В возрасте 48 лет умер Юрий Шатунов, экс-солист «Ласкового мая», исполнитель «Белых роз» и «Седой ночи», символ перестроечной поп-музыки и той свободы, которую она манифестировала. По просьбе «Афиши Daily» Антон Вагин («Всякая годная попса») объясняет, в чем была главная заслуга Шатунова как певца и секс-символа.

С 28 декабря 1989 года по 10 января 1990 года в «Олимпийском» творилось форменное безумие. 13 дней кряду десятки тысяч человек стекались туда, где на сцене, стилизованной под арену цирка, их ждал масштабнейший поп-спектакль: скачки на конях, балет на льду, световое шоу и, конечно же, все солисты «Ласкового мая».

Вся эта буффонада носила название «Белые розы белой зимой…», и именно она стала не только высшей точкой популярности группы, но и пиком развития красного диско — жанра, безраздельно правившего в советской поп-музыке в конце 80-х и начале 90-х. Подросткам наконец-то дали альтернативу опостылевшим кремлевским елкам: вместо надоевшего Деда Мороза и надоевших детских песен они получали настоящий праздник со своими кумирами.

Среди всего этого цветастого безумия выделялся главный виновник торжества — 16-летний Юра Шатунов с джинсовкой, накинутой на голый торс. Во время большинства его песен со сцены уходили все остальные, убиралось цветастое освещение, и он оставался один в свете прожектора. Яркие декорации и костюмы ему были не нужны: любовь публики к Шатунову была настолько всепроникающей, а его голос был настолько самодостаточен, что все остальное ощущалось лишним.

Тот самый концерт с «Белыми розами», символ настоящего величия «Ласкового мая»

Одиночество для Юры было привычным тогда не только на сцене. Нежеланный ребенок в семье, он год за годом лишался любви родителей, переходил из рук в руки другим родственникам, которые или умирали, или отдавали его следующим по очереди. Устав от этой круговерти, в 11 лет Шатунов в одиночку бродяжничал почти год, пока наконец в 1986 году не попал в оренбургскую школу-интернат № 2. Там Юра обрел свою первую настоящую семью во главе с композитором и поэтом Сергеем Кузнецовым, название которой вскоре окажется на устах едва ли не каждого жителя СССР.

«Ласковый май». Главная группа красного диско. Первый советский бойз-бенд. Первый представитель сиротка-попа. Символ эпохи. Все это так, но все это кажется просто почетными титулами. Важнее другое: чем был «Ласковый май» для подростков конца 80-х?

Он был голосом нового поколения, юнцов переходного возраста, которым уже неинтересно слушать Аллу Пугачеву и Валерия Леонтьева.

Им нужен тот, кто говорит с ними на их же языке. Именно им и стал Юра Шатунов, который простыми словами пел о самом важном — первой любви, разочарованиях в жизни, ее простых радостях и т. д. В кои-то веки со сцены с подростками говорили не надменные взрослые, а простой советский парень, такой же как они. Да и что уж скрывать, несмотря на свой юный возраст, Шатунов стал секс-символом перестройки. Если не для всей страны, то уж для его молодого поколения точно.

Безусловно, главная заслуга всей гениальности песен «Ласкового мая» в таланте Сергея Кузнецова, написавшего большинство из них. Однако именно Юра с суперузнаваемым высоким голосом и его нарочитой непрофессиональностью воплотил эти песни так, что миллионы подростков увидели в них себя. В конце концов, умы будоражила история о том, как простой пацан из провинциального интерната стал суперзвездой в 15 лет. Шатунов был самым настоящим воплощением русской мечты — пробиться из грязи в князи, не тратя на это долгие годы труда и работы.

Главная песня «Ласкового мая», которую помнит примерно каждый, кто в конце 1980-х — начале 1990-х жил в СССР/России

Но как мечта быстро воплотилась в жизнь, так же быстро она и закончилась. В 1991 году Шатунов уходит из «Ласкового мая», а через год группа перестает существовать. За красивой картинкой и всесоюзным успехом крылся полный мрак: бесконечные ссоры и интриги, куча подставных составов, катающихся по всей стране, постоянно меняющиеся вокалисты. Все это началось с приходом в группу Андрея Разина, который со временем завоевал власть над «Ласковым маем» и в конце концов отобрал права на песни у их автора Сергея Кузнецова и неоднократно пытался запретить их исполнение Шатунову.

Несмотря на это, Юра достаточно успешно исполнял все хиты «Ласкового мая» последние 30 лет как на концертах, так и в новых альбомах. Он так и не сумел полноценно отойти от наследия прославившей его группы, и значительная часть его творчества строилась или на старых песнях Кузнецова, или на подражании им.

Тем не менее история сольного Шатунова — это вовсе не грустный постскриптум эпоса о некогда великой группе.

Со временем он самостоятельно начал писать и музыку, и стихи к песням, записал несколько хитов вроде «Не бойся» и «С днем рождения!» и выпустил 7 альбомов. Больше всего из них выделяется пластинка «Запиши мой голос» 2006 года с электронными аранжировками а-ля европоп. В последние годы певец постоянно ездил с концертами по России. Только в 2022 году он выступил больше чем в 20 городах, а на вторую половину года было назначено еще столько же.

Не меньше, чем концертами, Шатунов в последнее время был увлечен борьбой с Андреем Разиным, пытаясь через суд вернуть Сергею Кузнецову его песни, а себе — право их исполнять без каких‑либо препонов. В начале июня этого года после многолетней битвы Шатунову это наконец удалось: суд отменил решение о переходе прав на песни «Ласкового мая» Разину. Тот, в свою очередь, конечно, заявил о незаконности решения и намерении обжаловать решение суда, однако впервые за десятилетия разинской автократии был нанесен решительный удар. Тем трагичнее и обиднее, что Шатунов так и не смог самостоятельно довести эту победу до конца.

Один из лучших хитов сольного Шатунова

История «Ласкового мая» всегда была очень сложной, грустной и безумной. Но все это со временем забудется, и останется главное — песни, голос Юры Шатунова и его вечная простая улыбка, сверкавшая из каждого клипа, с каждой афиши и на каждом концерте.

Казалось, что Шатунов никогда не стареет и остается вечно молодым, тем самым Юрой, певшим про беззащитные шипы роз. Теперь он им навсегда и останется.

Невозможно не отметить всю символичность смерти Шатунова именно в 2022 году. Сегодня, когда мы переживаем слом всего, что подарила нам перестройка, умирает человек, который был символом той эпохи. Символом веры в светлое завтра, символом свободы, символом перемен. Когда‑то Юра спел «Пусть будет ночь, ненужным ты станешь, закончив путь». И очень хочется, чтобы эти слова не касались ни Шатунова, ни всего, что он символизирует.

Подробности по теме
Умер Юрий Шатунов. Вот, как он перезапускал свою карьеру 20 лет назад.
Умер Юрий Шатунов. Вот, как он перезапускал свою карьеру 20 лет назад.