров вместо альбома единицей музыки стал сингл — а в электронной музыке так, видимо, дела обстояли всегда. Однако «Human.exe» таков, что его хочется слушать от начала и до конца. 7/10
Apple Music
Angel Olsen «My Woman»
«My Woman» продолжает линию «Burn Your Fire». Только он ярче и контрастнее. Олсен то томно и печально поет под одинокие клавишные («Intern», похожий на Лану Дель Рей с человеческим лицом), то бесновато кричит, словно Патти Смит или Райан Адамс, под неряшливые гранжевые аккорды, то отстраненно полубубнит под хмурую акустику. В его первой половине в основном гитарные боевики, грязь и истерика. Во второй — статика, пастель и плач навзрыд. Манифестов сильных женщин за последние годы мы прослушали предостаточно, но не было давно альбома о том, как найти себя и успокоиться. Вот «My Woman» как раз таков. 8/10
Apple Music
M.I.A. «A.I.M.»
Новый альбом M.I.A. стартует в привычном жанре «политсобрание на дискотеке», где правят этнобит и трэп-бас, звучат выстрелы и поднимаются проблемы беженцев. Словом, здесь все, чего не ждешь от других артистов, но без чего ты уже не имеешь права обойтись, если ты певица M.I.A. Притом что в большинстве случаев этот материал звучит очень действенно и эффектно, это так же не ново, как и слово swagger в песне «Freedun» (тем не менее лучшей на альбоме). 5/10
Apple Music
Patten «Ψ»
Превратившийся в дуэт анонимный английский проект Patten, участники которого называют себя просто A и D, выпустил на лейбле Warp третий альбом «Ψ». Это многослойная, калейдоскопичная и гипнотическая инновационная электроника, деконструирующая и пересобирающая заново звучание техно, индастриала, вонки и футворка под монотонный спокен-ворд. 6/10
Apple Music
Warpaint «Heads Up»
Четверка любимиц лос-анджелесской арт-богемы на новом альбоме смотрит в направлении RʼnʼB, попа или даже хип-хопа (одна композиция так и называется — «Dre»), чередуя задумчивые и атмосферные песни с музыкой для дискотек. 5,5/10
Apple Music
Optimystica Orchestra «Соленый как солнце»
У Евгения Федорова есть группа Zorge — естественное продолжение проекта Tequilajazzz. И есть Optimystica Orchestra — параллельная история, начинавшаяся с исполнения хорошо знакомого репертуара Tequilajazzz под босанову. Второй альбом «Оптимистики» вышел через 11 лет после первого. Новые песни в обрамлении эстрадных коктейльных аранжировок звучат обманчиво легкомысленно, подкупают взрослой и где-то суровой романтикой, как и положено сочинениям 51-летнего мужчины. Которому, возникает чувство, именно такой жанр с годами становится все больше к лицу. 6,5/10
Apple Music
Mr. Oizo «All Wet»
Французский кинорежиссер Квентин Дюпье записывает музыку под именем Мистер Ойзо — не все знают, как он выглядят, чаще помнят плюшевого медведя из клипов. Его новый альбом «All Wet», как и положено продукции лейбла Ed Banger, содержит ДНК французской электронной сцены — правда, существенно модифицированное благодаря участию приглашенных гостей — в списке среди прочих Skrillex, Charli XCX, Boys Noize, Siriusmo и Peaches. По мнению Дюпье, самое интересное, что происходит сейчас в музыке, — это EDM («Хотя 97 процентов его ужасны, раздражающи и бесполезны»), чем он при записи «All Wet» и руководствовался. Получилась по-хорошему легкомысленная запись, где только 3 трекам из 15 удалось превысить продолжительность в 3 минуты — даже сегодняшний слушатель с его стремительно сокращающейся продолжительностью концентрации внимания едва ли успеет соскучиться. 6/10
Apple Music
Danny Brown «Atrocity Exhibition»
Эксцентричный рэпер с амфетаминовым флоу и противным высоким мультяшным голосом читает про свои проблемы (и не проблемы) с наркотиками под абразивные, разбалансированные и неконвенциональные инструменталы. Отвечающий за большинство из них английский музыкант Пол Уайт, человек из рок-среды, словно специально был настроен сделать их наименее пригодными для чтения рэпа (практически всегда они звучат очень странно, но иногда — просто шедеврально). Получился альбом-аттракцион, авторы которого демонстрируют, пожалуй, самое нетипичное видение современного популярного рэпа за последнее время. 6,5/10
Apple Music
Mick Jenkins «The Healing Component»
Заглавные буквы в названии дебютного альбома интересного рэп-персонажа из Чикаго складываются в аббревиатуру THC — то есть тетрагидроканнабинол. Именно за THC Мик Дженкинс благодарит Господа в первой же песне. Можно предположить, что перед нами очередной веселый гедонист, и ошибиться (хотя курит он немало). Случай Дженкинса прямо противоположный. Так, строчка «I canʼt breath», ставшая рефреном наиболее яркого трека «Drowning», — это последние слова Эрика Гарнера, жертвы полицейского насилия, которого задушили при задержании (его заподозрили в том, что он продавал на улице сигареты без акцизов). Но, вместо того чтобы свести все к расовому неравенству, Мик Дженкинс считает правильным бороться с любым неравенством и всякой несправедливостью. В качестве средства борьбы рассматриваются не акции протеста, а любовь, о чем автор и рассуждает крайне технично, сноровисто и изобретательно. Говорят, что если много курить, то это вообще способствует тому, чтобы замахиваться на серьезные задачи. 6/10
Apple Music
ЛСП & Pharaoh «Кондитерская»
Совместные рэп-альбомы мало когда получаются цельными и безукоризненными, но это именно тот редкий случай. Новые герои сцены, ЛСП и Pharaoh, прежде чем отправиться в длинный совместный тур, записали неожиданно нежную EP о женщинах (иллюстративная цитата: «Я не был в раю, но я был в твоей глотке»), наркотиках и мизогинии, звучащую так, словно они уже полжизни в одной группе. 7/10
Apple Music
Slaves «Take Control»
Майк Ди из Beastie Boys, спродюсировавший трек Slaves «Consume or Be Consumed» и сочинивший для него несколько ленивых строчек, уверен, что миру сегодня нужен именно такой альбом. Какой? «Take Control» британского дуэта Slaves — это крикливый панк, страстно обличающий общество потребления так, словно это очень свежая идея. Воспринимать это на 100 процентов серьезно невозможно, впрочем, авторы и не настаивают. По крайней мере, с тем, что у них получилась крайне энергичная и непосредственная запись, спорить никто не станет. 5/10
Apple Music
Banks «The Altar»
Второй альбом Джиллиан Бэнкс — это нежный инди-поп с сильным креном в направлении современного RʼnʼB, мрачного и басовитого. С той лишь разницей, что вместо более-менее стереотипного перечня краеугольными темами альбома «The Altar» оказываются эмпауэрмент, феминизм и личностный рост. Бэнкс называется себя bad motherfucker и делает признания в духе «I fuck with myself more then anybody else». В конечном счете все равно получился набор клише, только более актуальных и, наверное, симпатичных. 6/10
Apple Music
«Сплин» «Ключ к шифру»
Ничего нового. Александр Васильев пишет стихи, сочиняет музыку и мало заботится о том, что вы о нем подумаете, — ну или о том, по какой причине к нему придут новые слушатели. «Ключ к шифру» — очень герметичная пластинка, которую хочется изругать уже только за умозаключения вроде «Никто не помнит, кто построил храм… здесь помнят лишь того, кто храм поджег». Делать это становится значительно сложнее, когда натыкаешься на песню «Реквием» и сидишь, не чувствуя себя способным подобрать слова, чтобы точно передать свои ощущения. (без оценки)
Apple Music
How to Dress Well «Care»
Инди-музыкант Том Крелл, в числе первых популяризировавший так называемое альтернативное RʼnʼB, характеризовавшееся актуальным электронным звучанием и, как правило, более мрачным, чем допускалось в этом жанре, настроем, официально прощается с трендом. Новый альбом его проекта How to Dress Well берет курс в направлении более традиционной поп-музыки, вычищенной и отглаженной, и не слишком убеждает. Этот поворот можно рассматривать и как революционный, и как вынужденный — ведь за шесть лет, что мы слушаем альтернативное RʼnʼB в целом и How to Dress Well в частности, этот субжанр утратил былую свежесть, а его героям приходится на это реагировать — с разным успехом. 5,5/10
Apple Music
Survive «RR7349»
Широкой аудитории до Survive не было дела, пока два участника экспериментального электронного квартета из Остина не записали блистательный саундтрек к летнему хиту Netflix — сериалу «Stranger Things». Это, впрочем, не означает, что зрители сериала немедленно превратятся в слушателей пластинки «RR7349» (Survive называют свои пластинки просто по их каталожным номерам): величественная винтажная синтезаторная электроника, нетанцевальная и обходящаяся без вокала, хотя она и содержит очевидные точки пересечения с работами больших кинокомпозиторов, довольно непроста для массового успеха. 7/10
Apple Music
ATL «Карма х кома»
Один из лучших отечественных рэп-артистов момента, автор замечательного и, есть ощущение, несколько недооцененного альбома «Марабу» всего лишь по прошествии года выдал еще один релиз — не настолько ультимативно обязательный к прослушиванию, но и далеко не проходной. В микстейп «Карма х кома» вошли как неплохо знакомые поклонникам ATL куплеты, выходившие на релизах других рэперов, так и совершенно новые вещи. Ясное дело, что с таким подходом не достичь той сногсшибательной монолитности, что поражала на «Марабу». Но странно было бы ждать ее от релиза, цель которого — дополнительно взбодрить аудиторию, прежде чем отправиться в осенний тур на два десятка остановок. 7/10
Apple Music
Pixies «Head Carrier»
Легендарная альт-рок-группа из 80-х и 90-х Pixies, чья деятельность в значительной степени повлияла и на Nirvana, и на Radiohead, и еще много на кого, два года назад выпустила (точнее, скомпоновала из трех EP) первый за 23 года альбом «Indie Cindy», который мало кому понравился. Тем не менее продолжение последовало — увы, это материал, который получается рекомендовать только самым преданным поклонникам, готовым простить великому в прошлом коллективу абсолютно все. 5,5/10
Apple Music
Mndsgn «Body Wash»
Все стереотипы (в хорошем смысле), которые всплывают в голове, когда речь заходит о битмейкере из Калифорнии, выпускающемся на Stones Throw, в случае Рингго Анчеты, американского музыканта филиппинского происхождения, верны на 100 процентов. Его второй сольный альбом «Body Wash» — отличный микс инструментального хип-хопа, электроники, психоделического соула, джаза и спейс-фанка. Mndsgn объединил эти песни довольно абсурдной сквозной историей про бездомного, приютившую его таинственную девушку и гель для душа, способный переносить в альтернативное измерение, — любители трэш-фантастики, вам сюда! 7/10
Apple Music
«ГШ» «Оэщ магзиу»
Группа, ранее известная как Glintshake, выставила немало барьеров перед неподготовленным слушателем (от названия альбома до 12-минутного инструментального трека, которым он открывается). Те, кто за них прорвутся, будут вознаграждены: «Оэщ магзиу» — поразительно смелый и сильный альбом, преисполненный чувством максимальной творческой вседозволенности. 8,5/10
Apple Music
Zomby «Ultra»
«Ultra» — это впечатляющая и масштабная работа на изрядно вытоптанном поле деконструкции британского клубного звука. Однако Zomby удается на нем не затеряться и выдать очень содержательную и, похоже, лучшую за долгое время пластинку — призрачное воспоминание о рейве 90-х и его последствиях. Эти треки могут зазвучать на танцполе только с целью этот танцпол разогнать. «Sweetz» закономерно привлекает внимание именем вышеупомянутого Burial, но ценен сам по себе, а не только как громкая коллаборация. Совместный с Darkstar — тоже не последними на этой сцене и не чужими для Hyperdub людьми — «Quandary» с почти детским азартом меняет местами кубики, из которых составлен грайм. В одиночку Zomby тоже справляется — см. «E.S.P.», «Glass» или гипнотический «Thaw», лучший трек этой пластинки. 8,5/10
Apple Music